ТОП 10:

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (1:23)



Четвертая причина, по которой каждый человек рождается под Божьим гневом и осуждением,- это придуманные человеком религии, отражающиеся в бесчисленных системах, им выдуманных, чтобы заменить истину и поклонение Богу.

И хотя павшие люди не склонны почитать истинного Бога, они очень религиозны. По данным "Всемирного альманаха" за 1986 год приблизительно 2,6 миллиарда человек на земле относили себя к разного рода религиозным течениям. Сообщается, что еще больше людей принадлежат к той или иной форме неопределенной религии.

Индусы имеют 330 миллионов богов, что составляет около восьми богов на одну семью. Они почитают коров и многих других животных, которых они считают священными. Бесцветный зуб длиной в 2 дюйма, который по преданию принадлежал Будде и был извлечен из его погребального костра в 543 году до Р.Х., почитается миллионами буддистов. Зуб помещен в золотой цветок лотоса, украшенный рубинами, и хранится в храме Зуба на Шри-Ланке.

Верования и обычаи обрядового христианства мало отличаются от таких языческих предрассудков.

Многие гуманистические социологи, философы и богословы утверждают, что религия - показатель человеческого восхождения от примитивного хаоса и невежества через анимизм и полидемонизм к политеизму и, в конечном счете, к монотеизму. Но Св. Писание ясно свидетельствует, что человеческая религия любого типа, как примитивная, так и высоко организованная, это движение вниз, от Бога, от истины и от праведности. В противоположность широко распространенному мнению, изобретенные человеком религии - это отражение не высоких устремлений, а низменной порочности. Развитие религии на протяжении истории направлено не вверх, а вниз. Фактически, происходил отход от монотеизма.

Эту истину подтверждает даже светская история. Геродот, известный греческий историк, живший в 5-ом столетии до Р.Х., говорил, что у древнейших персов не было ни языческих храмов, ни идолов ("The Histories", 1:31). Римский историк 1-го столетия Варро сообщал, что в первые 170 лет существования Рима римляне не имели изображения бога ни в виде животных, ни в человеческом образе (Augustine, "The City of God"). Греческий писатель 2-го столетия Р.Х. Лукиан говорил подобное о древней Греции и Египте ("The Syrian Goddess", 34). Христианский историк 4-го столетия Евсевий сообщал, что "древние люди не имели идолов".

Даже многие древние неверующие признавали абсурдность поклонения чему-нибудь, что создано руками человека. Римский поэт 1-го столетия до Р. X. Гораций, высмеивая подобную практику, писал: "Я был стволом фигового дерева, бесполезной колодой. Мастер колебался: "Что я буду делать: стул или бога?" Он решил сделать бога, и вот я бог".

В одном апокрифе рассказывается о лесорубе, срубающем дерево, очищающем кору и мастерски превращающем дерево в полезную утварь или мебель. Но тот же мастер мог бы взять сучковатые остатки, не имеющие практической ценности, и превратить их в подобие человека или животного, замазать дефекты глиной и закрасить пятна. Прикрепив фигуру к стене или установив в нишу так, чтобы она не упала, он может кланяться и поклоняться ей, прося защиты и здоровья для себя и своей семьи (см. "Wisdom", 13:11-19).

Даже после грехопадения люди первоначально призывали имя Господа (Быт. 4:26), потому что Он был единственным Богом, Которого они знали. В следующих двух главах книги Бытие ясно дается понять, что одни лишь призывы во имя истинного Бога не уберегли людей от погружения во все больший и больший грех. Древний Израиль многократно доказывал своей историей, что одно лишь знание об истинном Боге и призывы к Нему не защищают ни от греха, ни от духовного неверия, ни от Божественного осуждения. Иисус Христос ясно сказал в Нагорной проповеди, что простое провозглашение верности Господу не гарантирует входа в Его Царство (Матф. 7:21).

Несмотря на непокорную и нераскаянную греховность мира до потопа, нет никаких свидетельств, что люди в то время поклонялись идолам. Первое упоминание о поклонении идолам, содержащееся в Библии, относится к семье Авраама в Уре (И. Нав. 24:2). Раньше этого поклонение идолам развивалось среди некоторых потомков Ноя. Однако нет никаких указаний на то, что Ной и его семья, единственные спасшиеся после потопа, знали о концепции идолопоклонства, когда снова начали наполнять землю.

Но когда человечество снова отвернулось от истинного Бога, оно начало создавать суррогатных богов. Вероятно, сначала это происходило в их сознании, а позже воплощалось в материальной форме. Ко времени, когда Бог привел Свой народ назад в землю Ханаана, люди обнаружили, что поклонение идолам стало там таким же распространенным, как и в Египте. Идолопоклонство язычников, которое они не смогли уничтожить, было постоянной угрозой Израилю до тех пор, пока Бог не допустил их пленение в Вавилоне. Замечательно, однако, что в силу Его верховного покровительства с тех времен и до нынешних дней даже неверующие евреи никогда снова не делали идолов в сколько-нибудь значительном количестве. Перед вавилонским пленением Исайя едко высмеивал упрямую глупость идолопоклонничества, которое так развращало его народ:

Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возвращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой" (Ис. 44:9-17).

Вместе с упрямыми, гордыми, пустыми, глупыми и темными язычниками многие евреи также променяли славу нетленного Бога на то, что постыдно, позорно и тленно. Они заменили истинность святого Бога на пустой образ какого-либо Его творения.

В своей духовной слепоте, интеллектуальной темноте и нравственной развращенности люди по природе своей склонны пренебрегать святым Создателем ради несвятых творений. Так как что-то в их падшей натуре еще требует какого-то бога, которого они предпочитают истинному Богу, то они придумывают божества собственного изготовления.

Не случайно, что десять заповедей начинаются с предостережения: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20:3-5). И в тоже самое время, когда эти и другие заповеди и повеления давались Моисею, дети Израиля делали золотого тельца, чтобы поклоняться ему (32:1-6).

Хотя Господь продолжал предупреждать:

"Тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков. Но они... презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы не поступали так, как они, и оставили все заповеди Господа Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу" (4 Цар. 17:13-16).

Человеческое пренебрежение к Богу и принятие идолов можно сравнить с сыном, который убивает своего отца, а затем делает изображающий его манекен и представляет всем как своего родителя. Разница лишь в том, что то, что грешное человечество всегда делало и продолжает делать по отношению к Богу, неизмеримо более грешно и бессмысленно, чем упомянутый случай.

Первое существо, которым люди заменяют Бога - это сам человек, образ, подобный тленному человеку. Вместо того чтобы прославлять Бога и поклоняться Ему, человек старается боготворить самого себя. Вольтер был прав, когда заметил: "Бог создал человека по образу и подобию Своему, и человек сполна воздал Создателю".

Любая форма идолопоклонства - это самопоклонение; подобно тому как любая форма идолопоклонства - поклонение сатане, демону. Независимо от того, созданы ли идолы в соответствии с извращенным человеческим представлением или навеяны сатаной, любой ложный бог обращается к падшей натуре человека и соблазняет его прославлять себя и потворствовать себе. Так или иначе, любое идолопоклонство - это поклонение себе и служение дьяволу.

Воплощением человеческого самопоклонения будет Антихрист, который потребует, чтобы весь мир поклонялся ему в восстановленном храме в Иерусалиме (2 Фес. 2:3-4). Так как антихрист - верховный эмиссар сатаны на земле в последние дни, то его требование о поклонении будет также доказывать, что, несмотря на его самовосхваление, истинный бог для него - сатана, точно также как и для любого идолопоклонника.

"Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу", - говорит Павел (1 Кор. 10:20). Другими словами, даже если человек сделает идола из дерева, камня и метала по своему собственному проекту и для своих собственных целей, то этой безбожностью воспользуются демоны, обезличив черты придуманного человеком бога. Имеются достоверные сообщения о сверхъестественных событиях, происходивших в языческих культах и в прошлые времена, и теперь. Хотя сила власти сатаны над природой и даже в его собственном сверхъестественном мире ограничена, Св. Писание ясно дает понять, что он способен создать свое собственное царство чар, подобно тому, что сделали чародеи фараона перед Моисеем и Аароном (Исх. 7:11, 22; 8:7). Точно так же, как наделенные сатанинской силой колдуны фараона проявляли достаточно сверхъестественных способностей, чтобы сделать сердце их правителя окаменелым, сатана дает достаточно верных астрологических предсказаний и достаточно сверхъестественных событий, что ввести своих последователей в заблуждение (ср. 2 Фес. 2:9).

Возможно, Навуходоносор был величайшим монархом древнего мира. Но он был так ослеплен своими достижениями, что игнорировал предупреждения Даниила и самонадеянно сказал: "Эти ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" (Дан. 4:27). Как далее рассказывает Даниил:

"Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!" Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы" (Дан. 4:28-30; ср. стихи 16-24).

Возвышая себя как Бога, гордый царь переполнил чашу Божьего терпения и тот час же и его сила, и его разум было отобраны у него на "семь времен" (см. стих 22, 29); имеется в виду, возможно, семь месяцев или даже семь лет.

"По окончании же дней тех, - рассказывает сам царь, - я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество - владычество вечное и Которого царство - в роды и роды" (ст. 31). Видно, что наказание привело его к вере в Бога и он заканчивает свое признание словами: "Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо" (ст. 34).

Валтасара, преемника Навуходоносора, ничему не научил опыт его предшественника. Однажды ночью он устроил щедрый банкет для своих придворных и под воздействием вина приказал им пить из священных золотых сосудов, которые его отец захватил в Иерусалимском храме. Так как участники пира пили из этих сосудов, то "славили богов, золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского". Когда чародеи и предсказатели напуганного царя не смогли изъяснить написанное, то он обратился к Даниилу. После напоминания о наказании Навуходоносора Богом, Даниил сказал царю: "И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес... а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил... Вот - и значение слов: МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам" (Дан. 5:22-28).

Валтасар умышленно и открыто грешил, несмотря на имевшиеся у него знания о Боге. Он даже ужасно богохульствовал, оскверняя священные сосуды из Его храма и поклоняясь сделанным человеком идолам, а не Богу. Как это типично для всех грешников, естественной склонностью царя было отвернуться от имевшегося у него знания об истинном Боге и обратиться к ложным богам, которых он сам себе избрал.

А. Тозер мудро заметил, что идолопоклонство начинается в сознании человека, когда он извращает или меняет идею о Боге на что-нибудь другое, что в действительности отличается от Него ("The Knowledge of the Holy" [N.Y.: Harper and Row, 1961], стр. 9-10).

Павел упоминает о еще более нелепой форме идолопоклонничества - поклонении птицам, четвероногим, и пресмыкающимся. В древнем мире поклонялись многим птицам: орлу - в Риме, аисту и ястребу - в Египте. Именно потому, что орлы часто обожествлялись римлянами, евреи так сильно противились тому, чтобы этих птиц в любом виде изображали в Израиле, особенно в святом городе Иерусалиме. Некоторые американские индейцы до сих пор поклоняются различным птицам, это видно по их тотемным столбам. Стилизованная индийская птица грома стала популярным символом в современном обществе.

Древних идолов в форме четвероногих животных почти невозможно перечислить. Египтяне поклонялись богу-быку Апису, богине с головой кошки Бубастиде, богине-корове Хатхор, богине в обличье гиппопотама Опете и богу-волку Офиосу. Как уже отмечалось, даже древние израильтяне были виновны в изготовлении, а затем и в поклонении золотому тельцу, который, как они полагали, представляет истинного Бога! Многие египтяне и хананиты поклонялись быкам, некоторых из которых хоронили с такими же почестями, как и фараонов. Диана (или Артемида), известная греческая богиня во времена Нового Завета (см. Деян. 19:27), имела вид не прекрасной женщины, а тучного неприятного животного женского пола с бесчисленными сосками, свисающими книзу; предполагалось, что их достаточно, чтобы вскормить весь мир. Другие древние идолы воплощались в таких различных существах, как мыши и крысы, слоны, крокодилы, обезьяны, а также изображались в виде солнца и луны.

Как из светских источников, так и из Св. Писания мы знаем, что многие виды пресмыкающихсябыли объектами поклонения. Некоторые из них и сегодня обожествляются в различных частях света. Одним из многих идолов, которым поклонялись древние египтяне, был жук-скарабей. Его изображения и сегодня продают как сувениры. Это насекомое живет в навозных кучах и известно всем как навозный жук. Ассирийцы, как и многие греки, обожествляли змей.

Имя хананитского бога Веельзевула (4 Цар. 1:2; Матф. 10:25) означает "повелитель мух". Поскольку многочисленные языческие верования были связаны с мухами, многие суеверные евреи полагали, что ни одна муха не отважится влететь в Божий храм в Иерусалиме (ср. Avot 5:5 по книге Талмуд). Современные индусы отказываются убивать или наносить вред большинству животных и насекомых, поскольку эти создания могут быть либо божеством, либо перевоплощением человека, который переселяется из одного состояния своей кармы в другое.

Если же вы думаете, что современный искушенный человек поднялся выше таких откровенных глупостей, то достаточно только обратить внимание на резкое возрастание за несколько последних десятилетий интереса к астрологии и другим оккультным действам в Соединенных Штатах и Западной Европе. Многие видные деятели, включая известных ученых, обращаются к своему гороскопу или к оккультистам за информацией о движении звезд или чаинок перед тем, как принять важное решение или предпринять длительную поездку.

Всегда были люди, поклоняющиеся идолам богатства, здоровья, наслаждения, престижа, секса, спорта, образования, развлечений, известности, успеха или силы. И никогда в истории эти формы идолопоклонства не были более распространены и не действовали более развращающе, чем в наши дни.

Бесчисленные книги, журналы, игры, кинофильмы и видеофильмы пропагандируют сексуальную распущенность, кровосмешение, насилие, гомосексуализм, жестокость, обман, использование других ради собственной выгоды и все остальные виды безнравственности и безбожия. Многие из этих вещей имеют конкретный оккультный характер - завлекающая магия, колдовство, черная магия, сексуальные церемонии, человеческие жертвоприношения и даже поклонение демону и сатане. Моральное и духовное осквернение - пандемия в современном обществе, дегенеративная и пагубная форма идолопоклонства. Ужасно, но это направлено прежде всего против молодежи.

Когда человек в какой бы то ни было форме отвергает Божье откровение, то он в попытке объяснить свои действия и ложные верования, скатывается в конечном счете вниз к осуждению, о чем Павел продолжает говорить в Рим. 1:24-32.

Покинутые Богом

То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (1:24-32)

Как показывает Павел в этих стихах и объясняет с богословской позиции в конце 4-ой главы, в основе своей человек не добр, а зол. Склонность к греху - его врожденное свойство. "Нет праведного ни одного... нет делающего добро, нет ни одного... все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:10, 12, 23). Те, кто игнорирует Божье провидение и старается справиться с грехом и улучшить себя своими собственными силами, неизменно совершают наиболее отвратительный грех - грех гордыни и причисления себя к праведникам. Только Бог может милостиво устранить грех и дать праведность, а человек, который пытается преодолеть свою собственную вину и достичь своей собственной праведности, лишь направляет себя все глубже и глубже в бездну греха и удаляет себя от Бога.

Ситуация напоминает заброшенный сад: когда человек предоставлен сам себе, плохое всегда вытесняет хорошее. В этом проявляется склонность его падшей натуры. Человек не обладает внутренней способностью обуздать сорняки греховности и вырастить хороший урожай праведности. Естественное развитие человека происходит не по восходящей линии, а по нисходящей; он не развивается, а скатывается вниз. Он не поднимается к Богу, а удаляется от Него. На протяжении всей истории он двигался вниз кругами развращенности, становясь все хуже и хуже, и когда сдерживающее начало Духа Святого прекратится к концу Великой Скорби, когда зло достигнет своей конечной стадии, весь ад вырвется на землю (см. 2 Фес. 2:3-9; Откр. 9:1-11).

Человек не в состоянии остановить это скольжение вниз, поскольку по природе своей он раб греха (Рим. 6:16-20), и чем больше он упорствует в своих призрачных усилиях самосовершенствоваться без Бога, тем больше он становится рабом греха, и в конечном счете его ждет вечная смерть (Рим. 6:16-23). Льюис в своей книге "Проблема страдания" верно заметил: "Погибшие вечно пользуются отвратительной свободой, которую требовали. Следовательно, они сами себя поработили" ([New York: Macmillan, 1962], стр. 127-28).

Основная мысль Рим. 1:24-32 состоит в том, что если люди будут упорствовать в отказе от Бога, Бог оставит их (см. стихи 24, 26, 28), Даже когда собственный Божий народ игнорируют и не слушает Его, Он может временно покинуть его. Передавая слова Господа, псалмопевец писал: "Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне. Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам" (Пс. 80:12-13). Осия сообщает о подобных трагических событиях, вызванных неверием в Северном царстве, которое олицетворял Ефрем. О нем Бог сказал: "Привязался к идолам Ефрем; оставь его!" (Ос. 4:17).

В своем обращении к первосвященнику и другим религиозным вождям Иерусалима Стефан напоминает, что когда древние израильтяне отвергли Господа, возвели золотого тельца и начали ему поклоняться в то время, как Моисей был на горе Синай, "Бог отвратился и оставил их служить воинству небесному", т.е. созданным ими демоническим божествам (Деян. 7:38-42). Павел заявил толпе язычников в Листре: "Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями" (Деян. 14:16).

Когда Бог покидает людей, предоставляя их самим себе, они отчасти лишаются Его защиты. Когда это случается, люди не только становятся более уязвимыми для разрушительных хитростей сатаны, но и сами разрушаются от того, что их собственный грех действует в них и через них. "А вы оставили Меня, и стали служить другим богам, - говорил Господь Израилю, - за то Я не буду уже спасать вас" (Суд. 10:13). Когда Дух Божий сошел на Азария, Он сказал Иуде: "Господь с вами, когда вы с Ним; если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас" (2 Пар. 15:2). Через Захарию, "сына Иодая, священника", Бог снова сказал: "Для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас" (2 Пар. 24:20).

В Рим. 1:24-32 ясно изображены последствия Божьего отказа от отрекшегося человечества, показана природа (ст. 24-25), проявление (ст. 26-27) и степень (ст. 28-32) человеческой греховности. Каждая из этих частей начинается словами: "Предал их Бог..."







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.53 (0.01 с.)