Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аудит интеллектуального капиталаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вторая половина XX века характеризовалась нарастанием постиндустриальных тенденций в экономике ведущих стран мира. Поэтому теоретики постиндустриализма должны были перевести осмысление одного из основополагающих тезисов этой метатеории — о ведущей роли знаний в экономических и общественных отношениях информационного общества в практическую плоскость. Для этого потребовалось кардинальным поменять методологическую парадигму экономического мышления, в частности, по-новому переосмыслить такие понятия, как стоимость и капитал. Этапной в этом отношении стала книга Тайичи Сакайя «Стоимость, создаваемая знанием или История будущего», вышедшая в 1985 г. в Японии. Он одним из первых объединил два понятия «знание» и «стоимость» — «стоимость, создаваемая знанием». Таким образом, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний и их взаимной оценки. Современный американский и западноевропейский руководитель имеет в своем арсенале концепцию интеллектуального капитала, которая позволяет по-новому взглянуть на структуру ресурсов компании, следовательно, на управление ею. Понятие «интеллектуальный капитал» не только обрело теоретико-научный статус, но и переведено в практическую плоскость менеджмента. В середине 1990-х гг. на западном рынке появились фирмы, построенные на основе новых управленческих схем и структур (например, структуры, разработанной специалистами «Чикагской Школы человеческого капитала»111). Они добивались успеха как в области 111 Чикагская экономическая школа сформировалась в Чикагском университете в 40-50-е гг. Родоначальником этой школы является лауреат Нобелев- повышения эффективности персонала, так и в сфере увеличения эффективности организации в целом. Более того, «эффективность по Парето»112 у подобных фирм не работала: результат во многих случаях улучшался за счет ухудшения результатов по другим направлениям. Например, фирма, ухудшая экономические показатели, вкладывала деньги в персонал, а итоговый положительный результат превосходило все ожидания. Центральная методологическая установка этого направления — объяснять экономические процессы на основе принципов поведения людей. Упор делается на количественном анализе и практической подтверждаемое™ результатов исследований. Концепция Чикагской Школы человеческого капитала предполагает, что вложение средств в персонал производится прежде всего ради повышения эффективности предприятия. Такие инвестиции, в том числе и в оптимизацию структуры, оцениваются как исключительно важные для предприятия. Стремление к строгому количественному анализу и получению практически значимых результатов с неизбежностью привело специалистов данного направления к использованию высокоточных компьютерных инструментов. Специалисты данного направления одними из первых стали широко применять прецедентные экспертные системы в работе с предприятиями. В общем понимании под интеллектуальным капиталом подразумевают сумму знаний и умений, а также опыт и квалификацию всех работников организации, обеспечивающих ее конкурентные возможности на рынке. Результатом эффективного использования интеллектуального капитала выступает интеллектуальный продукт — результат мыслительной деятельности, включающий изобретения, открытия, патенты и иные объекты интеллектуальной деятельности. Поскольку объем интеллектуального продукта организации зависит от потенциальных возможностей и эффективности использования интеллектуального капитала, проблемы роста интеллектуальных ресурсов фирмы приобретают в настоящее время большое значение. Увеличение интеллектуального капитала возможно в рамках целенаправленной стратегии развития организации по подбору, привлечению и подготовке персонала, являющегося носителем интеллектуального ской премии Милтон Фридмен. Основная доктрина — ограничение вмешательства государства в экономику. В сфере Чикагской экономической школы в 70-х гг. сформировалась «теория человеческого капитала». 112 Эффективность по Парето (эффективность распределения ресурсов): результат по любому направлению не может быть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.
капитала. Важным исходным моментом является возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях. При анализе интеллектуального капитала выделяют три его составляющие: • «человеческий капитал»; • «структурный капитал»; • «потребительский капитал». Человеческий капитал — часть сотрудников фирмы, способная к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляется за счет использования максимально возможного объема знаний сотрудников организации и увеличения числа сотрудников, владеющих знаниями, необходимыми фирме. То есть человеческий капитал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу. Структурный капитал — система организации и обеспечения эффективной работы человеческого ресурса — включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компоненты, обеспечивающие проявление организационных способностей фирмы. Потребительский капитал — сформированная система отношений с потребителями продукции данной организации, с поставщиками — характеризуется степенью предпочтения потребителей товаров и услуг только торговой марки данной компании и надежностью связей с поставщиками. Существующая на сегодняшний день система финансового учета предполагает отражение в бухгалтерском балансе наряду с материальными и нематериальных активов, представляющих интеллектуальный продукт и деловую репутацию фирмы, но основная трудность связана со стоимостной оценкой интеллектуального капитала. Попытки экономической оценки интеллектуального капитала осуществлялись экономистами многих стран. Существуют определенные наработанные методики, используемыемногими компаниями в своей практической деятельности. Основным методом оценки интеллектуального капитала компании является разница между рыночной стоимостью акционерного капитала и текущей стоимостью основных фондов. Учитывая определенные факторы, влияющие на достоверность и надежность этого способа оценки, в ряде случаев Например: Стюарт Т. Богатство от ума. Минск: Парадокс, 1998. используется «коэффициент Тобина», показывающий отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены. Российская система финансового учета, и отчетности предполагает учет нематериальных активов, в составе которых учитывается и деловая репутация организации, т.е. «цена фирмы» — отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управление, эффективность производства, хорошие отношения внутри коллектива, удачное местоположение и др. Деловая репутация определяется как превышение покупной цены имущества над оценочной (начальной) стоимостью. Вместе с тем практика продажи российских компаний показывает: лишь немногие фирмы продаются по стоимости, превышающей стоимость имеющихся материальных активов. Многие организации сталкиваются с такой проблемой, что инвесторы практически не вкладывают средства в предприятия с небольшими объемами материальных фондов. В связи с этим более привлекательными являются фирмы, наращивающие свою капитализацию, в том числе и за счет роста интеллектуального капитала. Основные факторы, определяющие рост интеллектуального капитала: 1. Формирование коллектива сотрудников, составляющих основу человеческого капитала организации путем систематического поиска, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы. 2. Создание здорового морально-психологического климата в коллективе, т.е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовлетворения от результатов своей деятельности, появляется стремление к взаимообучаемости и взаимозаменяемости в работе с клиентами. 3. Формирование банка знаний, включающего собственные исследования и разработки; накопленный опыт, знания и навыки работников в виде регламентов, методических разработок, руководящих материалов и т.д.; специфические наработки со смежниками; маркетинговые исследования и др. 4. Создание положительного имиджа и репутации компании Вполне естественно, что основной составляющей интеллектуального капитала является человеческий капитал. Потеря ключевых сотрудников фирмы — это не простое увеличение текучести кадров, но в ряде случаев это потеря конкурентоспособности, снижение рыночной стоимости и возможное банкротство фирмы.
На сегодняшний день управление персоналом — это не только область кадрового менеджмента, но и финансового, поскольку объем, состав и структура интеллектуального капитала и эффективность его использования составляющие элементы финансовой устойчивости организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.013 с.) |