ТОП 10:

Аудит и аудиторская деятельность



Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматривает и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги раз­деляются на:

услуги действия(услуги по созданию документов, состав кото­
рых установлен в договоре с экономическим субъектом и ра­
нее экономическим субъектом не созданных);


услуги контроля(услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской органи­зацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты на­логов и иных обязательных платежей; тестированию бухгал­терского персонала экономического субъекта);

информационные услуги(услуги по подготовке устных и пись­менных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное об­служивание; издание методических рекомендаций).

Аудиторская организация может разработать внутрифирмен­ные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше за­ниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результа­там. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь финансовой), ее достоверности и законности. Результат аудиторских услуг — возможное состояние объектов в бу­дущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета иконтроля.

Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятель­ность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг14.

Аудит — вид коммерческой активности — в отличие от консуль­тирования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исто­рически профессиональный аудит стал формироваться как след­ствие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а ау­диторы их строго придерживаются.

Консультирование — это «любая форма оказания помощи в от­ношении содержания, процесса или структуры задачи или серии за­дач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это»15. Под консультированием

14 См.: Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. 352 с.

15 Steele F. Consulting for organisational change. 1975. P. 3.


понимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить си­туацию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Боль­шинство штатных работников в сущности являются консультанта­ми, даже если они себя официально консультантами не называют»16. Управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, ко­торые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению ре­шений»17.

Если аудитор лицо, аттестованное в установленном порядке18, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к серти­фицированию консультационной деятельности.

Главный критерий успешности и эффективности работы кон­сультанта — уровень удовлетворения потребности клиента в осу­ществлении какого-либо управленческого решения в рамках своей организации. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации кон­сультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда своему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консуль­танта фиксируются в Профессиональном кодексе.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, ISO 9001:94, по­зволяющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Такой международный сертификат получила пока единственная российская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ)

Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, — диплом Школы консультантов по у-правлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Пра­вительстве РФ. Этот диплом выдается пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об экспертизе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организаци­онному развитию (АКУОР).

16 Block P. Flawless consulting: A guide to geting your expertise used. 1981. P. 2.

17 GreinerL.E., Metier R.O. Consulting to management. 1983. P. 7.

18 В Законе РФ «Об аудиторской деятельности» одним из условий для дея­
тельности аудиторской организации является наличие не менее пяти аттесто­
ванных аудиторов.


Международная организация труда (МОТ)19 с момента своего по­явления уделяла значительное внимание развитию служб управлен­ческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра­нам-участницам организовывать местные консультационные служ­бы для различных секторов экономики и готовить преподаватель­ские кадры и консультантов по вопросам управления.

Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство — предпри­ниматели — трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена присоединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифици­ровала 55 конвенций, из которых действуют 48.

Аудит и консультирование смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследу­емой деятельности, аудиторы выполняют консультативную рабо­ту. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стандартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.

Аудит и ревизия

Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.

19 Международная организация труда (МОТ) — межправительственная ор­ганизация; создана в 1919 г. по решению Парижской мирной конференции как автономная организация Лиги (устав МОТ утвержден какч. XIII Версальского мирного договора 1919 г.). В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. К 1999 г. в МОТ входило более 200 государств (в т.ч. Рос­сия). Деятельность МОТ распространяется в основном на четыре сферы:

—улучшение условий труда и жизни;

—стимулирование занятости;

—раскрытие потенциала рабочей силы;

—развитие социальных институтов.

Для выполнения своих задач МОТ пользуется тремя дополняющими друг друга методами:

1. Установление международных норм и контроль за их соблюдением (Международный Трудовой Кодекс);

2. Техническое сотрудничество (Программы и Проекты затрагивают раз­личные регионы планеты и концентрируются на следующих основных обла­стях: развитие, подготовка кадров, условия и гигиена труда, трудовые отноше­ния и т.п.);

3. Исследовательская работа, подготовка документации и распространение информации.


Ревизор приходит в организацию с установкой: определить закон­ность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача аудитора — определить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошиб­ки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.

По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор дол­жен соблюдать конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудито­ра клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.

Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же — развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.

Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управ­ленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как необходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.

Контроль — это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управ­ляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целе­сообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел»20. Среди ви­дов контроля можно выделить административный, технический, хо­зяйственный, финансовый, экономический, экологический.

Становление аудита в России21

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной эконо­микой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него

20 Шохин CO., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит.
Теория и практика применения в России. Научно-методическое пособие. М.,
1997. С. 7.

21 В России звание аудитора введено Петром I. Должность аудитора совме­
щала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокуро­
ра. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.


господствуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка ка­питалов, стремления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономиче­скую устойчивость, гарантии собственникам и кредиторам сохран­ности их вложений.

В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустро­ить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных учреждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная деятельность государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров»).

В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий кон­троль. В 1918 г. советское правительство создало Народный комис­сариат по государственному контролю с учетно-контрольными кол­легиями во всех губерниях и регионах. На них возлагались проверка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. — Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. — Комиссия советского контроля, 1940 г. — Народный комис­сариат государственного контроля, 1946 г. — Министерство народ­ного контроля СССР, 1965 г. — Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно воз­растал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требова­лось тех, кто проверял бы правильность их работы.

Правительство время от времени предпринимало попытки скоор­динировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но толь­ко проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.

После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государствен­ных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-эко­номический центр Научно-исследовательского финансового ин­ститута, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении


бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгори-сполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.

В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита — не­зависимого контроля22. Строго говоря, Инаудит не могла считаться независимой — ее учредителями выступали Министерство финан­сов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.

Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволи­ло создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограничен­ной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдель­ные виды работ дома. В это время были зарегистрированы аудитор­ские фирмы «Контакт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и ре­альности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммер­ческой деятельности.

В это же время на аудиторском рынке России появилась «большая шестерка» западных аудиторских фирм23. В январе 1990 г. образовано совместное предприятие «Эрнст энд Янг Внешаудит». Его специали­сты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в дру­гих фирмах по их просьбе вне зависимости от их расположения или принадлежности.

К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты норма­тивных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.

Этот подход дал положительные результаты: создана система под­готовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих ре­шений стал эффективно использоваться при осуществлении стратеги-

22 Подробнее о становлении и развитии аудита в России см.: Данилев­
ский Ю.А.
Аудит в России — реалии сегодняшнего дня (странички истории) //
АиН. 1995. №3(12). С. 11.

23 С 1998 г. «большую шестерка» из-за слияния двух фирм превратилась
в «большую пятерку» и объединяет фирмы: Price Waterhouse Coopers, Andersen
Wbrldwide, Ernst and Young, KPMG, Deloitte Touche Tohmatsu International.


еского и оперативного управления, при выполнении всех управлен­ческих функций, при проведении технической работы по управлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостатки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию понятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бухгалтеров.

Президент России 7 августа 2001 г. подписал Закон «Об аудитор­ской деятельности», в соответствии с которым планируется создание единого федерального органа для регулирования деятельности ауди-торско-консалтинговых групп, оговариваются условия для деятель­ности аудиторской организации на территории РФ. Негосударствен­ное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения., в компетенцию ко­торых войдет и проверка качества работы индивидуальных аудито­ров и аудиторских организаций.

В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7 % по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка аудиторов и консультантов, взвешенная по рангу, возросла со­ответственно в два раза.

Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 424.

тлКттп л rmnvu-mvnn пынка аудиторских и консалтинговых услуг, %

Услуги Оценочная деятельность 2000 год 5,9 2001год
  4,9 5,5
  2,8
Информационные технологии — управление 3,4 3,7
Маркетинг + PR 0,5
  0,6 1,8
  0,8 0,6
  12,3 10,3
  7,8 8,7
  3,3 4,6
Остальные услуги 1,7 1,5
  4,6
  1,7 1,1
  2,6 1,1
Общий аудит 46,4 46,8

Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений. Потребители аудиторской информации — владельцы, партнеры, правительство, налоговые ор­ганы, работники организации, кредиторы и другие внешние заинте­ресованные пользователи. Исполнители — независимые аудиторы, выполняющие проверку отчетности на договорных началах.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.009 с.)