Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательство и его социально-экономическая роль.

Поиск

Верховин предпринимательское поведение- является специфическим видом экономического поведения, ориентированным на определенную вероятность достижения предельной нормы прибыли, извлекаемой в системе рыночной неопределенности. В более широком смысле предпринимательское поведение – одна из инновационных форм социального поведения. Чтобы действовать предприимчиво в соответствии с профессиональным предпринимательским призванием, людям недостаточно лишь родиться и быть предприимчивыми. Им необходимо иметь мотивацию к предпринимательскому поведению и профессиональной работе именно в качестве предпринимателей. Мотивы к предпринимательскому поведению формируются при наличии потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная потребность становится поведенческим мотивом. Поэтому предпринимательские действия людей и выбор ими предпринимательской профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание. Можно выделить следующие группы мотивов, побуждающие людей к предпринимательскому поведению: экономические мотивы; социальные мотивы; психологические мотивы; физические мотивы; гуманистические мотивы. Далеко не все люди, мотивированные к предпринимательскому поведению, становятся, однако, профессиональными предпринимателями. Детерминанты предпринимательского поведения не являются единственным источником влияния на людей в процессе их профессионального выбора. Наряду с мотивами к предпринимательскому поведению на данный выбор оказывают влияние и мотивы профессионального предпринимательского поведения. В их число входят статусные мотивы (мотивы обретения, поддержания, воспроизведения, усиления вертикали предпринимательской власти) и деятельные мотивы, побуждающие людей к выполнению профессиональных предпринимательских функций.

Выделение ценностей и соответствующих им образцов и норм предпринимательского поведения позволяет построить их классификацию, которая может быть структурирована следующим образом: Предпринимательский доход (прибыль). Он является, на наш взгляд, основной целью, ради которой активизируются все ресурсы и возможности человека, занятого в сфере венчурного бизнеса. Накопление экономических ресурсов (богатства). Это может быть капитал в различных его формах, конфиденциальная ценовая и другая информация, позволяющая предпринимателю достигать экономических преимуществ над конкурентами, или находящиеся в собственности предпринимателя ноу-хау, инновационные продукты и процессы. Власть. Она основана на количестве и «мощности» капитала (богатства), которым обладает предприниматель и который позволяет ему различным образом воздействовать на поведение других людей и социальных групп в своих собственных интересах. Социальный статус (престиж), к которому стремится предприниматель. Он (статус) является реальным и идеальным пределом социальных достижений, активизирующим предпринимательскую активность в различных секторах экономики. Свобода выбора и риска. Это важный компонент предпринимательского поведения, без которого было бы невозможно достижение предпринимательского дохода. Побуждает предпринимателя минимизировать возможные неудачи путем рационального расчета будущих действий. «Идеальные» ценности - минимум, творческо-познавательные, альтруистические и патриотические ценности предпринимательства. Образ и стиль жизни – результирующая ценность предпринимательского поведения, отличающая и выделяющая представителей венчурного бизнеса от других социальных групп. Те референтные группы, которые достигли выдающегося предпринимательского успеха, являются носителями предпринимательских способностей, традиций, навыков и ценностей и стимулируют экономическую активность новых поколений. Естественно, что в основе различных моделей предпринимательского поведения лежат многообразные комбинации вышеназванных ценностей, позволяющих отличать специфику жизни одних предпринимателей от других. Можно сказать, что для тех или иных субъектов предпринимательского поведения свойственны разные пределы социальных достижений, различные социокультурные образцы и средства реализации целей. В связи с этим можно выделить несколько моделей предпринимательского поведения, в основу мотивации которых могут одновременно быть заложены различные ценности и приоритеты: Модель личностной самореализации. Она базируется на форсировании личностных ресурсов и ориентирована на достижение успеха, причем в качестве предмета такового не обязательно выступает максимальная прибыль или богатство. Результирующей ценностью может быть, например, имидж победителя, обыгравшего конкурента в рыночной борьбе, успех маргинала, преодолевшего вопреки всем обстоятельствам множества препятствий, выполнение своей миссии и т.п. Стратификационная модель. В данном случае базовой ценностью предпринимательского поведения является процесс перемещения по социальной лестнице и достижение престижного статуса. Эта модель поведения наиболее типична для индивидов, находящихся на нижних этажах социальной структуры – аутсайдеров и маргиналов (этнических и социальных), которые, обладая «пассионарным импульсом», предпринимают отчаянные попытки изменить свое социальное и экономическое положение. Очевидно, что они стремятся реализовать себя в различных областях деятельности, в том числе и в сфере предпринимательства. Традиционная модель. Поведение предпринимателя в данном случае характеризуется следующими особенностями. В своих действиях он базируется на традициях, стандартах и ценностях определенной предпринимательской культуры, которая сформировалась в результате жизни нескольких поколений. В процессе «трансмиссии», передачи этих ценностей возникают целые династии предпринимателей, накапливающих специфические навыки, технологические рецепты и методы достижения профессиональных целей, передающихся по наследству. Транзитная модель. Здесь целью предпринимательских действий является создание устойчивой социальной «экониши» существования (для себя и собственного потомства). В случае достижения успеха предпринимательская активность угасает, и субъект, накопив определенный капитал, переходит в категорию рантье или передает свое дело в руки более предприимчивого менеджера, деятельность которого он контролирует. Авантюрно-игровая модель. Она характеризует действия отдельных экономических субъектов, отдающихся азарту конъюнктурной рыночной игры, максимальный приз и выигрыш в которой заслоняет неизбежные в этих случаях негативные результаты и последствия. Нормативно-рациональная модель. Она типична, прежде всего, для продуцентов и собственников инновационных продуктов и процессов. Предприниматели этой категории максимально рациональным образом стремятся достичь успеха в своей деятельности, изменяя и совершенствуя технологическую структуру производства, повышая его рентабельность и эффективность. К предпринимателям этого рода относятся, как правило, представители инженерного корпуса и ученые, внедряющие свои идеи и изобретения. Деструктивная модель. Система ценностей и установок предпринимателей этого типа, как правило, выходят за рамки легального бизнеса. Представители данной социальной группы ориентированы на получение остаточного (предпринимательского) дохода путем использования запрещенных методов, форм и средств. Таковыми могут быть, например, производство благ и услуг с отрицательным эффектом, запрещенных законом, сбыт некачественной продукции, создание фиктивных коммерческих структур (акционерных обществ, банков) и т.п. Это сфера полулегального и нелегального бизнеса. Безусловно, выделенные нами модели предпринимательского поведения не исчерпывают всего его многообразия и являются лишь первым приближением к изучению этой сложнейшей и очень важной социально-экономической проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.009 с.)