Общий аудит интеллектуального капитала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий аудит интеллектуального капитала



Общий аудит интеллектуального капитала подразумевает рас­смотрение нематериальных активов компании, их документальное оформление, фиксирование состояния на текущий момент и, если возможно, подсчет их стоимости. При анализе работников обычно рассматривается образование каждого из них, а также проводится ряд психометрических тестов и тестов на тип личности с целью выяв­ления потенциала каждого сотрудника. В результате выявляются ин­дивиды, обладающие критическим мышлением, умеющие успешно продавать товары и услуги, демонстрирующие сноровку или склон­ность к командной работе. Личность обладает гораздо большим набором ценных качеств, чем можно выявить с помощью разрабо­танных тестов. Надлежит рассмотреть и права на интеллектуальную собственность, и все торговые марки и ноу-хау. В итоге мы получим значительный объем сведений о нематериальных активах, что даст возможность определить количество работников с высшим образо­ванием, количество людей со стажем работы в компании более деся­ти лет, количество обслуженных покупателей, зарегистрированных патентов, а также сумму, в которую обошлась их защита. Образно говоря, все это поможет собрать статистику, играющую роль ценной информации. Проблема общего аудита состоит в том, что этот про­цесс может затянуться до бесконечности, поскольку мы имеем дело с нематериальными активами, более того, с людьми. Важно поэтому перед составлением собственно плана аудита определиться с кон­кретной целью его проведения.

Знание своего интеллектуального капитала — богатый источник информации об организации, имеющий особую ценность в следую­щих ситуациях:

• Подтверждение способности организации достичь своих це­лей.

• Планирование исследований и разработок.

• Аккумулирование исходной информации для составления программ по реорганизации.

114 При написании данной главы использованы фрагменты из кн.: Бру-кингЭ. Интеллектуальный капитал. СПб.: ПИТЕР, 2001.


 

• Постановка целей обучающих программ и программ подго­товки для сотрудников организации.

• Оценка стоимости предприятия.

• Расширение границ корпоративной памяти.

Термин «аудит» всегда применялся в контексте бухгалтерии, имея задачей подтверждение того, что счета компании отражают досто­верную и беспристрастную информацию о ее финансовом положе­нии. При рассмотрении интеллектуального капитала термин «аудит» применяется в более широком контексте: выявление интеллекту­ального капитала компании, наблюдение за ним и управление им. Лица, занимающиеся аудитом бухгалтерских счетов, руководству­ются конкретными директивами, помогающими им идентифици­ровать ценность некоторых активов. Стоимость земли и зданий зависит от местоположения, остаточная стоимость транспортных средств определяется сроком их эксплуатации, компьютеры оце­ниваются исходя из обозначенной даты выпуска с учетом принятой нормы амортизации. Обычного аудитора не интересует соответствие наличного парка автомашин нуждам организации по выполнению данной работы, равно как и прибыльность патента, которым владе­ет компания. Напротив, лицо, осуществляющее аудит интеллекту­ального капитала, очень даже заинтересовано в обнаружении такого сотрудника, чьи знания и умения используются не в полной мере. Процесс аудита интеллектуального капитала направлен на поиск возможностей оптимального использования нематериальных акти­вов. Логично вытекающий отсюда вопрос: «Как узнать, что активы используются оптимальным образом?» — допускает двоякий ответ. Во-первых, можно подойти к этому вопросу философски и потра­тить значительное время на поиск ответа, что не очень практично. Во-вторых, можно дать определение гипотетическому состоянию «оптимальною использования активов» в контексте организацион­ных целей. Мы считаем такое состояние соответствующим наилуч­шему из возможных.

Состояние нематериальных активов в значительной мере влияет на эффективность работы компании.

Пример

Проанализируйте нижеприведенные ситуации и подумайте, каким образом компания может провести желаемые изменения:

1. Компания намерена превратиться из сборщика компьютеров в пред­приятие с полным циклом производства. Для осуществления такого перехода руководство принимает решение о наделении сотрудников специфическими


 




полномочиями, создав для этих целей среднее управленческое звено из лично­стей предпринимательского типа, умеющих организовать деловое сотрудниче­ство, — что необходимо для деятельности компаний такого рода. Высшее ру­ководство полагает, что предоставило персоналу полную свободу в проявлении инициативы, но желаемых перемен в поведении сотрудников не происходит. В чем вы видите причины возникшей проблемы.

2. Компания предоставляла некоторые услуги в течение пяти лет, формируя
около 10 % прибыли за счет повторных контрактов. Руководство намерено уве­
личить этот объем до 30 % при одновременном сокращении затрат на продажи
Каким образом можно достичь поставленной цели»?

3. Очень крупная производственная компания, выпускающая широкий
диапазон электротоваров и бытовой техники, имеет четыре исследователь­
ских лаборатории, регистрирующих совместными усилиями сотни патентов
ежегодно. Было решено выяснить вклад одной из лабораторий в общую при­
быль, приносимый непосредственно ее патентами. Эта сумма оказалась около
$250 000, тогда как защита патентов требует в два раза больших затрат. Что сле­
дует предпринять данной компании?

Каждая из вышеприведенных ситуаций требует анализа интел­лектуального капитала компании. Необходимо выяснить, насколь­ко вообще этот капитал используется и может ли он способствовать осуществлению необходимых изменений.

В целом аудит интеллектуального капитала проводится, чтобы определить совокупность необходимых ресурсов для осуществления изменений и выявить те из них, в которых организация испытыва­ет недостаток. Поскольку цель обычно известна, можно мысленно представить себе оптимальный набор активов, то есть наилучшие ре­сурсы из возможных, — независимо от осведомленности компании насчет их наличия.

Примером оптимальной совокупности активов могут послужить Торговый знак и повторные сделки.

Торговый знак характеризуется 100-процентным узнаванием, а повторные сделки охватывают 100% покупателей. Это означа­ет: каждый, хотя бы один раз увидевший торговый знак, узнает его в дальнейшем, и каждый, хотя бы один раз сделавший покупку в этой компании, сделает это снова. Тот факт, что описываемое состояние может быть недостижимым для каждой компании, не играет реша­ющей роли; мы просто формируем точку зрения, а также получаем средство измерения интеллектуального капитала в контексте постав­ленных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.004 с.)