ТОП 10:

Обвинение в нападках на Божии обетования



Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (3:3-4)

Следующее обвинение, которое предвидел Павел, состояло в том, что его учение упраздняет Божьи обещания Израилю. Как известно каждому изучающему Ветхий Завет, Бог дал много обетовании Своему избранному народу. Но как же тогда может Павел утверждать, что еврей не может быть уверенным в этих обещаниях?

В ответе Павла отражен и явный, и неявный смысл учения, содержащегося в еврейских Св. Писаниях. Бог никогда не обещал, что любой еврей, даже самой чистой линии наследования, происходящей от Авраама или от любого другого великого святого Ветхого Завета, может претендовать на выполнение обещаний без покаяния и веры в Бога, выражающейся в покорности, исходящей из сердца.

Исайя в 55:6-7 дает очень хорошую иллюстрацию призыву к такой смиренной вере: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив".

Также как и в упомянутом выше тексте Ам. 3:2, многие самые важные Божьи обетования сопровождались очень строгими предостережениями. И большинство обетовании содержали условия, состоявшие в вере и покорности Его народа. А те немногие обетования, которые не содержали условия, относились к Израилю в целом, а не к отдельным иудеям (см., например, Быт. 12:3; Ис. 44:1-5; Зах. 12:10).

Следовательно, апостол частично соглашается с критиками, говоря: "Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?" Его оппоненты были абсолютно правы, защищая правдивость Господа. Независимо от того, как люди реагируют на Его обещания, Он совершенно последователен в выполнении Своего слова.

Имеющаяся в богословии завета идея о том, что Церковь заменила Израиль в Божьем замысле искупления, ненамеренно предполагает несоблюдение Господом Его безусловных обещаний, данных Израилю. Из-за отказа Израиля признать Иисуса Христа Мессией Бог отложил выполнение Своих обещаний об искуплении и восстановлении Израиля как народа. Но Он не отказался (и в силу Своей Божественной природы не мог отказаться) от этого обещания. Например, Его предсказание о том, что однажды "на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили" (Зах. 12:10), не относится к Церкви. И поскольку такого возрождения никогда не случалось в истории Израиля, то либо ложно предсказание, либо оно еще будет выполнено.

Далее в послании Павел подтверждает, что Бог не отверг Свой народ Израиль (Рим. 11:1). А несколькими стихами позже он провозглашает: "Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их" (Рим. 11:25-27). Чтобы его правильно поняли, когда он называет Церковь новым Израилем, Павел прибавляет: "В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божий ради отцов. Ибо дары и призвание Божий непреложны" (ст. 25-29).

Национальное спасение Израиля неизбежно настолько, насколько непреложны Божьи обещания. Но такая определенность будущего дает каждому иудею не больше гарантий спастись, чем большинству язычников.

Ошибка критиков Павла заключалась в том, что они верили: Божьи безусловные обещания Израилю прилагаются ко всем иудеям во все времена. Но Павел объяснил в 6-ом и 7-ом стихах 9-ой главы: "Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все те дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): "В Исааке наречется тебе семя".

Критики были правы, утверждая, что Бог не может взять обратно данное однажды слово. И если благословенные обещания не реализовались, то это произошло потому, что Его народ не был верен и не соблюдал условия обещаний. Но их неверность не может помешать спасению, которое Бог в конце концов даст нации, которой Он это обещал.

Но еще более глубокая истина заключается в том, что вопреки надеждам большинства иудеев Бог никогда не предлагал спасения на основании наследия, обрядов, добрых дел или чего-нибудь другого, кроме веры. Поэтому Павел ставит риторический вопрос: "Тот факт, что евреи, которые были неверны, лишились права на обетованные Богом благословения и на наследование Божьего царства, не уничтожит ли верность Божию?" Его спасение придет однажды к Израилю, когда весь Израиль спасется.

Отвечая на свой собственный вопрос, он восклицает: "Никак". Выражение "мегеноито" (никак) было самой сильной греческой фразой, передающей отрицательное значение и обычно обозначающей невозможность чего-либо. Павел говорит: "Конечно же, Бог не может быть неверным Своим обещаниям или любым другим обязательствам".

Бог правдив, а всякий человек лжив. И если кто-либо из живущих заявляет, что Бог неверен, то Бог окажется правдив, а этот человек лжив.

Обращаясь как всегда к Св. Писанию, Павел цитирует псалом великого покаяния, написанный Давидом, наиболее прославленным и любимым царем, с престола которого однажды будет править Мессия. Как написано: "Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем" (см. Пс. 50:6). Поскольку Бог совершенен и Сам мерило добродетели и истины, то Его Слово правдиво само по себе и Его наказание праведно. Глупо ожидать, что Господь неба и земли может не выступить против греха или искаженного представления о Нем людей или сатаны.

Обвинение в нападках на святость Бога

Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (3:5-8)

Третье обвинение, которое предвидел Павел, состояло в том, что его учение якобы посягало на чистоту и святость Бога. Аргументы его критиков могли быть такими:

"Если Бог прославляется грехами Израиля, будучи верным Себе вопреки неверности Его избранного народа, то тогда грех прославляет Бога. Иными словами, Павел, ты говоришь, что то, что Бог строго запрещает, на самом деле приносит Ему славу. Ты говоришь, что Бог подобен торговцу, который кладет дорогое золотое украшение на кусок черного бархата так, что контраст заставляет золото казаться еще более изящным и прекрасным. Ты утверждаешь, что Бог использует человеческие грехи, чтобы принести славу Себе, а это богохульство. Ты ставишь под сомнение праведную чистоту Бога. Но не только это. Если человеческая неправда открывает правду Божию, то что скажем о Божьем наказании? Если то, что ты говоришь, правда, то почему Бог наказывает грех? Не будет ли Бог несправедлив, когда проявляет гнев?"

И снова, чтобы его читатели не решили, что он выражает свою собственную точку зрения, Павел немедленно прибавляет: "Говорю по человеческому рассуждению", то есть в соответствии с логикой обыкновенного человека. В действительности он говорил: "Не подумайте, что я верю в такие глупости. Я лишь перефразирую обвинения, которые часто выдвигают против меня".

Чтобы усилить отрицание, он снова повторяет: "Никак". Ясно, что Бог не поощряет и не мирится с грехом, чтобы прославить Себя, ибо "иначе как Богу судить мир?"

Если евреи и знали что-то о Боге, так это то, что Он совершенный судья. С самого начала Ветхого Завета Его называют "судия всей земли" (Быт. 18:25). Псалмопевцы многократно называли Его судьей (см., например, Пс. 49:6; 57:12; 93:2). Главной темой фактически всех пророков было Божье наказание в прошлом и настоящем, близкое и находящееся в далеком будущем. Точка зрения Павла состоит в том, что Бог не имел бы возможности для справедливого, праведного наказания, если бы Он смотрел на грех сквозь пальцы.

В ст. 7 и 8 апостол снова говорит о ложных обвинениях в его адрес, правда в несколько иной форме. "Вы утверждаете, что я говорю: "Если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?"

Это ясное обвинение в антиномизме (пренебрежении Божьего закона) в самом худшем виде. Критики обвиняли Павла в том, что он учит, что человек тем греховнее, чем более он прославляет Бога; что человек тем более неверен, чем более верным кажется; тем более лжет, чем более он восхваляет Божью правдивость.

Это не были какие-то гипотетические искажения, как Павел поясняет далее: "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?" Очевидно, враги Павла многократно обвиняли его в том, что его благовествование о спасении по благодати через веру не только подрывает закон Божий, но дает право безнаказанно грешить. Фактически, они обвиняли его в том, что он говорит, будто в глазах Бога грех так же приемлем, как и праведность, если не больше.

Хотя книжники и фарисеи были грешны и лицемерны до мозга костей, они любили осуждать других даже за самые незначительные нарушения закона Моисея и раввинских традиций.

Их религией было фарисейство, и идея о Божьей благодати была для них проклятием, поскольку в корне подрывала веру в праведное поведение, на котором основывалась их надежда.

Подобное фарисейство характерно и для иудействующих, евреев, обратившихся в христианство и утверждавших, что христиане должны придерживаться всех законов Моисея и всех обрядов. Их обвинения против Благой вести Павла о благодати фактически совпадали с теми, которые предъявляли книжники и фарисеи. Следовательно, апостол подвергался сходным нападкам и в церкви, и извне. По-видимому, Павел адресовал свои объяснения как иудейским начальникам (вовне), так и иудействующим (вовнутрь).

Одна из наиболее характерных черт падшей человеческой натуры - это удивительная способность оправдывать грех. Даже маленькие дети очень сообразительны, когда объясняют причины, побудившие их совершить плохой поступок. В сущности, именно в этом критики обвиняли Павла - оправдание греха, потому что он якобы прославляет Бога.

Позже в послании Павел детально рассматривает подобную проблему. Сказав, "когда умножился грех, стала преизобиловать благодать", он сразу же делает замечание, чтобы предотвратить неправильные выводы, к которым могли бы прийти многие люди. "Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак" (Рим. 5:20-6:1-2). Со всей силой, на которую он только был способен, апостол отверг обвинения в том, что он смотрит сквозь пальцы на любой грех. Менее всего он был склонен оправдывать грех при помощи ложных и мерзких аргументов, что это будто бы приносит славу Господу.

Возможно, некоторые критики Павла ошибочно связывали его учение, например, с такими бесчинниками, которые запятнали церковь в Коринфе. Ап. Иуда писал, что "вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд. 4).

Для христианина жить в постоянном нераскаянном грехе - это явный признак того, что он не спасен. Быть христианином значит находиться под властью Иисуса Христа и искренне желать служить Ему. Как неоспоримо доказал Ап. Иуда, человек, который пытается оправдать свой грех, злоупотребляя Божьей милостью, нечестив и отрицает Христа (ст. 4).

Заключительный ответ Павла своим клеветникам-критикам был кратким, но острым. Хотя Павел ни в коей мере не был виновен в проповеди антиномий, он полностью согласился с тем, что делающие это заслуживают наказания. Павел сказал: "Праведен суд на таковых".

Все под грехом

Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их. Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (3:9-20)

Люди склонны думать о себе хорошо, и это мнение постоянно поддерживается психологами, консультантами и большим количеством религиозных деятелей.

Но в глубине своей души каждый осознает: что-то не так. Независимо от того, на кого или на что человек возлагает вину за это чувство, он не может от него избавиться. Человек испытывает вину не только за то, что он совершил или за какой-то непорядок, но и за то, каков он внутри.

Одна популярная газетная обозревательница давала такой совет: "Одна из наиболее болезненных, требующих времени и энергии черт человеческого существования - это чувство вины... Оно может испортить целый день, целую неделю или целую жизнь, если вы ему позволите. Оно появляется тогда, когда вы менее всего хотите этого, когда вы делаете что-нибудь нечестное, вредное, плохое, поступаете эгоистично и отвратительно... Пусть даже это результат незнания, глупости, лености, беспечности, слабости или каких-то недостатков. Вы поступили неправильно, и вина убивает вас. Скверно. Но будьте уверены, - заключает она, - муки, которые вы испытываете - это нормально... Помните, грех - это грязь, а ее и так хватает в этом мире" ("The Ann Landers Encyclopedia" [New York: Doubleday, 1978], стр. 514-17). После этого она переходит к другой теме.

Древнеримский философ Сенека писал, что каждый грешник - палач самого себя. Независимо от того, как часто человек говорит себе, что он хороший, он неизбежно видит, что это не так, поскольку думая, говоря и делая неправедные вещи, он испытывает за них чувство вины. Чувство вины толкает людей к алкоголю, наркотикам, отчаянию, умопомешательству и все чаще и чаще к самоубийству. Даже перекладывая ответственность на окружение или общество, человек не может избежать чувства собственной виновности. Фактически, общество с изощренными психологическими службами кажется даже более подверженным чувству вины. Люди хотят освободиться от этого чувства, но они не знают, как это сделать. И чем больше они ищут решений, тем виновнее себя чувствуют.

Люди чувствуют себя виновными, поскольку они виновны. Это чувство вины - лишь симптом настоящей проблемы, которая заключается в грехе. Все психологические консультации мира не могут освободить человека от его вины. И самое большее, что может сделать человек, чтобы чувствовать себя лучше, хотя это будут поверхностные и временные улучшения, - это переложить вину на кого-то или на что-то. Но это, конечно же, только усиливает вину, поскольку подразумевает нечестность в отношении греха, а ведь именно грех вызывает чувство вины.

Человеческая вина имеет только одну причину - человеческий грех, и пока существует грех, существует чувство вины. Вот почему первый элемент Благой вести - это указание людям на их грех. Евангелие означает "добрая весть". Но добрая весть, которую предлагает Евангелие - это путь спасения от греха, а до тех пор, пока человек не признает себя виновным в своем грехе, Благой вести нечего ему предложить. Поэтому Благая весть начинается с заявления, что все люди в основе своей грешны и что величайшая необходимость их жизни - устранить грех через веру в Господа Иисуса Христа.

Как уже убедительно рассказал Павел в первых двух главах Послания к Римлянам, как язычники, так и религиозные иудеи греховны и несут наказание перед святым Богом. Но человеческая натура сильно сопротивляется этой истине. Д-р Дональд Грей Барнхауз говорил: "Лишь упрямая гордость удерживает человека от исповеди Богу, а это принесло бы облегчение, но человек отказывается идти этим путем. Человек стоит сегодня перед Богом, как маленький мальчик, который клянется, крича и плача, что его и близко не было около банки с вареньем, и который с видом оскорбленной невинности защищает свою позицию, абсолютно не зная, что большая ложка варенья попала на рубашку чуть пониже его подбородка и отлично видна всем, кроме него самого" ("God's Wrath: Romans 2-3:1-20" [Grand Rapids: Eerdmans, 1953], стр. 191).

An. Павел прекрасно знал, что люди склонны отрицать свой грех. Поэтому Павел уже представил убедительные доказательства человеческой греховности, опираясь на свидетельство творения, историю, доводы, логику и совесть. Теперь он приводит наивысшее свидетельство - свидетельство из Св. Писания. Начиная со ст. 10 и до ст. 18, Павел как бы представляет суду доказательства Божьего Слова, как об этом сказано в Ветхом Завете. Ст. 9-20 подытоживают Божий совершенный взгляд на человека, и стихи эти расположены в порядке судебного рассмотрения: привлечение к суду (ст. 9), предъявление обвинения (ст. 10-17), мотив (ст. 18), приговор (ст. 19-20).

Привлечение к суду







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.009 с.)