ТОП 10:

Степень и природа Божьего гнева



на всякое нечестие и неправду человеков (1:18г)

Четвертая и пятая черты Божьего гнева касаются его степени и его природы.

Божий гнев имеет всеобщий характер, поскольку он направлен против всех, кто заслуживает его. Ни добрая воля, ни помощь бедным, ни готовность помогать другим людям, ни даже служение Самому Богу не может исключить человека из числа всех тех, кого Павел здесь упоминает. Позже Павел объясняет более ясно, что "как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, ...потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:9, 23). Конечно же, некоторые люди в нравственном отношении намного лучше других, но даже эти наиболее порядочные и честные люди очень далеки от Божьих установлений совершенной праведности. Никто не соответствует.

Человеческое относительное совершенство в сравнении с Божьими совершенными установлениями - это то же самое, что гипотетическая попытка перепрыгнуть с пляжа возле Лос-Анжелеса на остров Каталины, расстояние до которого 40 км. Некоторые люди вообще не умеют прыгать, некоторые могут прыгнуть на 1-2 метра, и только очень небольшое число людей может преодолеть прыжком расстояние в 7-8 метров. Итак, наибольший из мыслимых прыжков может покрыть только очень маленькую часть необходимой дистанции. Так, самые нравственные люди имеют очень мало шансов достичь Божьей праведности своими собственными силами. Ровно столько, сколько самый хороший спортсмен - перепрыгнуть расстояние до острова Каталины. Каждый незамедлительно упадет.

Второй акцент в этой фразе сделан на природе Божьего гнева. Это не гнев сумасшедшего, который крушит все вокруг, не различая ничего, не заботясь о том, что может кого-то поранить или убить. Это не греховный гнев человека, старающегося отомстить за причиненный ему ущерб. Божий гнев существует для того, чтобы бороться с грехом и справедливо направляется на грех. "Асебиа" (безбожность) и "адикиа" (неправедность) - синонимы, первое из них указывает на достойное осуждения личное отношение к Богу. Бог гневается, потому что грешные люди - Его враги (см. Рим. 5:10) и, следовательно, "чада гнева" (Ефес. 2:3).

Безбожность означает недостаток почтения, преданности, поклонения истинному Богу. Это ошибка, которая неизбежно ведет к одной из форм ложного поклонения. Хотя и пропуская детали и обстоятельства, Ап. Иуда все же отмечает, что Енох - праведный потомок Адама в седьмом поколении - пророчествовал о Боге: "Идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники" (Иуд. 14-15). В этом тексте трижды используется слово "нечестие" и его производные, чтобы подчеркнуть, что Божий гнев обращен против грешного человечества.

Слово "неправедность" передает значение, сходное со словом "безбожность", но обращает внимание на результат этой безбожности. Грех прежде всего посягает на величие Бога, а затем и на Его закон. Люди поступают неправедно, поскольку не имеют правильных отношений с Богом, Который лишь один - мерило и источник праведности. Безбожность неизбежно ведет к неправедности. Если отношение человека к Богу неправильное, то и его отношение к своим товарищам также неправильное. Человек не может относиться к своим друзьям и товарищам иначе, чем он относится к Богу. Вражда, которую испытывает человек к окружающим, исходит от его вражды к Богу.

Грех - единственное, что Бог ненавидит. У Бога нет ненависти к бедным людям или богатым, умным или глупым, талантливым или не талантливым. Бог ненавидит лишь грехи, которые люди обычно совершают, и грех неизбежно влечет Его гнев.

Причина Божьего гнева

человеков, подавляющих истину неправдою (1:18д)

"Но как же так, - спрашиваем мы, - Бог может считать всех ответственными за нравственные и духовные недостатки и сильно гневаться, когда одни имеют намного меньше возможностей, чем другие, услышать Евангелие и прийти к пониманию Бога?" Ответ состоит в том, что из-за греховного характера каждый человек естественно склонен следовать греху и противиться Богу. Эта фраза может быть переделана так: "люди постоянно пытаются подавить правду своим упорным пребыванием в грехе". Неправедность настолько свойственна человеческой природе, что каждый человек неизбежно имеет естественное, непреодолимое желание подавлять Божью истину и выступать против нее.

Ап. Павел так говорит в следующем стихе: "Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им" (ст. 19). Его точка зрения состоит в том, что все люди, независимо от своих относительных возможностей узнать Слово Божье и услышать Его Благую весть, имеют внутреннее, Богом данное свидетельство Его существования и природы, но все они склонны отвергать это свидетельство и пренебрегать им. Независимо от того, маленький или большой духовный потенциал имеет человек, Бог гарантирует каждому, кто искренне ищет Его, возможность найти Его. "И взыщите Меня и найдете, - обещает Бог, - если взыщите Меня всем сердцем вашим" (Иер. 29:13).

Но люди обычно не склонны искать Бога. Эта истина была окончательно доказана в земном служении Иисуса Христа. Даже перед лицом воплощения Бога, Света мира, люди "более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Иоан. 3:19-20). Как провозгласил Давид сотнями лет ранее: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро" (Пс. 13:1). Грешное человечество противится идее святого Бога, поскольку внутренне понимает, что такой Бог возложит на него ответственность за грехи, которые люди так любят, и не хотят от них отказываться.

Каждый человек, независимо от того, насколько ему доступно написанное Слово Божье или насколько ему ясно провозглашение Благой вести, имеет вполне достаточно Божественных истинных свидетельств как внутри, так и вокруг себя (Рим. 1:19-20), чтобы понять Бога и подчиниться Ему, если у него искреннее есть желание. Люди испытывают гнев и осуждение Бога именно потому, что они отказываются ответить на это свидетельство. "Люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Иоан. 3:19). Таким образом, Бог каждодневно гневается на злых людей (Пс. 6:11).

Причины Божьего гнева (часть 1)

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (1:19-21)

Руководитель отдела проповеди самой большой деноминации Америке, сказал: "Нам нет нужды обращать в христианство людей, которые никогда не слышали о спасении. Мы только должны объявить им, что они уже спасены".

Слова этого служителя отражают тенденцию универсализма - веры в то, что поскольку Бог очень любит людей и очень милостив, чтобы послать человека в ад, и каждый, в конце концов, попадет на небеса. Если бы это было так, то, очевидно, в Евангелии не было бы места разговорам о наказании. Как не было бы, очевидно, также места для Библейской проповеди, о чем утверждал человек, мнение которого мы только что привели.

Несколько лет тому назад в лондонской газете "Тайме" была опубликована статья, в которой сообщалось, что 14 церковных научных групп в Вудфорде после изучения псалмов Ветхого Завета пришли к выводу, что 84 из них "не подходят для христианского пения" ("Psalms Chosen from New Testament" [23 авг. 1962], сек. 1, стр. 10). Объясняя свою позицию, авторы статьи заявляли, что гнев и месть, о которых идет речь в этих псалмах несовместимы с христианским благовествованием любви и милости.

Но Св. Писание ясно показывает, что справедливость, гнев и наказание - такие же Божественные проявления, как любовь, милость и сострадание. Более чем в 50 стихах 27-ой и 28-ой глав книги Второзаконие подробно указываются Божьи наказания тем, кто нарушает Его заповеди и указания. В ответ на мольбу Иеремии о мести против врагов Бог сказал:

"Вот, Я наведу бедствие на место сие, - о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах, - за то, что они оставили Меня, и чужим сделали место сие, и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне; за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечем пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным" (Иер. 19:3-7).

Исайя провозглашал: "Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее" (Ис. 13:9). Наум свидетельствовал, что "Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания" (Наум. 1:2-3).

Как уже отмечалось в предыдущей главе, хотя некоторые думают, что Божий гнев и наказание - это концепции, в основном появляющиеся в Ветхом Завете, следует отметить, что ясное изображение этих Божественных свойств содержится и в Новом Завете. Когда группа фарисеев и саддукеев пришли к Иоанну Крестителю для крещения, он прогнал их с презрительными словами: "Порождения ехидины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния" (Матф. 3:7-8).

Чуть позже он сказал об Иисусе: "Но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (ст. 11-12). Вот что говорил Иоанн Креститель подошедшим к нему евреям: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3:36).

Иисус - воплощение Бога, а значит и воплощение любви; но Он говорил о наказании и аде больше, чем кто бы то ни было другой в Св. Писании. Он, пожалуй, говорил об этом больше, чем все остальные в Новом Завете вместе взятые. Нагорная проповедь изобилует предостережениями о Божественном гневе и суде. "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, - говорил Иисус, - кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной" (Матф. 5:22). "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Матф. 5:29-30). Он сказал, что "сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (8:12).

Посылая Двенадцать свидетельствовать в Израиль, Иисус сказал им: "А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому" (Матф. 10:14-15). Немного позже, продолжая давать им наставления, Иисус Христос говорит: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (ст. 28). Иисус Христос предупреждал народ: "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Матф. 12:36-37; ср. стихи 41-42; см. также 13:40, 49; 16:26; 18:34-35; 22:13; 23:33; 24:50-51; 25:26-30).

Павел провозглашал, что "зная страх Господень, мы вразумляем людей" (2 Кор. 5:11). Другими словами, ужасное наказание Бога неверующему человечеству должно побуждать нас свидетельствовать о предоставляемой Богом возможности спастись через Иисуса Христа. Лука сообщает, что когда Павел начал говорить "о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс [правитель] пришел в страх" (Деян. 24:25). Павел предупредил церковь в Ефесе: "Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления" (Ефес. 5:6). Тот же апостол предупредил неверующих: "Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Рим. 2:5; ср. стихи 8-9, 16).

В Послании к Евреям провозглашается: "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10:26-27). "Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, - продолжает далее пишущий, - то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес" (12:25).

В своем видении на острове Патмос Ап. Иоанн услышал предупреждение ангела неверующим, "кто поклоняется зверю и образу его" (Откр. 14:9-11).

Новый Завет заканчивается серьезным предупреждением от самого Господа:

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами, а вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду... И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие вкниге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откр. 22:14-15, 18-19).

Но и сегодня, как и в прошлые времена, люди отрицают то, что Бог гневается, и это отрицание проявляется в двух основных подходах. Первый из них - сон души - придерживается того, что неверующий человек просто попадает после смерти в состояние вечного сна и не испытывает никаких страданий, вызванных наказанием. Другая форма отрицания - это универсализм, который гласит, что Бог, в конце концов, спасет всех. Обе эти еретические идеи прямо противоречат Слову Божьему.

Важны четыре следующих предостережения, касающихся обманных лжеучений о Божьем гневе. Во-первых, мы должны отдавать себе отчет в большой привлекательности для простого человека такой концепции, как бессознательный сон души или универсализм, обе из которых отрицают Божье наказание и гнев. Во-вторых, мы должны признать распространение влияния христианского либерализма, который утверждает, что Бог слишком любит людей, чтобы осуждать их, и этот либерализм отрицает подлинность текстов, в которых утверждается обратное. В-третьих, следует признать, что религиозные группы, отрицающие Божий гнев, зачастую бывают псевдорелигиозными. В-четвертых, мы должны помнить, что отрицание Божьего гнева лишает свидетельства целей и побуждения, короче говоря, это отрицание утверждает, что Бог благословил спасение неверующих от греха и ада.

Учитель Библии Р. А. Торрей мудро писал: "Поверхностный взгляд на грех и Божью святость, славу Иисуса Христа и Его требования к нам лежит в основе глупых теорий о судьбе нераскаявшихся. Когда мы видим весь ужас и всю отвратительность греха, совершенную святость Бога, безграничную славу Иисуса Христа, то лишь уверенность в том, что люди, упорствующие в выборе греха, любящие тьму больше, чем свет и упорствующие в отвержении Сына Божьего, будут терпеть нескончаемые муки, может удовлетворить требования нашей души... Чем ближе человек к Богу, чем больше он предан служению Ему, тем с большей вероятностью Он разделяет нашу веру" ("What the Bible Teaches" [New York: Revell, 1898], стр. 311-13)

В подтверждение этой мысли, основной текст Послания к Римлянам начинается со ст. 1:18 и содержит ясное подтверждение Божьего гнева "на всякое нечестие и неправду человеков". Как указывает апостол в своем Послании к Ефесянам, все неверующие - это "по природе чада гнева" (2:3), рожденные для Божьего гнева, и это их естественный удел как падшего человечества. После грехопадения Божья улыбка превратилась в хмурость. Моисей риторически спрашивал Бога: "Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?" (Пс. 89:11).

Пуританский писатель Томас Уотсон сказал: "Так же как любовь Бога делает каждую горькую вещь сладкой, так Божье проклятие делает каждую сладкую вещь горькой" ("A Body of Divinity" [Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1983 reprint], стр. 151). Более современный писатель Джордж Роджерс говорил, что Божий "праведный гнев никогда не усиливается и никогда не уменьшается; он как великое течение соседствует с грехом, поскольку Господь неизменно и непреклонно праведен" ("Studies in Paul's Epistle to the Romans", vol. 1 [Los Angeles: G. Rogers, 1936], стр. 40).

Как может Тот, Кто любит чистое и прекрасное, не иметь отвращения к тому, что грязно, ужасно и отвратительно? Как может Он, безгранично святой, не обращать внимание на грех, который самой своей природой посягает на святость? Как может Он, любящий праведность, не ненавидеть и не бороться против всего неправедного? Как может Он, верх совершенства, одинаково благодушно смотреть на добродетель и на порок? Он не может поступать так, поскольку Он свят, справедлив и добр. Гнев - это единственный справедливый ответ, который совершенный праведный Бог мог дать нечестивым людям. В Рим. 9:22-23 Павел вполне ясно дает понять (см. комментарии в этом тексте), что праведный гнев - такой же неотъемлемый элемент Божьего совершенства, как и любое другое Его свойство.

Павел подчеркивает, что прежде понимания милости Божьей, мы должны понять, что такое Его гнев. Точно так же, прежде чем мы сможем понять значение смерти Иисуса Христа, мы должны понять, почему человеческие грехи сделали эту смерть неизбежной. А также, прежде чем мы начнем понимать любовь, милосердие и милость Бога, мы должны увидеть, насколько безнадежен грех и вина неверующего человечества.

Ужасно, но даже многие проповедники Евангелия начали обходить тему Божьего гнева и наказания. Даже малейшие упоминания об аде исчезли из многих проповедей. Когда все же возникает речь о гневе, он часто обезличивается, как если бы он возникал сам по себе в результате каких-то деистических операций, в которых Бог Сам не принимает непосредственного участия.

Многие склонны к сомнениям - действительно ли человек заслуживает такой суровой судьбы. В конце концов, никто не просит, чтобы его родили. Почему же тогда, спрашивают они, человек, который никак не мог повлиять на факт своего рождения, должен проводить вечность в аду за то, что он рожден грешным? Заслуживает внимания вопрос: "Почему каждый рожден под Божьим гневом и осуждением?" Это один из вопросов, на которые Павел отвечает в Рим. 1:19-23, где он объясняет, почему Бог справедлив в Своем гневе на всех грешников.

Некоторые люди, даже некоторые из язычников, признают за Богом право гневаться на человеческий грех. Когда первосвященником был Илий, а молодой Самуил под его началом служил в храме, Израиль упал до самого низкого духовного уровня. Было много показной религиозности, но мало искренней веры и послушания. Надеясь использовать ковчег завета как магический символ, чтобы гарантировать себе победу, Израиль взял его на битву против филистимлян. Но Израиль не только потерял в сражении 30 тысяч человек, но и ковчег достался врагам. После многих бедствий и затруднений, вызванных ковчегом, филистимляне решили возвратить его Израилю. Возвращая его, они сопроводили его подношениями, стремясь смягчить направленный против них гнев Божий. Хотя их понимание Бога Израиля было неверным, и принесенные ими подношения были языческими, они, тем не менее, признали Его власть и Его право судить и наказывать их как виновных в посягательстве на Его славу (см. 1 Цар. 4-6).

Когда Ахан взял из заклятого, этот грех привел Израиль к поражению в Гае. Когда это раскрылось, он с готовностью признал: "Точно, я согрешил пред Господом, Богом Израилевым" (И. Нав. 7:20).

Бог абсолютно справедлив, Он никогда не наказывает, если наказание незаслуженное. Ахан знал Божий закон, данный через Моисея, и он знал об особом Божьем запрете брать добычу из Иерихона для личных целей. Язычники-филистимляне, напротив, знали только о Божьей огромной силе. Но и Ахан, и филистимляне знали, что они виновны перед Господом и заслуживают Его гнева. В Рим. 1:19-23 Павел дает четыре причины, по которым и они, и вообще каждый рожденный человек, исключая Иисуса Христа, полностью заслуживают пребывания под Божьим гневом. Эти четыре причины - Божьи откровения, человеческое пренебрежение, человеческий рационализм и человеческая религия.

Божье откровение

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них; потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (1:19-20)

Прежде всего, Божий гнев справедлив, поскольку Бог явил Себя всему человечеству. Стихи 1:18-2:16 Послания к Римлянам адресованы прежде всего язычникам, которые, в отличие от Израиля, не имели счастья слышать открытое Богом Слово. Без сомнения, вина Израиля была двойной, поскольку он не только отверг Божье естественное, всеобщее откровение о Себе в творении и сознании, но даже отверг Его замечательное письменное откровение в Св. Писании.

Дар откровения







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.16.123 (0.023 с.)