ТОП 10:

Принципы Божьего суда (часть 2)



Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, - потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, - в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа (2:6-16)

Здесь Павел продолжает разговор о дне "гнева и откровения праведного суда от Бога" (ст. 5). Как сказано в предыдущей главе, "день гнева" означает последний Божий суд над грешным человечеством. Ап. Петр упоминает этот день как "день суда и погибели нечестивых человеков" (2 Пет. 3:7), а Ап. Иуда говорит о нем как о суде "великого дня" (ст. 6).

Павел объясняет, что это случится во второе пришествие Иисуса Христа, "Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его" (2 Тим. 4:1). В это время произойдет "явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами Силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фес. 1:7-8).

Последний суд подробно описан Ап. Иоанном:

"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Откр. 20:11-15).

Иисус сказал, что в это время "пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матф. 13:41-43). Неумолимо приближается тот ужасный день, когда грешники всех времен попадут в руки Бога живого (Евр. 10:31).

Рассказывают историю о древнем римском правителе Бруте Старшем, который обнаружил, что два его сына устроили тайный заговор с целью свергнуть правительство, а это преступление заслуживало смертного наказания. На суде молодые люди слезно просили отца о снисхождении, ласково обращались к нему и взывали к его отцовской любви. Большинство людей, собравшихся на суде, также просили о снисхождении. Но серьезность преступления, а возможно и то, что сыновья правителя должны нести большую ответственность и большую вину за ужасное преступление, отец приговорил их к смерти, а затем присутствовал на казни. Кто-то так прокомментировал этот случай: "Отец проиграл этот суд; любовь к справедливости оказалась выше родительской нежности".

Бог - Отец павшего человечества. Он умоляет людей обратиться к Нему для спасения через Его Сына, поскольку Он не желает, "чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9). Но однажды возможность покаяться исчезнет. И тогда Бог будет вершить Свой совершенный суд даже более непреклонно, чем этот римский правитель.

Темой предыдущей главы были первые три из шести принципов, которые будет использовать Бог на последнем суде. Следующие три принципа - дела (Рим. 2:6-10), беспристрастность (ст. 11-15) и побуждения (ст. 16).

Дела

Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! (2:6-10)

Хотя этот отрывок прост и понятен, он содержит несколько истин, которые легко исказить, если подойти к ним невнимательно.

В 20-ой главе книги Откровение, которую мы цитировали выше, дважды упоминалось, что люди будут судимы по "делам своим" (ст. 12-13). На этой же истине акцентирует внимание Павел в Рим. 2:6-10, ясно говоря, что Бог воздаст каждому по делам его.

Ветхий Завет ясно учит, что суд происходит по делам, поступкам. Господь повелел Исайе говорить: "Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его" (Ис. 3:10-11). Через Иеремию Бог провозгласил еще более конкретно: "Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его" (Иер. 17:10).

Иисус тоже говорил об этом принципе суда, уча что "прийдет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его" (Матф. 16:27). В другом случае Он говорил: "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Иоан. 5:28-29).

Павел, великий апостол спасения по благодати через веру, всегда учил, что Божий суд над верующими и над неверующими будет основываться на их делах. "Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3:8). Далее он объясняет:

"Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3:11-15).

Снова обращаясь к верующим, Павел пишет: "Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10). Даже в чудесной вести о благодати Павел провозглашает: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" (Гал. 6:7-9).

Бог судит не по принадлежности к религиозной конфессии, религиозным взаимоотношениям или религиозному наследию. Но, наряду с другими принципами, Он судит также по результатам жизни человека. В день суда будет не важно, еврей человек или не еврей, язычник или ортодокс, религиозный или не религиозный, посещает ли он церковь или нет. Важно будет, была ли его жизнь примером послушания Богу. В этот день "каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим. 14:12).

Субъективным критерием для спасения есть лишь вера и ничего больше. Но объективная реальность спасения проявляется в последующих вдохновленных Богом делах, которыми управляет и на которые дает силы верующим Св. Дух. По этой причине добрые дела - очень веское основание для Божьего суда.

Поступки дают человеку безошибочную характеристику. "По плодам их узнаете их", - дважды провозгласил Иисус в Нагорной проповеди (Матф. 7:16, 20). Итак, дела, совершаемые человеком на протяжении всей жизни, - один из обязательных критериев, по которым Бог будет судить. Каждый человек однажды предстанет перед Божьим Судом, который обладает всеобъемлющей записью дел этого человека, и по этой записи будет определена вечная судьба человека.

Однако должно быть ясно, что хотя Св. Писание, как Ветхий, так и Новый Заветы учат о суде по делам, нигде не сказано о спасении по делам. "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей" (Пс. 113:9). Сколько бы добра ни совершил человек, к чему бы хорошему ни пришел благодаря Божьей милости, Ему и только Ему следует воздавать честь и похвалу за это. "Ради Себя, Ради Себя Самого делаю это", - заявил Господь через Исайю. "Ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному" (Ис. 48:11). Бог спасет того, кого спасет, и Его владыческая милость совершенно не зависит от праведных дел.

Говоря о Новом Завете с Его Сыном Иисусом Христом, Бог обещал древнему Израилю:

"Вот наступают дни... когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер. 31:31-33).

Сущность Нового Завета - в распространении Божьей милости и благодати на недостойных. Спасение целиком зависит от Божьей милостивой воли и силы. "Верно и всякого принятия достойно слово, - говорил Павел, - что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение" (1 Тим. 1:15-16). Апостол говорит всем верующим: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2:8-9).

Но если спасение целиком зависит от веры, то причем же здесь дела? Павел продолжает это великое утверждение во 2-ой главе Послания к Ефесянам, говоря: "Ибо мы - Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (ст. 10). Этот же апостол убеждал филиппийских верующих: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Фил. 2:12-13). Другими словами, жизнь, которая спасается по вере, должна явить свидетельство этого спасения, выполняя Божий труд. Добрые дела - это внешнее свидетельство внутренней веры.

Спасение происходит не от дел, но оно причина, побуждающая к ним. Присутствие в человеческой жизни истинно добрых дел показывает, что человек действительно спасен, и для непогрешимых Божьих глаз эти дела абсолютно надежный показатель спасающей веры. Точно так же отсутствие действительно добрых дел - признак отсутствия спасения. В обоих случаях дела - надежное основание для Божьего суда. Когда Бог видит дела, которые выявляют праведность, Он знает, исходят ли они от возрожденного сердца. И когда Он видит неправедные дела, то знает, исходят ли они от невозрожденного сердца.

В Рим. 2:1-16 Павел говорит не об основании для спасения, а об основании для суда. Он начинает обсуждать проблему спасения в 3-ей главе. В данном отрывке он говорит о делах как об элементах или принципах, которые использует Бог для суда. Речь идет о свидетельстве спасения, а не средстве или основании для него. Павел говорит, что если человек действительно спасен, то в его жизни будут внешние проявления этого. Если же человек не спасен, то таких проявлений не будет. Любому верующему далеко до Божьей совершенной праведности, и иногда он опускается до непослушания. Но даже жизнь, переполненная праведными поступками, может не удовлетворять требованиям, необходимым для искупления.

В Рим. 2:7-10 Павел проводит четкую границу между двумя типами людей. Существуют только два таких типа: спасенные и неспасенные. Сначала он останавливается на определяющих поступках спасенных (ст. 7), затем говорит об определяющий поступках неспасенных (ст. 8-9), и затем снова возвращается к делам спасенных (ст. 10).

Дела спасенных







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.166 (0.006 с.)