Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит как форма диагностического исследования

Поиск

Предмет и задача аудита

Аудит — вид профессиональной деятельность по независимой оценке операций организации. Сущность любого аудита можно све­сти к простой формулировке: контроль, оценка процесса и резуль­татов. Слово «аудит» возникло более двух тысяч лет тому назад и происходит от лат. «audio», что буквально значит «он слышит» или «слушатель», т.е. в самом слове заложен смысл, указывающий, что аудитор должен внимательно выслушать своего клиента и в слу­чае необходимости помочь ему. Иногда профессию аудитора срав­нивают с профессией врача, выслушивающего пациентов с целью диагностики состояния их здоровья, а аудитор «выслушивает» их на предмет экономического здоровья субъектов исследования (органи­зации, предприятия, фирмы).

Родиной аудиторского дела считается Великобритания, конец XIX века. Первоначально существовал контроль9, проводившийся сверху вниз, в процессе которого детально изучались оправдатель­ные документы и проводилась инвентаризация. По мере развития экономики происходило разделение функций между собственни­ками предприятия, его администраторами и кредиторами. Воз­росла роль акционеров, которым требовалась гарантия не только сохранности капитала, но и получения дивидендов. Необходимое условие этого — правильное ведение учета и эффективное функ­ционирование предприятия. Только независимый эксперт-аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной бухгалтерской отчетности и о вероятности продолжения деятель­ности предприятия по крайней мере в течение ближайшего пе­риода.

9 Под контролем понимается учет, проверка. — Прим. авт.


Это послужило толчком к появлению аудита и стало стимулом к его достаточно быстрому развитию. Динамику целей и методов ау­дита можно проследить по табл. З.10

Таблица 3. Цели и методы аудита

 

Периодизация Цели аудита Методы
Первый период — предыстория (до 1850 г.) Выявление эффективности работы, предотвращение злоупотреблений Детальная проверка фактов хозяйственной жизни
Второй период — возникновение аудита (1850-1905 гг.) Выявление злоупотреблений Проверка по существу (включая тестирование отдельных элементов)
Третий период — формирование профессии (1905-1933 гг.) Выявление правильности отражения финансового положения клиента Проверка на соответствие и по существу
Четвертый период — становление профессии (1933-1940 гг.) Выявление правильности отражения финансового состояния; обнаружение ошибки Тестирование
Пятый период — современ­ное состояние (1940 г. — по настоящее время) Выявление эффективности внутреннего контроля Стандартизация процессов проверки

Аудит получил признание во всех экономически развитых стра­нах. До 1929 г. он развивался исключительно на добровольной осно­ве, но после краха рынка ценных бумаг и Великой депрессии стал обязательным. С 1940 г. процедуры проверок стали четко проводить­ся по единым профессиональным стандартам (об аудиторских стан­дартах пойдет речь ниже).

Что же представляет собой аудит и сторона, в отношении кото­рой он проводится? Существует множество определений понятия «аудит»". Приведем некоторые из них.

Закон РФ «Об аудиторской деятельности» дает следующее опре­деление, носящее обязательный характер: «Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтер­ской (финансовой)отчетности, ила тсжно расче гной документации, нало­говых деклараций и других финансовых обязательств и требований эко­номических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг»12.

10 Основы аудита / Под ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Бухгалтерский учет, 2000. 453 с.

" См., например: Шеремет А.Д. Аудит. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. 352 с. 12 См.: Закон РФ «Об аудиторской деятельности», 7 августа 2001 г.


 




Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дал несколько более широкое определение ауди­та: «Аудитэто системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям»13.

Данное определение содержит следующие ключевые моменты:

• оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влия­ния субъективных факторов — администрации, собственни­ков, работников компании;

• аудитор определяет степень соответствия данных, представ­ленных в отчетности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации, содержащейся в отчетах, а не подтверждает абсолютную точ­ность представленных данных;

• проверка совершается в интересах определенных лиц, поэто­му аудитор точно определяет, в какой мере проверенные фак­ты соответствуют критериям и стандартам (в международной финансовой отчетности такие критерии общепринятые прин­ципы бухгалтерского учета).

Это определение позволяет распространить понятие «аудит» на большее число организационных проблем, что и произошло в за­рубежном менеджменте в 1980-1990 гг., а сейчас получает развитие в России.

Сторона, в отношении которой проводится аудиторская провер­ка, представляет собой экономический субъект, обязанный состав­лять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Под экономическими субъектами понимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) орга­низации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отрас­левые, межотраслевые, региональные и др.), банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организа­ции, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономи­ческим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. М., 1993. С. 4.


Предметом аудита может быть одна или совокупность органи­зационно-экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью фирмы. Это финансово-хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы и т.п.

Аудитор — физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской де­ятельности, т.е. специалист, имеющий квалификацию для аудита и способный проводить анализ и оценку таких объектов в системе управления, которые не поддаются непосредственному измерению (см. приложения 1 и 2).

Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение — организация или подразделение, где проводится аудит.

Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитической информацией на основе проведенного диагностического исследо­вания. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагностического ис­следования определяет его возможный инструментарий и методы обследования.

Цель диагностики:

• детально и глубоко изучить проблему (проблемы), стоящую перед организацией;

• выявить факторы и силы, влияющие на нее;

• подготовить всю необходимую информацию для принятия ре­шения, как организовать работу по ее разрешению.

Во многих случаях проведение диагностики позволяет опреде­лить пути решения рассматриваемой проблемы; установить, обла­дает ли организация необходимыми временными, материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы.

Нацеленность аудита на предоставление объективной и профес­сиональной информации определяет особую полезность аудита как формы диагностики, выделяет его из всей разновидности методов последней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.008 с.)