Сокращение издержек и увеличение производительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сокращение издержек и увеличение производительности



Помимо целей повышения доходности и расширения структуры дея­тельности могут ставиться задачи сокращения издержек и увеличения производительности.

Повышение производительности

На первой стадии роста бизнес-единицы, как правило, не слишком мно­го внимания уделяют сокращению издержек. Попытки сокращения из­держек за счет автоматизации и стандартизации процессов могут огра­ничить гибкость, необходимую для продвижения новых товаров и услуг на новые рынки. Следовательно, задача повышения производительности на стадии роста должна рассматриваться через призму повышения до­ходности, скажем, на одного работающего, с целью увеличения добав­ленной стоимости товаров и услуг, а также интенсификации использо­вания материальных и человеческих ресурсов компании.

Снижение удельных издержек

На стадии устойчивого состояния снижение издержек способствует получению более высокой прибыли и повышению рентабельности инвестиций. Вероятно, самый простой путь уменьшения себестоимости — это сокращение операционных издержек. Для компаний, производящих однородную продукцию, достаточно поставить задачу снижения удельных издержек (издержек производства единицы продукции). Химическая компания, например, может добиваться снижения себестоимости литра или килограмма продукта; банк, работающий с мелкими клиентами, — снижения затрат на одну трансакцию (например, на операцию по обслуживанию депозитов) и уменьшения стоимости обслуживания счетов клиентов; а страховая компания может оценивать свои издержки по стра­ховым премиям или возмещениям по искам. Поскольку издержки опера­ционной деятельности могут складываться в результате использования ресурсов различных подразделений компании, система оценки хозяй­ственной деятельности необходима как точный показатель себестоимос­ти единицы продукции.

Совершенствование системы каналов

Некоторые компании обладают многочисленными каналами взаимодей­ствия с клиентами. Например, частные лица могут совершать сделки с банками через банкоматы, с помощью телефона и компьютера. Издерж­ки банка в зависимости от вида такого канала различны. Для производ­ственной компании заказ на поставку материалов может делаться тради­ционным способом, то есть сотрудник отдела закупок обсуждает с по­ставщиком качество, цену и условия доставки необходимого сырья или упаковки. И наоборот, производитель устанавливает долгосрочные отно­шения с одобренным корпоративным поставщиком через электронную систему обмена данными (electronic data interchange, EDI) между произ­водством и поставщиком, используя которую последний имеет возмож­ность осуществлять поставки точно в срок и непосредственно на произ­водство, принимая на себя ответственность за постоянное наличие ма­териалов. Издержки содержания ЕDI значительно ниже, чем затраты на традиционный метод организации закупок. Следовательно, наиболее эф­фективный способ снижения затрат — это переход с традиционно высо­козатратных каналов взаимодействия с поставщиками и клиентами на более дешевые электронные. Если компания разрабатывает свою страте­гию снижения издержек на такой основе, то показателем эффективнос­ти будет служить процент сделок, совершенных с помощью ЕО1, а це­лью — переход от дорогих к более дешевым каналам взаимодействия с поставщиками, что увеличит производительность и снизит затраты.

Сокращение текущих расходов

Многие компании активно стремятся к снижению торговых, общих и административных издержек5. Показателем успешности этих действий служит абсолютное значение этих расходов или их процентное соотно­шение к общим затратам или доходам. Например, если такие затраты слишком высоки по сравнению либо с аналогичными расходами конку­рентов, либо с доходами от продаж, то перед компанией стоит задача снижения торговых и административных издержек. Эта задача должна быть сбалансирована в ССП такими показателями, как потребительский спрос, качество, достижения компании, с тем чтобы общее снижение затрат не оказало негативного влияния на внутренние бизнес-процессы и привлечение важных клиентов.

Авторы не могут в полной мере принять точку зрения, что такие расходы являются бременем для компании, которое со временем необходимо устранить. Идеальный вариант — постараться оценить результаты, по­лученные с использованием косвенных и вспомогательных ресурсов. Необходимо не просто снизить затраты на их использование, а повысить эффективность: расширить клиентскую базу, увеличить объем продаж и количество проведенных сделок, интенсивно разрабатывать и развивать новые продукты, улучшать технологические процессы, а также оценить эффективность привлечения этих ресурсов. С помощью этих показателей компания должна провести анализ и постараться дать количественную и качественную оценку деятельности, связанной с использованием кос­венных и вспомогательных ресурсов. Анализ издержек хозяйственной де­ятельности дает возможность связать затраты на косвенные, вспомога­тельные и административные ресурсы, с одной стороны, и результаты деятельности, полученные от привлечения этих ресурсов, — с другой. В этом смысле достаточно искусственное разделение прямых и косвен­ных издержек, принятое во многих компаниях, можно исключить.

Использование активов и инвестиционная стратегия

Достижение таких целей, как доходность занятого капитала, рентабель­ность инвестиций и создание экономической добавленной стоимости (economic value-added), оценивается всеобщими показателями ус­пеха финансовой стратегии, а именно увеличением доходности, сокра­щением издержек и расширением использования активов. Некоторые компании могут применять специфические факторы интенсификации использования активов.

Денежный цикл

Оборотный капитал, в особенности дебиторские и кредиторские счета, а также товарно-материальные запасы, является важнейшей частью ка­питала производственных, торговых (опт и розница) и распредели­тельных (дистрибутивных) компаний. Один из показателей эффективности управления оборотным капиталом — денежный цикл — рассчи­тывается по следующей формуле: период, в течение которого капитал связан в товарно-материальных запасах, плюс время, за которое денежные средства от продажи поступают на дебиторские счета, минус срок, в течение которого происходит оплата материалов поставщика по кредиторским счетам. Теория расчета проста (см. рис. 3.1). Компания покупает материалы или продукты (а компании-производители оплачивают также труд работников и несут иные затраты, связанные с производством готового продукта). Продолжительность времени от момента покупки материалов до момента продажи готового продукта — это период, в течение которого капитал связан в виде товарно-материальных ценностей.

 

 
 

 


Рисунок 3.1. Денежный цикл

 

Из этой величины нужно вычесть срок оплаты покупки (период оплаты по кредиторским счетам). Период поступления средств от продажи на дебиторские счета измеряется от момента совершения сделки до полу­чения денежных средств от клиента. Таким образом, денежный цикл представляет собой время, необходимое компании для того, чтобы воз­местить денежные средства, истраченные на покупку материалов, де­нежными средствами, вырученными от продаж. Некоторые предприятия работают с отрицательным денежным циклом, оплачивая услуги постав­щиков после оплаты счетов клиентами. В результате, оперативно соби­рая выручку от продаж и договорившись о выгодных условиях с постав­щиками, они получают, а не изымают капитал из ежедневного произ­водственного цикла. И хотя для многих компаний очень сложно, если вообще возможно, работать с нулевым или отрицательным денежным циклом, его сокращение может быть отличной целью для увеличения эффективности оборотного капитала.

Компании с долгим операционным (производственным) циклом, например строительные, также придают большое значение управлению оборотным капиталом. Они считают необходимой схему оплаты по мере выполнения работ. Например, компания Rockwater, занятая подводным строительством, сталкивается с проблемой получения денежных средств от клиентов. Зачастую окончательная оплата проекта происходит более чем через 100 дней. Одна из главных финансовых целей компании Rockwater состояла в том, чтобы значительно сократить этот цикл. В слу­чае ее достижения произойдет серьезное улучшение другого финансово­го показателя — рентабельности занятого капитала6.

Оптимизация использования активов

Другие показатели использования активов ориентируются на рациональ­ное инвестирование с целью повышения доходности капиталовложений ускорения процесса возврата инвестиций и, как результат, на сокра­щение денежного цикла.

Многие ресурсы компаний направлены на выполнение всей цепочки бизнес-процесса: проектирование, производство, продажа и переработка. Эти ресурсы могут потребовать внушительных капиталовложений. Инвес­тиции, естественно, включают в себя физические активы, в частности информационные системы, специальное оборудование, здания и соору­жения, но не только — это еще интеллектуальный и человеческий капи­тал например квалифицированный опытный персонал, базы данных. Компания может сбалансировать инвестиции в инфраструктуру, разде­лив их между всеми своими бизнес-подразделениями. В результате сов­местное использование информации и клиентской базы оборачивается увеличением доходов, однако простое копирование (тиражирование) од­них и тех же видов физических и интеллектуальных активов из подразде­ления в подразделение не поможет сократить издержки. Следовательно, компания, стремящаяся достичь экономии за счет масштабов и диверси­фикации инвестирования в физические и Интеллектуальные активы, дол­жна поставить перед собой цель увеличить процент системных ресурсов, которые совместно используются несколькими подразделениями.

Особый акцент делается на использовании редких и дорогостоящих ресурсов. Возвращаясь к примеру компании Rockwater, заметим, что ру­ководством была поставлена цель увеличить время работы уникального судна при строительстве подводных объектов. Одна из крупнейших неф­тяных компаний руководствовалась тем же подходом при выборе в каче­стве показателя достижения своих финансовых целей оптимального ис­пользования очистной установки.

Рентабельность инвестиций в интеллектуальные активы, например в научные исследования и развитие, персонал и информационные систе­мы, также способствует увеличению совокупной доходности инвести­ций компании. Более подробно мы рассмотрим эту тему в главах 5 и 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.01 с.)