ТОП 10:

Как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (3:10-12)



К свойствам характера Павел относит первые шесть из тринадцати пунктов, содержащихся в обвинении. Вследствие своей падшей натуры люди порочны (ст. 10), духовно слепы (ст. На), непослушны (ст. 116), они сбились с пути (ст. 12а), духовно негодны (ст. 126) и морально разложены (ст. 12б).

Первое, человечество порочно и нет абсолютно никаких исключений. Цитируя Псалтырь, Павел провозглашает: "Нет праведного ни одного". Вот полный текст Пс. 13:1 - "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро".

Праведность - основная тема Послания к Римлянам. В том или ином виде эта тема затронута в послании более тридцати раз. Другие термины, имеющие тот же греческий корень, обычно переводятся как "оправданный", "оправдание" или близкими по смыслу словами. Все вместе эти термины используются в послании более шестидесяти раз. Поэтому неудивительно, что первое обвинение, которое выдвигает Павел, - это обвинение человечества в неправедности.

Павел использует термин "праведный" в самом основном значении - "чистый перед Богом", такой, каким должен быть созданный Богом человек. Конечно же, люди способны совершать много праведных в нравственном отношении поступков. Даже наиболее низкий человек может иногда совершить что-то хорошее. Но апостол говорит не об отдельных поступках или даже общей модели поведения, а о внутреннем характере. Точка зрения Павла состоит в том, что нет ни одного человека, который бы жил без безгрешного Господа Иисуса Христа (ср. 2 Кор. 5:21) и чье внутреннее состояние можно было бы при этом по Божьим нормам охарактеризовать, как праведное. И чтобы предупредить некоторых людей, которые могут думать, что они исключение из правила, Павел прибавляет: "ни одного".

Как уже отмечалось, люди очень отличаются по своей доброте, любви, щедрости, честности, верности и т.п. Но ни один человек, кроме Христа, и отдаленно не достиг праведного совершенства, которое лишь одно принимается Богом. Божий критерий праведности для людей - это праведность, которой обладает Он Сам и которая нашла проявление в Иисусе Христе. "Итак будьте совершенны, - говорил Иисус, - как совершенен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48).

Другими словами, человек, который не так добр, как Бог - неприемлем Ему. Как объясняет Павел далее в послании, и как учит Новый Завет, люди могут стать совершенно праведными, когда им вменяется праведность Христа. Истина, которая делает Евангелие благой вестью, заключается в том, что Бог дал человеку способ достичь совершенства, Божественного совершенства. Но это совершенство всецело зависит от Божьей милости, которая проявляется в ответ на веру в Его Сына Иисуса Христа.

Павел тут говорит о людях, обо всех тех, кто не с Христом. Когда речь идет о спасении, для Бога не существует уровней праведности. Есть либо совершенная праведность в Христе, либо абсолютная греховность без Него.

Как упоминалось выше, с точки зрения человека, среди людей существуют огромные моральные и духовные различия. Но попытку людей достичь Божьих норм праведности своими собственными силами можно сравнить с попыткой перепрыгнуть в Соединенные Штаты с берега какого-нибудь острова в южных морях. Хороший спортсмен может прыгнуть на 8 метров или даже дальше. Многие люди могут прыгнуть на 3 или 5 метров, некоторые находятся в такой плохой форме, что едва могут перепрыгнуть 1,5 м. Соизмеряя их усилия друг с другом, мы видим, что они значительно отличаются. Но в сравнении с расстоянием до Соединенных Штатов разница между ними столь мала, что ее невозможно определить, а их усилия одинаково бесполезны. Слова, произносимые Павлом несколькими стихами ниже - "Все согрешили и лишены славы Божией" (3:23) - звучат почти как комментарий к подобным соревнованиям.

Второе, человек не только ожесточен, но еще и духовно несведущ. Снова цитируя Псалтырь, Павел говорит: "Нет разумеющего" (ср. Пс. 13:2; 52:3). Даже если бы люди имели способность достичь Божьей совершенной праведности, то не знали бы, что она собой представляет или как ее достичь. Используя снова пример с островом, можно сказать, что они не знали бы, в каком направлении прыгать.

Люди не имеют природной способности полностью понимать Божью истину и Его нормы праведности. Благодаря изумительному Божьему творению, человек имел достаточно свидетельств - "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы" - чтобы каждый не был "безответным" из-за того, что не почитает и не прославляет Бога (Рим. 1:20). Но за исключением способности видеть это общее откровение о Его силе и величии, человек не имеет духовной способности, чтобы узнать или понять Бога, поскольку "человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2:14).

В своем Послании к Ефесянам апостол указывает, что духовное невежество людей объясняется не неблагоприятными внешними обстоятельствами или недостатком возможностей. Оно связано лишь с их врожденной грешной натурой, которая не хочет знать и понимать Бога, а еще меньше хочет повиноваться и служить Ему. Неспасенные люди, "будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их" (Ефес. 4:18). Люди грешны и ожесточены против Бога не потому, что несведущи о Нем, а напротив, они несведущи о Нем из-за своей греховности и ожесточенности. Как уже отмечалось, люди имеют некоторые знания о Боге через свидетельство творения, а также через свидетельство своей совести (Рим. 2:15). Но упрямая, греховная природа блокирует эти свидетельства и доказательства. Следовательно, обыкновенный человек ожесточен в своем сердце и помрачен в разуме. Он не только не понимает Бога, но и не имеет к этому склонности.

Несколько лет тому назад в течение нескольких дней с газетных полос не сходила интересная, но трагическая история об утке в Торонтском парке (Toronto Star, Nov. 4-13, 1971). Утка, которую назвали Ринга, жила на озере на территории парка. Однажды она просунула клюв в кольцо от открытой консервной банки и не могла освободиться своими силами. Конечно же, она не могла есть и должна была вскоре умереть от голода. Когда случившееся заметили некоторые из посетителей, то утка стала чем-то вроде знаменитости. Персонал парка и специалисты, изучающие животных, предпринимали многочисленные попытки поймать Рингу, чтобы помочь ей. Они даже пригласили лучшего подражателя утиного кряканья. Люди пытались приманить ее едой, но безуспешно.

К сожалению, напуганная Ринга неправильно понимала все попытки помочь ей, она воспринимала их как угрозу. Спасатели потеряли ее из виду и так и не поймали ее. Неизвестно, смогла ли Ринга в конце концов снять кольцо или так и погибла с ним.

Павшие и осужденные люди, пойманные грехом, совершают подобную ошибку. Они готовы на любые усилия, чтобы избежать Благой вести, которую так милостиво послал Господь для их спасения, поскольку они воспринимают ее как угрозу своему образу жизни, а не как вечное благословение.

Третье, вдобавок к тому, что они злые и духовно темные, павшие люди еще и мятежны. "Никто не ищет Бога", - говорит Павел, снова обращаясь к Пс. 13:2. Судя по огромному числу существующих в мире религиозных течений и миллионам ревностных их приверженцев, можно прийти к выводу, что очень многие люди усердно ищут Бога. Но Св. Писание ясно говорит в этом месте и во многих других, что все эти религиозные системы и усилия в сущности - попытка уйти от истинного Бога и открыть или создать ложных богов по своему собственному усмотрению.

Бог дал абсолютную гарантию, что каждый, кто ищет Его всем сердцем, найдет Его (Иер. 29:13). Иисус дает Божественное обещание, что всякий, кто искренне просит - получит, каждый, кто искренне ищет Его - найдет, и каждому, кто искренне стучится в небесные двери - откроют (Матф. 7:8). Но Господь знает о человеческой греховной склонности не искать Его и потому Он ищет людей, чтобы привести к Себе.

Во время Собора в Иерусалиме в начале становления Церкви Ап. Иаков напомнил собравшимся апостолам и старейшинам о давних обетованиях Божьих, в которых говорилось: "Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы" (Деян. 15:16-17). Ап. Петр также высказывает заверение и делает это самым ясным образом, что Господь не желает, "чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9).

Но созданные человеком религии - это результат вдохновляемых дьяволом усилий уйти от Бога, а не найти Его. Каждый человек, идущий к Иисусу Христу за спасением, послан к Нему по Божественной инициативе Бога Отца (Иоан. 6:37). "Никто не может придти ко Мне, - продолжает Иисус, - если не привлечет его Отец, пославший Меня" (ст. 44). И, следовательно, тот ищет Бога, кто откликнулся на Божьи поиски.

Человек, который искренне ищет Бога, подобен Давиду, провозгласившему: "Всегда видел я пред собой Господа" (Пс. 15:8). Такой человек ищет прежде Царства Божьего и правды Его (см. Матф. 6:33). Бог становится центром всего, источником всего, началом и концом всего. Искренне искать Бога - значит почитать Его и поклоняться Его владыческому величию и питаться истиной Его Слова. Это означает придерживаться Его заповедей, обращаться к Нему в молитве, жить, осознавая Его присутствие и желая быть угодным Ему. Никто не может делать это просто так, а лишь при помощи Божьего Духа. Естественная же склонность людей - искать своего, своей выгоды (Фил. 2:21).

Четвертое, Павел обвиняет людей в том, что они непостоянны; снова обращаясь к Псалтырю (Пс. 13:3), он говорит, что все совратились с пути, то есть отвернулись от Бога. Человек, который по природе своей зол, по природе своей несведущ о Божьей истине и по природе своей мятежен против Бога, будет неизбежно жить в противлении воле Божьей.

"Совратились с пути" это перевод слова "екклино", имеющего значение "отклониться от верного направления". В военном деле это слово употреблялось по отношению к солдату, бегущему в неверном направлении во время битвы, то есть дезертиру.

Говоря о всеобщей человеческой склонности не идти Божьими путями, Исайя писал: "Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу" (Ис. 53:6). В раннехристианской церкви Благую весть иногда называли "путь" (в русском переводе Библии этот смысл передан словом "учение", см. Деян. 9:2), а христиан часто называли "последователями пути" (учения). Иисус говорил о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоан. 14:6). Даже демон, который дал одной служанке способность прорицать, признал через нее, что Павел и его спутники - "рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" (Деян. 16:17). Лука называл некоторых еврейских оппонентов Павла, которые выступали против него во время его служения в Ефесе, людьми, злословящими путь Господень (см. Деян. 19:9), и вследствие этого противодействия "произошел не малый мятеж против пути Господня" (ст. 23). Защищаясь перед правителем Феликсом, Павел сказал: "Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках" (Деян. 24:14). Послание к Евреям говорит об искупительном труде Христа, как о новом и живом пути, "который Он вновь открыл нам" (Евр. 10:20). Ап. Петр говорил о лжеучителях, проникших в церковь, как об оставивших прямой путь истинной Благой вести, который есть путь правды (см. 2 Пет. 2:15, 21).

С другой стороны, образ жизни обыкновенного человека характеризуется как "злой путь" (Прит. 8:13). Люди идут путями, "которые кажутся... прямыми; но конец их - путь к смерти" (Прит. 14:12).

Великий проповедник Евангелия Дуайт Л. Муди рассказывал, что начальник большой тюрьмы в Нью-Йорке попросил его обратиться к заключенным. Из-за отсутствия часовни или какого-либо другого подходящего места для проповеди он был вынужден говорить с мостика, находящегося в конце огромного ряда камер и потому не мог видеть лиц заключенных. После проповеди он попросил разрешения поговорить без посторонних с некоторыми из осужденных через решетки их камер. Скоро Муди обнаружил, что большинство из заключенных даже не слушали проповедь. Когда он спрашивал их, как они попали в тюрьму, то в ответ почти всегда слышал, что они абсолютно невиновны. Заключенные говорили о ложных свидетельствах против них, о том, что их подставили другие люди, которые в действительности совершили преступление, о том, что судья или присяжные отнеслись к ним предвзято, или давали еще какое-нибудь объяснение тому, что их несправедливо осудили. "Я был обескуражен, - говорит Муди, - но когда я обошел почти всех, то увидел одного человека, из глаз которого текли слезы. Я заглянул в маленькое оконце и сказал: "Друг мой, в чем твоя беда?" Он посмотрел на меня с отчаянием и раскаянием и сказал: "Мои грехи превышают то, что я могу вынести". Я ответил: "Благодарение Богу за это". Проповедник сказал так, поскольку он знал, что ни один человек не откроется для Божьего пути, прежде чем не оставит свой собственный, что человек не будет искать спасения, пока не признает, что пал.

Пятое, Павел указывает на духовную никчемность человека: "До одного", то есть все павшее человечество, "не годны". Еврейский эквивалент греческого слова, переведенного здесь как "негодный" часто использовался, чтобы дать характеристику прокисшему и прогоркшему молоку, непригодному для питья, приготовления масла, сыра и т.д. В древнегреческой литературе это слово часто использовалось как характеристика бессмысленного смеха идиота.

Без спасительных отношений с Иисусом Христом человек - как духовно мертвая ветвь, абсолютно неспособная дать плод. А раз так, раз он безжизненный и никчемный, то подходит только для того, чтобы быть брошенным в огонь и сгореть (Иоан. 15:6).

В письме Павла к Титу также обращается внимание на абсолютную неспособность к добрым делам даже религиозных людей (Тит. 1:16). Обыкновенный человек бесполезен для Божьих целей и, подобно безжизненной ветви дерева, предназначен для адского огня.

Шестое, человек обвиняется в испорченности и развращенности, что представляется как повторением первых пяти обвинений, так и в чем-то таким, что подводит им итог. "Нет делающего добро, - говорит Павел, - нет ни одного".

"Хрестотес" (делающий добро) относится к тому, что честно, а в особенности к тому, что нравственно. Обычный человек не имеет способности совершить что-либо праведное или честное, если измерять эту способность Божьими совершенными критериями праведности. Как уже отмечалось, некоторые люди ведут себя лучше других. Но ни один человек не имеет внутреннего желания и способности для добра, которое свято, совершенно и славит Бога согласно Божественным требованиям.

Рассказывают историю об одном человеке в Шотландии, который субботним днем шел через парк и нес маленький Новый Завет в кожаном футляре. Думая, что в футляре находится фотоаппарат, группа молодых людей попросила его сделать снимок. Но человек ответил: "Он уже есть у меня". Когда же они удивленно спросили, где и когда он сделал снимок, человек достал Новый Завет и прочел им Рим. 3:9-23, сказав им: "Вот ваше изображение", а потом он свидетельствовал им об Иисусе Христе.

Речь обвиняемых







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.007 с.)