Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит интеллектуального капитала

Поиск

Вторая половина XX века характеризовалась нарастанием постин­дустриальных тенденций в экономике ведущих стран мира. Поэтому теоретики постиндустриализма должны были перевести осмысление одного из основополагающих тезисов этой метатеории — о ведущей роли знаний в экономических и общественных отношениях инфор­мационного общества в практическую плоскость. Для этого потре­бовалось кардинальным поменять методологическую парадигму экономического мышления, в частности, по-новому переосмыслить такие понятия, как стоимость и капитал.

Этапной в этом отношении стала книга Тайичи Сакайя «Стои­мость, создаваемая знанием или История будущего», вышедшая в 1985 г. в Японии. Он одним из первых объединил два понятия «зна­ние» и «стоимость» — «стоимость, создаваемая знанием». Таким образом, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний и их взаимной оценки.

Современный американский и западноевропейский руководитель имеет в своем арсенале концепцию интеллектуального капитала, ко­торая позволяет по-новому взглянуть на структуру ресурсов компа­нии, следовательно, на управление ею. Понятие «интеллектуальный капитал» не только обрело теоретико-научный статус, но и переве­дено в практическую плоскость менеджмента.

В середине 1990-х гг. на западном рынке появились фирмы, по­строенные на основе новых управленческих схем и структур (напри­мер, структуры, разработанной специалистами «Чикагской Школы человеческого капитала»111). Они добивались успеха как в области

111 Чикагская экономическая школа сформировалась в Чикагском универ­ситете в 40-50-е гг. Родоначальником этой школы является лауреат Нобелев-


повышения эффективности персонала, так и в сфере увеличения эффективности организации в целом. Более того, «эффективность по Парето»112 у подобных фирм не работала: результат во многих случаях улучшался за счет ухудшения результатов по другим направ­лениям. Например, фирма, ухудшая экономические показатели, вкладывала деньги в персонал, а итоговый положительный результат превосходило все ожидания.

Центральная методологическая установка этого направления — объяснять экономические процессы на основе принципов поведе­ния людей. Упор делается на количественном анализе и практиче­ской подтверждаемое™ результатов исследований.

Концепция Чикагской Школы человеческого капитала предпо­лагает, что вложение средств в персонал производится прежде всего ради повышения эффективности предприятия. Такие инвестиции, в том числе и в оптимизацию структуры, оцениваются как исклю­чительно важные для предприятия. Стремление к строгому количе­ственному анализу и получению практически значимых результатов с неизбежностью привело специалистов данного направления к ис­пользованию высокоточных компьютерных инструментов. Специа­листы данного направления одними из первых стали широко приме­нять прецедентные экспертные системы в работе с предприятиями.

В общем понимании под интеллектуальным капиталом подраз­умевают сумму знаний и умений, а также опыт и квалификацию всех работников организации, обеспечивающих ее конкурентные возможно­сти на рынке. Результатом эффективного использования интеллекту­ального капитала выступает интеллектуальный продукт — результат мыслительной деятельности, включающий изобретения, открытия, патенты и иные объекты интеллектуальной деятельности. Посколь­ку объем интеллектуального продукта организации зависит от по­тенциальных возможностей и эффективности использования интел­лектуального капитала, проблемы роста интеллектуальных ресурсов фирмы приобретают в настоящее время большое значение. Увели­чение интеллектуального капитала возможно в рамках целенаправ­ленной стратегии развития организации по подбору, привлечению и подготовке персонала, являющегося носителем интеллектуального

ской премии Милтон Фридмен. Основная доктрина — ограничение вмеша­тельства государства в экономику. В сфере Чикагской экономической школы в 70-х гг. сформировалась «теория человеческого капитала».

112 Эффективность по Парето (эффективность распределения ресурсов): результат по любому направлению не может быть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.


 




капитала. Важным исходным моментом является возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях.

При анализе интеллектуального капитала выделяют три его со­ставляющие:

• «человеческий капитал»;

• «структурный капитал»;

• «потребительский капитал».

Человеческий капитал — часть сотрудников фирмы, способная к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляет­ся за счет использования максимально возможного объема знаний сотрудников организации и увеличения числа сотрудников, владе­ющих знаниями, необходимыми фирме. То есть человеческий капи­тал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу.

Структурный капитал — система организации и обеспечения эф­фективной работы человеческого ресурса — включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компонен­ты, обеспечивающие проявление организационных способностей фирмы.

Потребительский капитал — сформированная система отноше­ний с потребителями продукции данной организации, с поставщи­ками — характеризуется степенью предпочтения потребителей това­ров и услуг только торговой марки данной компании и надежностью связей с поставщиками.

Существующая на сегодняшний день система финансового учета предполагает отражение в бухгалтерском балансе наряду с матери­альными и нематериальных активов, представляющих интеллекту­альный продукт и деловую репутацию фирмы, но основная труд­ность связана со стоимостной оценкой интеллектуального капитала. Попытки экономической оценки интеллектуального капитала осу­ществлялись экономистами многих стран. Существуют опреде­ленные наработанные методики, используемыемногими компания­ми в своей практической деятельности. Основным методом оценки интеллектуального капитала компании является разница между ры­ночной стоимостью акционерного капитала и текущей стоимостью основных фондов. Учитывая определенные факторы, влияющие на достоверность и надежность этого способа оценки, в ряде случаев

Например: Стюарт Т. Богатство от ума. Минск: Парадокс, 1998.


используется «коэффициент Тобина», показывающий отношение ры­ночной стоимости объекта к стоимости его замены.

Российская система финансового учета, и отчетности предпола­гает учет нематериальных активов, в составе которых учитывается и деловая репутация организации, т.е. «цена фирмы» — отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хоро­шее управление, эффективность производства, хорошие отношения внутри коллектива, удачное местоположение и др. Деловая репута­ция определяется как превышение покупной цены имущества над оценочной (начальной) стоимостью. Вместе с тем практика продажи российских компаний показывает: лишь немногие фирмы продают­ся по стоимости, превышающей стоимость имеющихся материаль­ных активов. Многие организации сталкиваются с такой проблемой, что инвесторы практически не вкладывают средства в предприятия с небольшими объемами материальных фондов. В связи с этим бо­лее привлекательными являются фирмы, наращивающие свою ка­питализацию, в том числе и за счет роста интеллектуального капи­тала. Основные факторы, определяющие рост интеллектуального капитала:

1. Формирование коллектива сотрудников, составляющих осно­ву человеческого капитала организации путем систематического поиска, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы.

2. Создание здорового морально-психологического климата в кол­лективе, т.е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовлетворения от результа­тов своей деятельности, появляется стремление к взаимообучаемо­сти и взаимозаменяемости в работе с клиентами.

3. Формирование банка знаний, включающего собственные ис­следования и разработки; накопленный опыт, знания и навыки ра­ботников в виде регламентов, методических разработок, руководя­щих материалов и т.д.; специфические наработки со смежниками; маркетинговые исследования и др.

4. Создание положительного имиджа и репутации компании
путем рекламы и продвижения товарного знака и товарной марки,
формирования брэнда организации, обладающего рыночной стои­
мостью.

Вполне естественно, что основной составляющей интеллек­туального капитала является человеческий капитал. Потеря клю­чевых сотрудников фирмы — это не простое увеличение текуче­сти кадров, но в ряде случаев это потеря конкурентоспособности, снижение рыночной стоимости и возможное банкротство фирмы.


 




На сегодняшний день управление персоналом — это не только об­ласть кадрового менеджмента, но и финансового, поскольку объем, состав и структура интеллектуального капитала и эффективность его использования составляющие элементы финансовой устойчи­вости организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.013 с.)