Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследовательские подходы к аудиту персоналаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Совершенствование аудита персонала невозможно без развития его методов. Иногда достаточно провести исследование, основанное на небольшом объеме исходной информации. В другом случае исследование может быть более глубоким и основываться на сложных исследовательских проектах. Наиболее важные подходы к прикладному исследованию состояния управления персоналом, которые мо-[ут быть использованы при проведении аудита, приведены в табл. 16 и рассмотрены ниже. Таблица 16. Исследовательские подходы к аудиту персонала Сравнительный подход. Аудиторская команда сравнивает фирму с другой фирмой, чтобы путем сопоставления вскрыть области недостаточного выполнения. Такой подход обычно используется для сравнения результатов определенных действий службы управления персоналом или конкретных программ. Он помогает обнаруживать области необходимого усовершенствования. Привлечение внешних экспертов. Аудиторская команда полагается на экспертизу консультанта или опубликованных результатов исследования как стандарт, с которыми оцениваются действия службы управления персоналом или отдельные программы. Консультант или результаты исследования могут помочь диагностировать причину проблем.
Аудиторская команда дистрибьютера автомобильных запчастей крупного автомобильного концерна получила коллективную жалобу от работников сети: они чувствовали себя изолированными от фирмы, потому что работали в розничных магазинах или на складах, расположенных по всему региону. У них было слабое чувство принадлежности к большой компании, в которой они работали. Поддерживать ослабевающую мораль и помогать работникам почувствовать, что они являются сотрудниками стремительно развивающейся компании, служба управления персоналом начала с выпуска еженедельного «Информационного бюллетеня работника». Письмо на двух страницах вложили в каждый конверт с зарплатой. Это дало стимул новым успехам как в головном офисе, так и в различных точках региона. Таким образом, эта служба использовала аудит, чтобы сделать фирму более отзывчивой к потребностям работников. В наиболее прогрессивных организациях с этой целью регулярно проводится «обзоры отношений», т.е. выяснение мнения работников о климате в коллективе. Например, в российском отделении компании Пепси-Кола они носят название «Здоровье коллектива». Это позволяет организации решить проблемы прежде, чем они разовьются в большие и более сложные проблемы. Остановимся на этом ниже. Статистический подход. По материалам существующих отчетов, аудиторская команда формирует статистические стандарты. С их помощью могут быть оценены действия и программы в области управления персоналом. С помощью таких математических стандартов, команда может раскрыть ошибки, пока они все еще незначительны. Подход соответствия. Производя выборку элементов информационной системы управления персоналом, аудиторская команда ищет отклонения кадровой политики компании или процедур от соблюдения законодательных норм. Этим способом бригада может определить, имеется ли согласие с политикой компании и правовыми предписаниями. МВО подход. Когда в организации в области управления персоналом используется управление по целям — management-by-objectives (MBO) — аудиторская команда может сравнивать фактические результаты с заявленными целями. Области недостаточного выполнения могут быть обнаружены и зафиксированы. Проанализируем эти подходы. Сравнительный подход — возможно, самая простая форма исследования — использует в качестве модели другую компанию. Аудиторская команда сравнивает результаты или процедуры с таковыми другой организации. Сравнительный
подход часто используется, чтобы сравнить абсентеизм, текучесть и уровень зарплаты. Этот подход имеет смысл, когда какая-либо новая процедура вводится впервые. Например, если компания вводит программу посталкогольного восстановления, можно скопировать подобную программу в другой фирме. Тогда результаты двух программ сравнимы. Альтернативно, служба управления персоналом может пригласить внешних консультантов-экспертов. Предложенные консультантом либо опубликованные исследовательские стандарты служат как бы базой для аудиторской команды. Например, консультант может указать, что бюджет управления персоналом составляет 0,75 % от валового объема продажи. Это число тогда служит как «указательный столб» при оценке общего бюджета службы управления персоналом. В настоящее время внешнее сравнение один из наиболее популярных подходов при оценке действий и услуг персонала. Третий подход состоит в развитии статистических методов оценки исполнения, основываясь на существующей информационной системе компании74. Например, изучение отчетов компании позволяет выявить показатели абсентеизма и текучести. Эти данные указывают, насколько хорошо менеджеры управления персоналом и линейные менеджеры управляют этими процессами. Такой статистический подход обычно дополняется сравнением с внешней информацией, которая может быть собрана в других фирмах. Эта информация часто выражается в виде дробей, по которым нетрудно сделать расчеты для дальнейшего использования. Например, предприниматель, у которого в среднем из двухсот работников в течение месяца двенадцать увольняется, считает, что показатель текучести 6 %. Число уволенных (12) делится на среднее число работников (200) и умножается на 100%. Аналогично, если восемь служащих пропустили работу в рабочий день, то показатель абсентеизма — 4%. Число служащих, отсутствующих на работе (8) делится на общее количество работающих (200) и умножается на 100 %. Получается 4 %. Подход соответствия — другая стратегия аудита персонала — рассматривает прошлый период для определения того, как выполняется кадровая политика компании. Аудиторская команда чаще всего рассматривает вопросы труда и занятости, вознаграждений, трудовой дисциплины и форм оценки работников. Цель такого исследования гарантировать, что служба управления персоналом и линейные менеджеры исполняют внутренние правила и правовые предписания. 74 См.: Приложение 8. Пример Внутренний аудит процесса отбора персонала одной крупной фармацевтической компании показал, что менеджер по найму правильно соблюдал процедуры подбора. Но аудиторская команда также заметила, что на многих заявлениях имелись комментарии на полях. Эти комментарии сделаны линейными менеджерами, которые также интервьюировали претендентов. Большинство из них упоминало личные персональные данные, о которых не спрашивалось в анкетах (пол, возраст, семейное положение, возраст иждивенцев, и национальная принадлежность). Менеджеры делали это, чтобы помочь себе не забыть отдельных кандидатов. Но в случае возникновения конфликта из-за отказа в приеме на работу, эти комментарии могли бы привести к обвинению в дискриминации на основе возраста, пола или национальной принадлежности. И, наконец, подход для специалистов в области управления персоналом и линейных менеджеров, позволяющий урегулировать цели и области их ответственности — это МВО {management-by-objectives) подход, при котором устанавливаются определенные цели, выполнение которых может быть измерено. Тогда аудиторская команда исследует фактическое выполнение и сравнивает его с предварительно выработанными целями. Например, таким способом линейные менеджеры могут на своем уровне урегулировать большую часть конфликтов, не доводя их до передачи на вышестоящий уровень или в арбитраж. Аудит оценивает количественные и качественные тенденции в этой области. Этот принцип популярен и при оценке деятельности службы управления персоналом. В последнее время появилось ряд новых направлений кадровых технологий. К ним относятся система сбалансированных показателей, релевантная система показателей, универсальная система показателей, система ключевых показателей эффективности. Кратко остановимся на этих технологиях, поскольку они очень удобны в применении к аудиту и контроллингу персонала. Сбалансированная система показателей75 (ССП) позволяет четко обозначить стратегию развития организации и претворить ее в жизнь. Результатом внедрения ССП должна стать организация, ориентированная на стратегию. Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре составляющие, отражающие стратегически важные аспекты деятельности предприятия (см. табл. 17). Каждая составляющая содержит в себе ключевой вопрос, с которым она 75 Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/ Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003; Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство/ ПодредА.М.Гершу-на и Ю.С.Нефедьевой (ООО «Маг Консалтинг»). М.: Олимп-бизнес, 2004.
Таблица 17. Суть составляющих ССП
ассоциируется. Ответы на эти вопросы являются целями, достижение которых и будет свидетельствовать о продвижении по пути реализации стратегии. Между составляющими существуют четкие причинно-следственные связи (см. рис. 32). Процесс реализации стратегии в любой компании, которая завершила разработку сбалансированной системы показателей, сна- Рис. 32. Причинно-следственные связи составляющих ССП чала осуществляется сверху вниз. На первом этапе на основе видения высшего менеджмента, которое отражает интересы акционеров, определяются финансовые цели и ориентиры. Далее намечается круг проблем, связанных с идентификацией потребителей, разработкой мер по улучшению восприятия клиентом продукции или услуг компании. После того как желаемые цели обозначены, начинается поиск необходимых средств для их достижения. При этом определяются мероприятия по усовершенствованию внутренних бизнес-процессов (разработка новой продукции, повышение качества обслуживания, повышение производительности и т.д.), которое необходимо реализовать для создания качественного предложения потребителю и получения намеченных собственником финансовых результатов. Совершенствование внутренних бизнес-процессов в значительной мере зависит от технологий, квалификации и опыта сотрудников, внутреннего климата в коллективе и других факторов. Важно понимать, что все четыре составляющие должны способствовать реализации единой стратегии компании. Показатели эффективности: • позволяют отслеживать ход реализации стратегии и корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями; • обеспечивают основу для планирования и оценки исполнения бюджета, а также деятельности каждого сотрудника. Показатели могут быть самыми разными: ежедневными, ежеквартальными или даже ежегодными (см. табл. 18). Для оценки степени реализации факторов успеха целесообразно установить целевые значения показателей, которые количественно оценивали бы их и для которых можно задать формулы или иные способы расчета. Целевые показатели — это своеобразные эталоны, т.е. такие значения, к которым следует стремиться. Целевые значения показателей могут задаваться на долгосрочный и краткосрочный периоды. Достижение этих значений периодически отслеживается и учитывается при принятии решений по изменению планов. Система показателей служит своего рода системой координат, в которой ставится цель в виде желаемых значений показателей, а план действий отражается как траектория движения к цели, развернутая во времени. «Равновесие» в концепции сбалансированной системы показателей имеет многоплановый характер, охватывая связи между финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическими и операционными уровнями управления, прошлыми
Таблица 18. Примеры показателей ССП
и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия. Таким образом, сбалансированная система показателей дает возможность руководителям объединить стратегию компании с набором показателей, индивидуально разработанных для различных уровней управления и связанных между собой. Основное назначение системы заключается в усилении стратегии бизнеса, ее формализации, коммуникации персоналу компании, обеспечении мониторинга и обратной связи с целью отслеживания и генерации организационных инициатив внутри структурных подразделений. Построение ССП должно базироваться на пяти ключевых принципах: 1. Руководство изменениями должно осуществляться топ-менеджментом; 2. Превращение стратегии в непрерывный процесс; 3. Вовлечение каждого сотрудника в реализацию стратегии через их ежедневные должностные обязанности; 4. Преобразование организации для реализации стратегии; 5. Доведение стратегии до сведения каждого члена команды. С помощью построенной ССП организация создает общую точку отсчета для всех структурных подразделений и отдельных сотрудников (см. рис. 33). Рис. 33. Соответствие личных целей сбалансированной
системе показателей Преемником сбалансированной системы показателей, ее усовершенствованным вариантом является разработанная в начале XXI века нидерландским консультантом Хьюбертом К.Рамперсадом универсальная система показателей деятельности — Total Performance Scorecard76 (TPS). 76 Рамперсад Х.К. Универсальная система показателей деятельности. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Данная концепция расширяет концепцию сбалансированной системы показателей Д.Нортона и А.Каплана. Согласно идее авторов, в организациях должны существовать две параллельные системы показателей — организационная сбалансированная система показателей и личная сбалансированная система, и задача менеджмента — согласовать эти системы. С этой целью автор универсальной системы показателей объединил систему сбалансированных показателей, личную систему сбалансированных показателей, теорию всеобщего менеджмента качества, управление результативностью компетенциями. Основные составляющие универсальной системы показателей деятельности представлены в табл.19. Таблица 19. Составляющие сбалансированной системы показателей (ССП)
Универсальная система показателей деятельности направлена на максимальное развитие личности всех сотрудников компании и оптимальное использование их возможностей для достижения самых высоких показателей. Основы — личное видение сотрудниками своего будущего и общая мечта о будущем организации. Данная система показателей деятельности представлена, как процесс непрерывного совершенствования, развития личности, способный поддерживать долгосрочную, устойчивую конкурентоспособность (см. рис. 34). Личная система сбалансированных показателей (PBSC) включает в себя личное видение, миссию, ключевые роли, ключевые факторы успеха, цели показатели результативности, целевые значения и действия по самосовершенствованию. Самоуправление, саморазвитие и самообучение лежат в основе PBSC. Организационная система сбалансированных показателей (OBSC) включает в себя организационное видение, миссию, базовые Рис. 34. Организационная система сбалансированных показателей
ценности, ключевые факторы успеха, цели, показатели результативности, целевые значения и действия направленные на организационное совершенствование (Kaplan and Norton, 1996, 2000). В этой книге миссия организации, видение и базовые ценности называются «общие цели организации» (shared organizational ambition). Данный подход включает непрерывное совершенствование, контроль бизнес-процессов и развитие организационных стратегий с целью достижения компанией конкурентных преимуществ (см. рис. 35). Обе системы сбалансированных показателей сосредоточили свое внимание на четырех видах перспектив: потребители, финансы, внутренние процессы и знание и обучение (рис. 35). Усилив универсальную систему показателей за счет концепций тотального управления качеством, управления компетенцией и обучением на опыте Хьюберт К. Рамперсад выработал шесть принципов этой системы: Рис. 35. Элементы личной и организационной систем сбалансированных показателей17
77 Источник: Рамперсад Х.К. Универсальная система показателей деятельности. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 41
• направление на удовлетворение потребителя; • увлекающая и приносящая удовольствие работа; • ориентация на бизнес-процессы; • согласование цели личности и организации; • этика и поведение, основанное на фактах; • внимание к долгосрочному совершенствованию, развитию и обучению.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.015 с.) |