Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Персонал в системе управления качествомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Персонал — главный ресурс в системе качества, поскольку факторы, создающие условия для обеспечения и улучшения качества, в первую очередь, не технические и даже не экономические, а социальные, во многом связанные с персоналом64. Внедрение стандартов ИСО разрушает командное администрирование не только в отношениях между вышестоящим органом управления и предприятием, но и в управленческой структуре самого предприятия. Оно способствует: • усилению горизонтальных связей в противовес вертикальным, • демократизации административного управления (это иллюстрирует деятельность групп качества), • переходу от разобщенности к сотрудничеству, • доверительному характеру слова (примером является отношение к заявлению/декларации руководства о политике предприятия в области качества), • созданию на предприятии атмосферы доброжелательности, исключающей страх, • повышению ответственности каждого работника за результаты своего труда. Реализация стандартов ИСО предполагает, что в процесс обеспечения качества должен быть вовлечен весь персонал предприятия. При этом каждый работник должен нести ответственность за результаты своей деятельности в области качества. Концепцией TQM сформулированы ключевые положения, касающиеся роли персонала65: • он является в организации «ценностью № 1»; в вопросах ка • каждый внутренний потребитель функционального процесса
64 Русский перевод ИСО 9004-1 раздел «Персонал» называет «Кадры», что явно неудачно. Известно, что первоначальное значение слова «кадры» — постоянный состав военной части, не увольняемый в случае демобилизации в мирное время. В годы советской власти это значение было перенесено и на основной состав сотрудников предприятий.. Значение слова «персонал» — состав сотрудников предприятия, образованный персонами, т.е. особами, личностями. Отличие этих двух понятий очевидно. Персонал — не обезличенная, беспрекословно подчиняющаяся команде воинская часть. Акцент на персонификации (индивидуальности) работников предприятия, сделанный в стандартах ИСО, очень важен. Он дает возможность российским предприятиям при внедрении стандартов реализовывать подходы школы «человеческих отношений» — одного из наиболее прогрессивных направлений менеджмента. 65 Ее основы изложены в разделе 1.5 данной работы.
• при определении вектора ожиданий внутреннего потребителя К числу основных ожиданий, адресуемых персоналом к организации, относятся следующие (не ранжируемые по значимости): • создание безопасных и комфортных условий функциональной деятельности с использованием надежных, безопасных, удобных и эстетически совершенных средств деятельности; • определение порядка материального стимулирования (основная заработная плата, надбавки, премии, бонусы); • создание методов развития и совершенствования персонала и отдельных работников (обучение перспективным приемам труда, формирование и поддержание организационных коммуникаций, навыков и мастерства); • удовлетворенность содержанием работы (делегирование полномочий, уровень доверия руководств и коллег, карьерный рост, ощущение партнерских отношений с организацией), • предоставление социально-страховых гарантий (формат найма и содержание контракта, страхование от несчастных случаев, оплата больничных листов, пенсионное обеспечение). Ожидания (требования) пользователей к средствам и продукту деятельности формализуются «развертыванием функции качества» путем их описания в терминах технических требований и включения их в проектную и нормативную документацию. Кроме требований в параметрическом виде, допускается и их вербальный (описательно-качественный) вариант, например, описание дизайнерских характеристик средств деятельности и продукта. В качестве «поставщика» система организации обеспечивает реализацию требований и ожиданий персонала следующими средствами: • формирование адекватных форм и методов мотивации функциональной деятельности персонала, зависящих от результатов деятельности и рентабельности организации; • разработка и реализация фирменных нормативов по безопасности и эргономичности среды деятельности персонала; разработка (или приобретение) средств деятельности, отвечающих требованиям надежности, безопасности, эргономичности и дизайна; • создание системы обучения и тренировки специалистов предприятия, оценки и аттестации персонала, ротации и карьер- ного движения в рамках управления человеческими ресурсами организации; • организация системы планирования и постоянного повышения качества, проведение политики эффективного распределения и делегирования полномочий, организация аппарата наставничества и работы кружков качества; • формирование и целевая реализация социально-страховою пакета. Стандарт ИСО 9001:2000 требует (п. 6.2.1.), чтобы персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, был компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом. Для этого организация должна (п. 6.2.2.): • определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции; • обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей; • оценивать результативность предпринятых мер; • обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества; • поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (п. 4.2.4), т.е. осуществлять кадровое делопроизводство. Это означает, что весь персонал организации должен обладать достаточными способностями для успешного выполнения возложенных на работников обязанностей, чтобы эффективно решать задачи, стоящие передними, перед той группой представителей подразделения, в которую они входят, и перед организацией в целом, и обеспечивать предоставление потребителям услуг, соответствующих установленным требованиям. Отбор и прием на работу сотрудников для выполнения обязанностей, непосредственно влияющих на качество услуг, должен осуществляться так, чтобы обеспечить надлежащий уровень компетентности нанимаемых кадров. Необходимо регулярно проверять соответствие опытности, квалификации, знаний и навыков персонала потребностям организации. Подобный анализ должен проводиться совместно с проверками наличия необходимых ресурсов и финансирования и с учетом ожидаемых в будущем потребностей организации и ее клиентов. Анализ должен способствовать установлению целевых программ подготовки
персонала и внедрению эффективных процессов отбора и найма сотрудников Следует выбрать соответствующую методологию подобного анализа, чтобы можно было выявлять потребности в индивидуальном и групповом повышении квалификации персонала. К числу подобных методов анализа можно отнести оценку эффективности работы сотрудников, аудит их квалификации, анализ информации, поступающей но каналам обратной связи с потребителями, собеседования с вновь нанимаемыми сотрудниками и т.д. В процессе проверки квалификации и эффективности работы необходимо убедиться в том, что каждому сотруднику известно: • о целях и задачах организации в области качества; • о значении его деятельности в занимаемой должности для достижения целей в области качества, стоящих перед организацией в целом и перед тем подразделением, в котором он работает; ' • о значении его работы или должности для потребителей. В результате проведенного анализа может потребоваться осуществление программы обучения или переподготовки кадров, нацеленной на повышение (усиление): • уровня профессионального мастерства; • навыков в части коммуникаций; • знаний и квалификации в области менеджмента; • знаний и квалификации по отдельным отраслям знаний; • знаний и навыков в области менеджмента качества. Эффективность обучения и повышения квалификации сотрудников должна оцениваться так, чтобы на основе получаемых оценок можно было: • проверить достаточность компетентности работников для выполнения новых или развивающихся в сторону усложнения должностных обязанностей; • подтвердить окупаемость расходов на развитие кадров; • совершенствовать будущие методы оценки квалификации персонала, программы и методы его обучения и переподготовки. Сотрудникам должны быть предоставлены время и средства для самосовершенствования посредством: • участия в конференциях, семинарах и т.п. мероприятиях; • проведения научных исследований; • получения образования. Данный стандарт также требует, чтобы организация в любой момент могла выявить текущее состояние дел, уровень образования, компетентности и эффективности работы всех сотрудников. Этому может способствовать система информации о кадрах, в которой должны составляться и храниться соответствующие обобщенные отчеты. Альтернативой подобным отчетам могут быть индивидуальные отчеты сотрудников или отчеты о повышении квалификации кадров. Перечисленные отчетные материалы должны подтверждать: • достигнутые каждым сотрудником уровни квалификации, опытности и эффективности работы; • реализацию согласованных мероприятий по развитию персонала и его подготовке; • эффективность обучения и переподготовки сотрудников, атак-же обеспечивать выявление слабых мест организации в части квалификации персонала с целью внедрения изменений в технологию работы, производственные процессы или в структуру организации. С вводом в действие новой версии стандартов ИСО серии 9000 определился круг задач, которые организация должна решить по реализации принципаТОМ «Вовлечение персонала». Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» предусматривает необходимые действия для вовлечения персонала в деятельность по улучшению эффективности и результативности, как организации, так и системы менеджмента качества66 (см. рис. 25). Но все эти шаги носят рекомендательный характер, поэтому организация должна сама определять порядок вовлечения и поддержания адекватной мотивации персонала. Подраздел 6.2. «Человеческие ресурсы» стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования» предписывает организации обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества67. Данное требование стандарта прослеживается в верхних уровнях пирамиды потребностей А. Маслоу и находит отражение в теории Герцберга, относясь к группе мотивирующих факторов. Если основу согласованного комплекса стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 выпуска 2001 года образуют восемь принципов менеджмента качества, а один из них «Вовлечение персонала», и в стандарте 66 ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации 67 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 предъявлены требования к организации при обеспечении этого процесса, то с большой долей уверенности можно сказать: целесообразно создавать систему менеджмента качества, включая в нее, в виде определенной подсистемы или процесса, порядок мотивации (вовлечения) персонала. При этом появляется возможность: • сделать систему мотивации более емкой по своим характеристикам, т.к. во многих организациях давно созданная система мотивации морально устарела; • основываясь на принципе процессного подхода, выявить все подпроцессы, определить ответственного и исполнителя каждого из них; • выявить все точки контроля в системе, сделав ее прозрачнее и доступнее. Данную систему мотивации можно зафиксировать в виде отдельной документированной процедуры или в виде программы обеспечения качества. Но при этом возникает необходимость в дополнитель- ных требованиях к системе мотивации, т.к. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 охватывает не все факторы, влияющие на мотивацию, поэтому можно учитывать рекомендации ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Дополнительно при документировании системы мотивации необходимо: • разработать порядок сбора и анализа данных, как об удовлетворенности персонала, так и об его профессиональных навыках, установив при этом сроки проведения сбора и анализа данных по данным направлениям; • определить критерии оценки персонала (как пример можно привести качество работы, объем работ, присутствие на работе, лояльность к организации и др.); • сделать порядок начисления заработной платы понятным для каждого сотрудника организации, приведя его в описании системы мотивации; • определить требования к корпоративной культуре, как, нематериальной составляющей мотивации. Необходимо учитывать, что система мотивации, как и система менеджмента качества, подлежит постоянному анализу и улучшению со стороны высшего руководства. Реализация такого подхода на практике позволит: • вызвав заинтересованность сотрудников в улучшении своей • уменьшить количество различных систем, уже существующих в организации, стремясь к постепенному соединению их в одну, и соответственно упорядочивая до более высокой степени внутренние процессы; • четко определить ответственность, права и полномочия тех сотрудников, которые отвечают за процесс мотивации в организации; • избежать подтасовки данных при распределении признания и вознаграждения; • на основе поддерживаемых в рабочем состоянии записей об образовании, подготовке, навыках и опыте идентифицировать потребности сотрудников организации для правильного планирования и обеспечения их карьеры, тем самым, поддерживая у них определенную мотивацию; • давать адекватный и исчерпывающий ответ на вопросы аудиторов, касающиеся требований подраздела 6.2. «Человеческие ресурсы» ГОСТ Р ИСО 9001-2001; • при внутренних аудитах системы менеджмента качества
устранять практические несоответствия, связанные с вовлечением сотрудников, что в дальнейшем приведет к повышению уровня их мотивации; • обеспечить соблюдение принципа TQM, так как мотивация — На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: для повышения эффективности менеджмента качества за счет вовлечения персонала организация должна: • создать актуальную систему мотивации в данной организации, направив все усилия на создание необходимой корпоративной культуры, а не только на обеспечение материальной составляющей мотивации; • включить ее в систему менеджмента качества, в качестве подсистемы, описав ее в виде процедуры или программы обеспечения качества, в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и рекомендациями ГОСТ Р ИСО 9004-2001, учитывая при этом дополнительные аспекты вовлечения персонала, неупомянутые стандартами; • разработать этический кодекс организации; • непрерывно улучшать и совершенствовать процесс мотивации персонала. Многообразие задач, возникающих в процессе менеджмента качества, требует их регламентирования. Под регламентированием деятельности персонала в области качества понимается обоснование и документальное закрепление функций обязанностей, прав и ответственности в области качества подразделений и должностных лиц предприятия. Регламентирование осуществляется разработкой различных видов нормативных документов по качеству. Наряду с такими видами, как Руководство по качеству, процедура качества, инструкция по качеству и другие, к их числу относятся и положения о подразделениях и должностные инструкции. Отличительная особенность последних в том, что они носят не просто нормативный, а нормативно-правовой характер. В силу этого они имеют более высокий юридический статус: к нарушителям требований именно этих документов могут быть применены административно-дисциплинарные меры вплоть до увольнения. Практика внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях показывает, что в действующих на них положениях о подразделениях и в должностных инструкциях, как правило, не отражается (или делается это крайне неудовлетворительно) новая деятельность в области качества. Данное обстоятельство существенный недостаток в организации работ по менеджменту качества. Ключевой момент в регламентировании — стандартизация требований к построению, содержанию и изложению положений о подразделениях и должностных инструкций. Разработка соответствующих стандартов предприятий позволяет установить единый для предприятия порядок создания и пересмотра этих документов, и что особенно важно, — обеспечить своевременное отражение в них но-иых функций, обязанностей, ответственности и прав в области качества (см. рис. 26)68. Рис. 26. Последовательность регламентирования деятельности персонала в области качества Соблюдение требований ИСО 9001-2000 предъявляет повышенные требования к уровню специ альных знаний и умений персонала, 68 Свиткин М.З., Маиута В.Д., Рах/шн К.М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕН, 1999. С. 284.
который достигается развитием персонала, его надлежащей подготовкой. Подготовка персонала в области качества — это деятельность администрации предприятия по обеспечению готовности персонала к выполнению работ в соответствии с требованиями системы TQM. Организация подготовки персонала осуществляется на основе принципов всеобщности, обязательности, непрерывности и иерархической последовательности. Подготовка персонала и повышение его квалификации становится в современных условиях объективно необходимой частью производственной деятельности и уже не рассматривается только как желательная, но необязательная ее форма. В современных условиях нежелание работников повышать свою квалификацию должно расцениваться как нарушение производственной дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аудит как инструмент облегчает самооценивание кадровой политики, позволяет выявить области, где люди не поддерживают TQM. Назначение инструмента — стимулировать дискуссию по существующей кадровой политике и определить, способствует ли эта политика поддержке TQM сотрудниками или нет. Инструмент следует структуре элемента управления людьми в модели EFQM, обеспечивая большую глубину критериев оценки, давая тем самым полезную входную информацию для массива данных по критерию, в частности, из-за представления среза организации. Инструмент может использоваться и в автономном режиме всеми желающими оценить факторы, связанные с человеческими ресурсами. В табл. 12 представлены сгруппированные по шести разделам факторы, характеризующие «наилучшую практику» (best practice). Ниже приводится пример оценивания третьего критерия (1в) в разделе 1 «Планирование и совершенствование кадров», т.е. выявление того, как организация гарантирует справедливость в отношении персонала. Не так легко дать определение «справедливости», но для целей данного инструмента упор делается на подход «единый статус», заключающийся в гармонизации кадровой политики по всему предприятию. Работодатели ищут приверженности от своих работников, обычно заявляя: «Мы здесь все вместе», но компания должна показать, что все ее работники ценятся по достоинству. Важным способом реализации этою принципа служит гармонизация, или единый статус. Единый статус всех работников есть один из путей снижения барьеров между «Мы и Они». Единый статус означает: Таблица 12. Аудит как инструмент оценки кадровой политики в среде TQM, основные элементы
(1) гармонизируются условия по очередным отпускам, по отпускам по болезни, отпускам по семейным обстоятельствам, парковке машин, пенсиям. Неодинаковость условий сигнализирует о том,
что некоторых работников ценят больше, чем остальных, а более жесткие правила для рядовых работников, например в отношении отпусков по болезни, свидетельствуют о недоверии. Но если работнику не доверяют, как же можно делегировать ему ответственность; (2) регистрация времени прихода, если она используется, распространяется на всех, а не только на рядовых работников. Это еще один признак, по которому можно судить о доверии к работникам. Если система регистрации прихода ведется, то почему не для всех сотрудников; (3) столовая — одна для всех, как для менеджеров, так и для неуправленческого персонала. Такие столовые предоставляют хорошую возможность побыть вместе менеджерам и остальным работникам, узнать друг друга, обсудить и разрешить проблемы. Если имеется столовая, то используется ли она всеми работниками — менеджерами и неменеджерами? Если нет, надо выяснить, почему это происходит — из-за плохого качества еды, убогого убранства или же потому, что менеджеры не желают обедать вместе со своими подчиненными; (4) к людям относятся с уважением; (5) с работниками разговаривают вежливо, серьезно прислушиваются к их мнениям, называют всех по имени и т.д. По каждому вопросу дается пояснение, служащее руководством по затронутым проблемам. Вопросам но приписывается никакой вес, поскольку относительная значимость каждого фактора варьируется от компании к компании. Обеспечение надлежащей «подгонки» стратегии бизнеса, подхода к TQM и кадровой практики, а также внутренняя увязка различных аспектов кадровой политики более важны, нежели подход по принципу «для галочки» и «чем больше, тем лучше». Цель данного инструмента — стимулировать дискуссию по вопросам текущей кадровой политики и обеспечить базу для передачи передового опыта. Каждый фактор можно проанализировать с помощью следующих суждений: (а) «Да, мы успешно реализовали такую политику, но это не значит, что дальнейшие улучшения невозможны»; (6) «Мы пытались реализовать ее, но нам это удалось не вполне, (в) «Мы начинаем к этому обращаться и уже достигли некоторо (г) «Мы рассмотрели эту политику, но решили воздержаться от ее (д) «Мы осознаем ситуацию, но до настоящего времени не пред (е) «Мы еще не рассматривали эту политику». Данный инструмент может использоваться отделом кадров, но больший эффект можно достичь, если обследование выполнить с привлечением нескольких подразделений. Это позволит получить более объективную картину. Подключение стороннего консультанта, знакомого с вопросами кадровой политики и TQM и выступающего в роли координатора, может привести к более предметной дискуссии, в частности, позволит привлечь опыт других организаций. Используя аудит как инструмент очень важно помнить, что доминирующее значение имеет не то, какие конкретно принципы и методы декларируются, а то, как они воплощаются на деле. Практическая реализация не должна носить формальный характер. Например, мало проку в редких и непредставительных брифингах команд. Аналогично, новые порядки не следует навязывать, но всякий раз, когда появляется возможность, надо привлекать работников к участию и консультациям.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.013 с.) |