Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аудит и аудиторская деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматривает и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на: • услуги действия (услуги по созданию документов, состав кото • услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта); • информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций). Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом. Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь финансовой), ее достоверности и законности. Результат аудиторских услуг — возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля. Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг14. Аудит — вид коммерческой активности — в отличие от консультирования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исторически профессиональный аудит стал формироваться как следствие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а аудиторы их строго придерживаются. Консультирование — это «любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это»15. Под консультированием 14 См.: Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. 352 с. 15 Steele F. Consulting for organisational change. 1975. P. 3. понимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуацию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большинство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют»16. Управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений»17. Если аудитор лицо, аттестованное в установленном порядке18, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности. Главный критерий успешности и эффективности работы консультанта — уровень удовлетворения потребности клиента в осуществлении какого-либо управленческого решения в рамках своей организации. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда своему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе. Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, ISO 9001:94, позволяющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Такой международный сертификат получила пока единственная российская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ) Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, — диплом Школы консультантов по у-правлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ. Этот диплом выдается пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об экспертизе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР). 16 Block P. Flawless consulting: A guide to geting your expertise used. 1981. P. 2. 17 GreinerL.E., Metier R.O. Consulting to management. 1983. P. 7. 18 В Законе РФ «Об аудиторской деятельности» одним из условий для дея Международная организация труда (МОТ)19 с момента своего появления уделяла значительное внимание развитию служб управленческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим странам-участницам организовывать местные консультационные службы для различных секторов экономики и готовить преподавательские кадры и консультантов по вопросам управления. Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство — предприниматели — трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена присоединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифицировала 55 конвенций, из которых действуют 48. Аудит и консультирование смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуемой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стандартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом. Аудит и ревизия Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов. 19 Международная организация труда (МОТ) — межправительственная организация; создана в 1919 г. по решению Парижской мирной конференции как автономная организация Лиги (устав МОТ утвержден какч. XIII Версальского мирного договора 1919 г.). В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. К 1999 г. в МОТ входило более 200 государств (в т.ч. Россия). Деятельность МОТ распространяется в основном на четыре сферы: —улучшение условий труда и жизни; —стимулирование занятости; —раскрытие потенциала рабочей силы; —развитие социальных институтов. Для выполнения своих задач МОТ пользуется тремя дополняющими друг друга методами: 1. Установление международных норм и контроль за их соблюдением (Международный Трудовой Кодекс); 2. Техническое сотрудничество (Программы и Проекты затрагивают различные регионы планеты и концентрируются на следующих основных областях: развитие, подготовка кадров, условия и гигиена труда, трудовые отношения и т.п.); 3. Исследовательская работа, подготовка документации и распространение информации. Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача аудитора — определить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем. По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента. Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор должен соблюдать конфиденциальность. Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи. Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же — развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию. Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как необходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления. Контроль — это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел»20. Среди видов контроля можно выделить административный, технический, хозяйственный, финансовый, экономический, экологический. Становление аудита в России21 Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него 20 Шохин CO., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. 21 В России звание аудитора введено Петром I. Должность аудитора совме господствуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стремления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гарантии собственникам и кредиторам сохранности их вложений. В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустроить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных учреждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная деятельность государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров»). В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный комиссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. На них возлагались проверка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. — Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. — Комиссия советского контроля, 1940 г. — Народный комиссариат государственного контроля, 1946 г. — Министерство народного контроля СССР, 1965 г. — Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно возрастал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требовалось тех, кто проверял бы правильность их работы. Правительство время от времени предпринимало попытки скоординировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля. После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось. Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-экономический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгори-сполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах. В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита — независимого контроля22. Строго говоря, Инаудит не могла считаться независимой — ее учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации. Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволило создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома. В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Контакт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности. В это же время на аудиторском рынке России появилась «большая шестерка» западных аудиторских фирм23. В январе 1990 г. образовано совместное предприятие «Эрнст энд Янг Внешаудит». Его специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вне зависимости от их расположения или принадлежности. К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью. Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стратеги- 22 Подробнее о становлении и развитии аудита в России см.: Данилев 23 С 1998 г. «большую шестерка» из-за слияния двух фирм превратилась еского и оперативного управления, при выполнении всех управленческих функций, при проведении технической работы по управлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостатки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию понятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бухгалтеров. Президент России 7 августа 2001 г. подписал Закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планируется создание единого федерального органа для регулирования деятельности ауди-торско-консалтинговых групп, оговариваются условия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения., в компетенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7 % по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка аудиторов и консультантов, взвешенная по рангу, возросла соответственно в два раза. Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 424. тлКттп л rmnvu-mvnn пынка аудиторских и консалтинговых услуг, %
Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений. Потребители аудиторской информации — владельцы, партнеры, правительство, налоговые органы, работники организации, кредиторы и другие внешние заинтересованные пользователи. Исполнители — независимые аудиторы, выполняющие проверку отчетности на договорных началах.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.008 с.) |