Специфические факторы обучения и развития
Теперь необходимо определить специфические уникальные факторы обучения и развития в данной составляющей. Как мы уже говорили, это переобучение персонала, возможности информационных систем, а также мотивация, делегирование полномочий и соответствие личных целей работника корпоративным (см. табл. 6.1).
Переобучение персонала
Создавая ССП, многие организации радикально видоизменяются. Для того чтобы достичь целей, поставленных в клиентской составляющей и составляющей внутренних бизнес-процессов, компания должна дать совершенно новые обязанности своим работникам. Пример, приведенный в начале этой главы, иллюстрирует необходимость такого перераспределения обязанностей для работников Меtro Bank, непосредственно общающихся с клиентами. Переобучение необходимо для того, чтобы сотрудник мог не просто отреагировать на просьбу потребителя, а предвосхитить его возможные нужды и предложить ему весь соответствующий набор услуг, предоставляемых банком. Все это предполагает изменение роли и ответственности работников.
Переобучение рассматривается с двух точек зрения: требуемый уровень переобучения и процент работников, нуждающихся в нем. Если требуемый уровень невысок (см. рис. 6.2, нижняя половина), то достаточно обычной программы. В этом случае фактор переобучения не столь приоритетен в ССП.
Верхнюю половину на рисунке 6.2 занимают те компании, для которых переобучение персонала является очень важным фактором достижения целей, поставленных в составляющих внутренних бизнес-процессов, клиентской и финансовой. Мы имеем примеры нескольких организаций в различных отраслях экономики, которые разработали новый показатель — «коэффициент стратегического переобучения». Этот коэффициент отражает соотношение числа работников, подготовленных для специфической деятельности, сопряженной со стратегическим развитием компании, к общему числу требуемых специалистов. Квалификационный уровень определен таким образом, чтобы переобученный персонал мог выполнять основные функции, связанные с достижением конкретных целей клиентской составляющей и составляющей внутренних бизнес-процессов.
Таблица 6.1. Специфические факторы обучения и развития
Сферы компетентности персонала
| Технологическая инфраструктура
| Климат в компании
| Стратегические сферы компетентности
| Стратегические технологии
| Схема принятия ключевых решений
| Уровень обучения
| Стратегические базы данных
| Стратегический фокус
| Средства достижения компетентности
| Приобретение опыта
Соответствующее программное обеспечение
Патенты, авторские права
| Наделение персонала полномочиями
Соотнесенность личных целей с корпоративными
Моральное состояние
Умение работать в команде
| На рисунке 6.3 показана последовательность шагов разработки коэффициента стратегического переобучения.
Обычно коэффициент выявляет существенный разрыв между будущими потребностями и имеющимися возможностями, поскольку складывается из таких параметров, как сферы компетентности (знания и умения) и подходы. Именно этот разрыв и мотивирует разработку отделом персонала стратегических инициатив, направленных на ликвидацию выявленного несоответствия.
Для тех организаций, где требуется массовое переобучение (см. рис. 6.2, правая верхняя четверть), показателем может служить период времени, необходимый для этого.
|