Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструменты сбора информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методами управленческого аудита являются стандартные процедуры экспертного консультирования: • установочные и экспертные интервью; • анализ документов; • сбор данных; • формализованное описание процедур; • построение схем и моделирование бизнес-процессов и ключевых функций. Данные методы базируются на технологии структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Techniques — SADT)54. SADT — методология описания больших систем; позволяет эффективно анализировать и проектировать деятельность коммерческих и производственных организаций. — Прим. авт. В ходе управленческого аудита используются следующие инструменты сбора информации. 1. Наблюдения. Посещение служебных помещений, наблюдение людей в работе и изучение их взглядов, проблем и предложений дают наиболее важную для управленческого аудита информацию, как организация работает на практике, как она живет, каково ее развитие и каковы в ней человеческие взаимоотношения. Наблюдают за процедурами, операциями, процессами и характером социализации (коллективного общения). Например, наблюдение за собраниями работников позволяет выявлять групповые процессы и формы поведения. К методам активного (прямого) наблюдения относятся: фотография рабочего дня, хронометраж, метод моментных наблюдений, самофотография и др. 2. Специальные записи — ведутся по просьбе аудитора в течение определенного времени в соответствии с его требованиями.
3. Специальные отчеты делаются по просьбе аудитора отдельными отобранными им специалистами по определенным аспектам проблемы, включая их видение ее решения. 4. Беседа (интервью). При управленческом аудите беседа наиболее применяемый инструмент сбора информации. Интервьюирование применяется для получения информации, необходимой при анализе рабочего процесса, выяснении суждений работников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет, исправляет или опровергает предыдущие, раскрывает побочные явления и неожиданные взаимосвязи, влияния или ограничения. Беседой можно управлять. При этом гибкость, присущая живой беседе, при достаточной квалификации интервьюера, определяет полезность интервью, как вида аудиторского обследования. Однако высокая стоимость использования из-за больших затрат времени, определяющая узкий охват исследуемой совокупности, и кажущаяся субъективность интервьюирования, а также неточность информации при наличии заинтересованности в исследуемом вопросе у опрашиваемого, ограничивают масштабы применения интервьюирования и требуют при планировании сбора информации определить, какие факты следует получить в ходе бесед, от кого, когда, где и как. 5. Вопросники (использование анкет) — позволяют получить Их использование объясняется относительной дешевизной по сравнению с личной беседой (интервью), а также более широким охватом опрашиваемых. Вопросник может служить подготовительной стадией к личному интервью. Если мероприятия по использованию определенного вида опроса осуществляются периодически и в сопоставимом виде, существует возможность исследования динамики состояния организации. 6. Встречи для сбора данных предполагают организацию аудитором специальных обсуждений, цель которых получение информации по рассматриваемой проблеме. 7. Обзоры отношений служащих. При выполнении некоторых заданий, например, при необходимости изменений условий работы и занятости, могут использоваться исследования отношений служащих, дающих информацию, как люди относятся к существующему положению дел и как могут отреагировать на возможные изменения. 8. Оценки служащих. Аудитор может использовать оценки клиента относительно:
• фактов, знакомых клиенту; • аспектов текущей ситуации, изучение которых не требует большой точности; • аспектов текущей ситуации, изучение которых посредством наблюдения и измерения дорогостоящи, а вероятность недостоверной оценки незначительна. Использование оценок служащих требует их проверки и внимания к возможной погрешности. Суждения персонала будут достовернее, если они не имеют прямого отношения к изучаемому вопросу. В целом оценки проверяют на достоверность на основе опыта (известные величины объема, количества или стоимости за недавний период времени) и путем сопоставления с информацией об идентичных событиях. 9. Аудиторский эксперимент применяется для получения инфор дитора о требующихся изменениях. Реализация возможностей аудиторского эксперимента может повлечь побочные эффекты. Так, осуществление эксперимента может привести к неудовлетворенности персонала, не ставшего его участником. В то же время у участников эксперимента может сложиться чувство, что ими манипулируют. Анализ и синтез информации Для реализации задач управленческого аудита по формированию выводов о причинах проблемной ситуации и рекомендаций о путях совершенствования системы управления, собранную информацию подвергают аналитической обработке. В аудиторском исследовании присутствуют и сочетаются методы анализа (изучение собранного фактического материала) и синтеза (выведение общих закономерностей на основе собранного материала). Построение целого из частей (синтез), принятие решений на основании анализа фактов и выработка предложений по осуществлению действий начинается уже во время анализа. Если аудитор определяет, что исследуемая проблема подчиняется действию известного ему общего правила, применяется метод дедукции. Отсутствие возможности отнести исследуемую ситуацию к «известному» общему знанию предполагает применение метода индукции, т.е. сбор и анализ необходимого объема фактического материала с целью выведения правила, действующего в данном случае. Для эффективного пользования анализом как методом аудита аудитор должен развивать в себе логическое мышление, аналитичность, способность отделять главное от второстепенного. В аналитической деятельности аудитора важным является его умение правильно определить значимость обнаруженных в ходе аудита несоответствий. Каждое выявленное несоответствие может быть классифицировано по таким его признакам, как содержание, степень значимости, форма проявления, частота встречаемости, иерархический уровень принятия решения об его устранении, степень сложности его устранения, область распространения и объект аудита качества (см. рис. 21). Классификация помогает определить специфику каждого несоответствия и разработать адекватно этой специфике корректирующие и предупреждающие действия. Значительным несоответствием в системе качества следует считать невыполнение требования, установленного документом системы качества, которое отрицательно влиянет на обеспечение качества продукции и должно быть устранено в кратчайший срок. Примеры
таких несоответствий: любое несоответствие, которое может привести к ухудшению качества продукции; использование средства измерения с истекшим сроком калибровки (поверки); фактически более низкая квалификация работника, выполняющего ответственную операцию, чем это требуется по технологическому процессу; применение несанкционированного документа по качеству; зарегистрированные данные не дают представления о фактическом состоянии объекта аудита. Наличие значительного несоответствия исключает возможность принятия положительного решения по проводимому аудиту и требует разработки и реализации корректирующего действия. Факт обнаружения значительного несоответствия фиксируется в протоколе. Незначительное несоответствие — невыполнение требования, установленного документом системы качества, которое может отрицательно повлиять на обеспечение качества продукции или привести к появлению значительного несоответствия, если оно не будет устранено. Примеры незначительных несоответствий: • документально оформленная политика предприятия в области качества носит рекламный, неконкретный характер; • в должностных инструкциях руководителей и специалистов не указаны их обязанности в области качества; • единичные случаи невыполнения требований одного из документов системы качества; • превышение установленных сроков аттестации некоторых сотрудников службы качества; • отдельные нечеткие записи при регистрации результатов контроля или испытаний. Незначительное несоответствие должно быть устранено в ходе аудита. Подготовленные и систематизированные фактические данные анализируются для выявления взаимосвязей, соотношений и тенденций. В зависимости от характера проблемы и цели проводимого аудита персонала используются: • математические и статистические методы экономического анализа; • методы анализа системы управления и состояния ее элементов; • причинно-следственный анализ; • методы анализа будущего; • метод сравнения (сопоставления).
1. Математические и статистические методы экономического анализа позволяют изучить характеристики функционирования, состояния и эффективности исследуемого объекта. К этим методам относятся расчет показателей в динамике, средних величин, дисперсии, плотности распределения, корреляционный и регрессионный анализы и др. Сопоставления между показателями позволяют вскрыть качественные характеристики исследуемого явления. В управленческом аудите математические и статистические методы используются, когда на основании результатов их применения можно выявить качественные связи. 2. Методы анализа системы управления и состояния ее элементов, к которым относятся: • моделирование — позволяет представить сложную ситуацию
• функционально-стоимостной анализ — позволяет выбрать вариант построения системы управления или выполнения той или иной функции управления, требующий наименьших затрат или являющийся наиболее эффективным с позиции конечных результатов; • системный анализ — методическое средство системного подхода, позволяющее изучить систему управления и состояние составляющих ее элементов (целей, функций, организационной структуры, персонала, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений), а также многообразных типов связей этих элементов системы управления организации между собой и с внешней средой; • метод балансового анализа в рамках системного анализа — позволяет осуществить балансовые сопоставления и увязки элементов замкнутой системы; • параметрический анализ — установление функциональных зависимостей между параметрами элементов системы организации в целом, систем организационных функций (например, производственной системы) и системы управления, позволяющее определить степень их соответствия; • метод последовательной подстановки — позволяет изучить влияние на эффективность системы управления каждого фактора ее формирования и функционирования, исключая действия других факторов; • метод структуризации целей — предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления посредством их развертывания в иерархическую систему, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления. Структуризация целей позволяет обеспечить взаимоувязку, полноту, сопоставимость целей разных уровней управления организацией и персоналом и исключить дублирование в целях, которые может быть причиной неэффективности организации; • метод динамического анализа позволяет расположив в виде динамического ряду количественные данные, характеризующие систему, изучить устойчивые тенденции, и исключить случайные отклонения; • анализ силового поля — позволяет: определить зависимости и факторы, влияющие на системную ситуацию; представить существующую ситуацию в качестве определенного равновесного состояния двух групп сил, действующих в противоположных направлениях: положительные (побуждающие) силы способствуют движению I сторону решения проблемы, а отрицательные (ограничивающие) силы мешают этому движению. В ходе анализа составляющие этих двух видов сил выявляются и делается оценка их относительной величины. Изменения происходят при нарушении состояния (равновесия), например, при добавлении одной или нескольких новых сил, или путем усиления или ослабления уже существующих сил. При достижении нового состояния дел (ситуации) формируется новое равновесие, что является постоянным продолжением непрерывного процесса изменений. 3. Причинно-следственный анализ — позволяет определить причинные связи между условиями и событиями, что позволяет решать проблемную ситуацию. В ходе причинно-следственного анализа определяется «основная» причина, работа с которой приведет к решению проблемы. В качестве «основной» определяется причина, относящаяся к внутренним ситуационным условиям. От правильности определения «основной» причины зависит эффективность управленческого аудита. Причинно-следственный анализ — это работа по формированию гипотезы о наличии причинно-следственной связи и изучение фактического материала о ситуации с целью определения правильности этой гипотезы. 4. Методы анализа будущего — предполагают определение характеристик будущей ситуации на основе анализа прошлого и настоящего, динамики изменений и методов предвидения. Наиболее распространенный подход к анализу будущих тенденций — это экстраполяция, т.е. будущее видится как продолжение прошлых тенденций. Однако в современных условиях быстрых технологических, социальных и прочих изменений данный метод неэффективен. Более применим подход, предусматривающий возможность неожиданных изменений, основанный на более глубоком изучении ситуационных характеристик и вероятности их сохранения или изменения в будущем, свойственный методам управления на основе предвидения будущего и гибких экстренных решений. 5. Метод сравнения (сопоставления) — важнейший метод аналитической работы в ходе осуществления любой формы аудита. Его применение предполагает наличие некоторых опорных точек при изучении количественных и качественных характеристик деятельности организации. Метод сравнения основной в системе методов управленческого аудита. По сути, метод сравнения лежит в основе аудита, диагностики и консультирования в целом. В ходе любой консультативной деятельности сопоставляется существующая ситуация с желаемой и намечаются пути движения в эту сторону. Метод сравнения тесно связан с другими методами
аналитической работы и их результатами. Так, практически все результаты применения других аналитических методов (например, математических) — это объект последующих аналитических процедур сопоставления, что позволяет их отнести в разряд обслуживающих потребности метода сравнения. Сравнение позволяет сопоставить существующую систему управления в целом и ее элементы с передовыми образцами или нормативным состоянием. Сравнение качественных показателей предполагает сопоставление существующей практики осуществления определенной деятельности в организации с существующими у аудитора образцами, что позволяет выявить возможные недостатки. Метод сопоставления позволяет вскрыть существующие отклонения от заданных стандартов. Количественные показатели позволяют сопоставить уровень рентабельности, текущей ликвидности данной организации по отношению к среднему их уровню по отрасли или по региону. В управлении персоналом сравнительный подход часто используется для сопоставления уровней текучести, прогулов, нарушений трудовой дисциплины, заработной платы, а также при внедрении новой для организации программы управления персоналом. При аудиторском исследовании сферы управления используют следующие параметры сопоставления: • прошлое состояние, уровень значения показателей, прошлые достижения; • планы и нормативы организации-клиента (прошлые, настоящие и перспективные). При отсутствии формально установленных планов и нормативов состояния, на основе существующих записей, информации, содержащейся в информационной системе, в ходе управленческого аудита формируются стандарты, с которыми сравнивается фактическая деятельность и программы. Например, сравнивается фактическая работа в области управления персоналом с целями, политикой и процедурами организации в этой области. При применении управления по целям (МВО) достигнутые результаты сравниваются с установленными целями; • характеристики других организаций с сопоставимыми ситуационными условиями; • ограничения, накладываемые внешними ситуационными факторами (например, законодательные ограничения); • нормативные и регламентирующие материалы, имеющиеся у аудиторов; • мнение внешнего консультанта и/или научного исследования в области управления используются в ходе аудита в качестве стандарта для сопоставления осуществляемой в организации деятельности. Внешние суждения могут быть полезными для вскрытия причин отмеченных проблем. Метод сравнения широко используется в качестве основы для выработки перспективных стандартов, разработанных по рекомендации аудитора. Такой подход предполагает использование для сравнения уместных примеров, моделей и стандартов из отечественной и мировой практики. Большинство аудиторов использует метод сравнения (сопоставления) как основу для управленческих исследований и оценки деятельности организаций при подготовке руководств и опросников. В соответствии с методом нормативного анализа в ходе сопоставления при управленческом аудите применяют систему нормативов, определяющих состав и содержание функций по управлению, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей и специалистов, значение которых сопоставляют с фактическим состоянием. Это позволяет исследовать состояние и наметить пути совершенствования системы управления. К методам сравнения относится опытный метод, предполагающий сопоставление исследуемой (опытной) ситуации с предшествующим периодом данной системы или другой, аналогичной системы. Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Метод анализа главных компонентов дает возможность при сравнении использовать не множество показателей, а те немногие, отражающие свойства большинства других. Опыт аудиторской работы дает большую информационную базу, позволяющую быстро ориентироваться в создавшейся ситуации путем классификации ситуации организации-клиента к тому или иному изученному типу организаций по своим характерным особенностям. Компетентное (при достаточном внимании к полноте характеристик ситуации) использование метода сравнения позволяет снизить трудоемкость аудиторских исследований. Для аналитической обработки количественная информация представляется в виде
таблиц и диаграмм; для изображения процессов и процедур, систем и их элементов используются схемы и рисунки. С использованием ЭВМ технические возможности обработки количественной информации повышаются. Однако это требует соответствующей подготовки аудиторов, возможностей компьютера и наличия аналитических программ. Следует также учесть, что количественная информация в управленческом аудите в большинстве случаев вспомогательная. 2.6. Аудиторское заключение Конечный результат комплекса услуг по управленческому аудиту— оптимизация системы управления на основе положений аудиторского заключения. Практическая работа в этом направлении может проводиться с участием или без участия аудитора. Аудиторские процедуры позволяют сформировать определенную картину деятельности организации в области управления, мнение аудитора о ее текущей эффективности и путях ее повышения. Управленческий аудит (этап аудита) прекращается после обнаружения совокупности проблем, без практического решения которых не имеет смысла осуществлять дальнейшую диагностическую работу. Результаты управленческого аудита оформляются в форме заключения (отчета), содержащего описание выполненных аудиторских процедур, их результаты, недостатки, обнаруженные в ходе проверки, рекомендации по совершенствованию политики и практики управления в организации. Написание отчета — общий метод консультационной и аудиторской деятельности и основной аудиторский метод совершенствования текущей ситуации эффективности управления персоналом. Аудиторское заключение — это обширное описание деятельности в области управления, включающее в себя рекомендации по более эффективному ее ведению. Наличие в заключении баланса информации, касающейся недостатков и примеров эффективной работы организации, упрощает принятие клиентом формулировок аудитора. В управленческом аудите целесообразно использовать жесткую форму написания аудиторского заключения в финансовой сфере. Аудиторское заключение может содержать несколько частей: для руководителей стратегического уровня управления организацией (заинтересованных и обладающих полномочиями для получении этой информации) и руководителей (специалистов) функциональных подразделений и специфических функций. Вместо решения проблем, приоритет которых определялся в прошлом наугад, сотрудни- ки, занимающиеся вопросами управленческих технологий, могут, пользуясь аудиторским отчетом, сконцентрироваться на проблемах, имеющих наибольший потенциал увеличения эффективности организации. Динамика изменения состояния показателей может отражать потенциальные сложности. Мнение аудиторов, выражаемое в заключении, может выполнять роль внешнего авторитетного суждения, инициирующего изменения. Наиболее важное свойство аудиторского заключения — это возможность его использования для определения направлений усилий в будущем. Знание о настоящем состоянии позволяет планировать, устанавливать цели, которые в дальнейшем можно использовать в качестве стандартов оценки. Если клиент стремится скрыть в ходе проверки информацию, сузить ее рамки, исказить в выгодном для работодателя мнении, то аудитору целесообразно отказаться от выражения своего мнения. В таком случае в заключении в соответствии с конкретными событиями изменяется часть, затрагивающая описание объема аудиторской проверки, а в отдельном объяснительном абзаце аргументируются все существенные причины, которые привели в отказу, с приложением возможных расчетов-аргументов. Аудитор может выразить отрицательное мнение, если разногласия носят с профессиональных позиций существенный характер, имеются невысокая степень доверия к администрации по существу рассматриваемых вопросов. Все существенные причины должны быть рассмотрены и аргументированы в отдельном объяснительном абзаце. Аудитор (аудиторская организация) не несет ответственности за события, возникшие после даты подписания аудиторского заключения. Ответственность за информацию аудитора о таких событиях возлагается на клиента (руководство экономического субъекта). Если клиент не исправляет указанные в заключении недостатки и не вносит поправки, носящие существенный характер, и которые требовал аудитор после даты написания аудиторского соглашения, аудитор должен в письменной форме указать клиенту на его ответственность за последствия неисполнительности требований аудитора. Формирование результатов аудиторских процедур и предоставление их клиенту в форме аудиторского заключения позволяет: • определить потенциальные места повышения эффективности организации посредством усиления практики управления; • обеспечить высший уровень руководства схемой для анализа и оценки эффективности системы управления организацией;
• обеспечить руководство функциональных подразделений аналитической основой для анализа сильных и слабых сторон работы соответствующей службы, информацией, необходимой для оптимизации управления по его направлениям; • включить функциональное руководство в решение проблем эффективности управления организацией; • обеспечить руководство подразделений информацией, демонстрирующей другим частям организации пользу эффективных процедур управления; • защитить области управления от некомпетентных нападок и домыслов. Управленческий аудит может проводиться в форме разовой проверки или носить регулярный характер. Организациям не следует ждать «тревожного сигнала» (проявления причин проблем, лежащих в области управления, например, в финансовом состоянии организации), показывающего, что «что-то неправильно» и уже необходим аудит для определения требующихся корректирующих воздействий. В практике управления общепризнанно, что профилактическое диагностирование организации — это характеристика хорошего управления. Наличие регулярного аудита управления не исключает, однако, возможность приглашения аудиторов или профессиональных консультантов для помощи в решении дополнительных или внезапно возникающих проблем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.015 с.) |