ТОП 10:

Ложная безопасность наследия



вот, ты называешься Иудеем (2:17а)

Избранный Богом народ испытывал большую гордость за имя "иудеи". В прошлые столетия их называли евреями из-за языка, на котором они говорили. Их длительное время называли израильтянами после того, как Божья земля была обещана и дана им в соответствии с Его заветом с Авраамом. Но ко времени Иисуса Христа наиболее употребительным названием для них было "иудеи". Это слово происходит от Иуды - названия одного из двенадцати колен народа и названия Южного царства после раздела, последовавшего после смерти Соломона. Но во время и после Вавилонского пленения слово "иудеи" стало обозначать весь народ, произошедший от Авраама через Исаака.

Это название символизирует как этническое, так и религиозное наследие, и, по их собственному пониманию, определяет их отличие от всех других народов на земле. Несмотря на рабство и притеснение, которые они испытывали сотни лет, находясь в руках язычников, и продолжали испытывать в дни Павла, они носили имя "иудеи" как символ огромной чести и гордости. Оно указывало на уникальность и особую избранность народа Богом. Основное значение слова "Иуда", а, следовательно, и "иудеи" - "восхваляемый, превозносимый", и евреи во времена Павла считали это звание вполне заслуженным.

Однако евреи давно упустили из виду свое уникальное Божественное призвание - быть народом, посредством которого "благословятся... все племена земные" (Быт. 12:3). Они не имели желания разделить данные им Богом истины и благословения с остальным миром и еще меньше хотели быть использованными Господом как средство, через которое Он приводил бы к Себе все народы. Нежелание Ионы проповедовать в Ниневии из-за страха, что они поверят в Бога и получат избавление (Ион. 4:2), типично для отношения многих евреев к язычникам.

Вместо того чтобы относиться к Божественным истинам и благословениям как к доверию, оказанному им милостивым и всепрощающим Господом, они считали их по праву заслуженными. Они считали, что получили особое благословение не благодаря Божьей милости, а благодаря своей собственной добродетели. Они испытывали чувство превосходства и гордости. Вместо того чтобы гордиться своим великим Богом, явившим им Свое милостивое откровение, они возгордились своими мнимыми заслугами в получении всего этого. Джон Мюррей заметил, что подобное отношение "показывает... как близко лежат величайший порок и величайшая привилегия, и как самое лучшее может быть использовано наихудшим образом".

Малые пророки многократно повторяли своим соотечественникам об их наследии, как избранного Богом народа, что привело к тому, что многие из этих соотечественников решили, что могут безнаказанно грешить. Как наследники обетования, данного Богом Аврааму, они считали, что они само собой защищены от наказания. Однако, Михей заявил, что грешные, развращенные евреи, которые самонадеянно говорили: "Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!" обнаружат однажды свой святой город Иерусалим "распаханным... как поле", "грудою развалин" (Мих. 3:11-12).

Гордость за то, что они - избранный Богом народ, сделала некоторых евреев слепыми не только в религиозном отношении, но и в политическом. Однажды Иисус сказал уверовавшим в Него иудеям: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан. 8:31-32). Когда некоторые из неверующих иудейских начальников услышали эти слова, то были очень обижены. Они настолько обманывались в своем превосходстве и независимости, что возразили: "Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: "сделаетесь свободными?" (ст. 33). Как объясняет Господь, они совершенно не поняли Его. "Истинно, истинно говорю вам, - сказал Он, - всякий делающий грех, есть раб греха" (ст. 34).

Даже если бы Иисус говорил с политической точки зрения, как и предполагали эти начальники, их ответ был бы нелепым. В течение последних ста лет они были силой покорены Римом, а перед этим Грецией. На протяжении более тысячи лет до того они периодически были рабами то в Египте, то в Ассирии, то в Вавилоне.

Но наибольшее заблуждение иудейских начальников касалось все же духовной сферы. То, что они физически были потомками Авраама, не делало иудеев его духовными наследниками. "Если бы вы были дети Авраама, - сказал им Иисус, - то дела Авраамовы делали бы; а теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал; вы делаете дела отца вашего". Когда же они ответили с негодованием: "Одного Отца имеем, Бога", Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ...Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; ...Авраам... рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался" (Иоан. 8:40-42, 44, 56). Если бы еврейские начальники были духовными наследниками Авраама и истинными детьми Божьими, то с радостью приняли бы Иисуса как Мессию и Царя. Вместо того чтобы принять Его в вере, они старались убить Его, проявляя кровожадный характер сатаны, их духовного господина и отца.

Приводя в еще большую ярость этих начальников, Иисус сказал: "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (ст. 58). Значение имени Иегова - "Я есмь" (см. Исх. 3:14). Следовательно, Иисус не только заявляет, что Он был еще до рождения Авраама, то есть за два тысячелетия до этого, но даже называет Себя именем Бога. Поскольку иудеи отвергли утверждение Иисуса о том, что Он Мессия, то посчитали Его слова неслыханным богохульством и "взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма" (Иоан. 8:59).

Иисус полностью развенчал идею о воображаемой безопасности в этническом и религиозном наследии евреев. Иоанн Креститель сделал то же самое. Когда он крестил раскаявшихся евреев на реке Иордан, группа фарисеев и саддукеев подошла к нему для крещения. Но Иоанн едко упрекнул их: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния". Зная, что эти религиозные вожди верят в то, что для защиты от Божьего наказания достаточно просто быть евреем, Иоанн прибавил: "И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Матер. 3:7-9).

Подобным образом, огромное количество людей, начиная со времен Христа, считали, что не подлежат Божьему наказанию только потому, что они либо родились в христианской семье, либо крещены, либо принадлежат церкви, либо заявляют о своей вере. Некоторые люди считают себя христианами фактически по умолчанию. В европейских странах, которые на протяжении столетий считались христианскими, многие граждане, которые не принадлежат ни к какой другой религии, считают себя христианами просто из-за национального наследия. Даже в некоторых странах Ближнего Востока многие люди, которые не считают себя мусульманами, думают, что они христиане только потому, что другая исторически заметная религия в этой стране - это восточная православная ветвь христианства, и к ней принадлежали их предки.

Шведский реформатор Ульрих Цвингли придерживался мнения, что если ребенок верующих умирает в раннем детстве, то он подпадает под христианский завет, другими словами, спасается. Он однако не верил, что дети неверующих спасаются, если умирают в раннем возрасте. Великий пуританин Джон Оуэн утверждал, с нетипичным для его мышления отсутствием логики, что спасение детей может передаваться через два поколения от дедушек и бабушек к внукам, иногда пропуская промежуточное поколение. Остается только удивляться, как находящиеся посередине родители, будучи сами детьми верующих, могут быть неспасенными.

Римская католическая церковь верит, что крещение детей дает им спасение. Как сказал один католический писатель: "Недостаток веры ребенка замещается верой церкви". Некоторые протестантские конфессии хотя и отрицают, что крещение детей само по себе имеет силу, дающую спасение, тем не менее утверждают, что этот обряд приносит ребенку прямую духовную пользу. Например, Мартин Лютер верил, что через это таинство Бог сверхъестественным образом дарует ребенку спасительную веру, а ребенок неспособен верить сам. Другие относятся к крещению детей как к подтверждению спасения детей, происходящего от того, что ребенок рожден в христианской семье и, следовательно, состоит в Новом Завете с Иисусом Христом.

Согласно Св. Писанию, выросший в христианской семье и получивший воспитание в христианской среде человек, не будет спасен только благодаря такому наследию, хотя оно и ценно само по себе. Ни обряд крещения, ни любой другой христианский обряд сам по себе не имеет и не дает никаких духовных преимуществ. Вне истинной веры никакой обряд или церемония не имеют никакой духовной ценности. Крещение без веры - это святотатство.

Такие идеи о переходе спасения по завету и о духовной силе крещения - просто продолжение того образа мыслей, который приводил обыкновенного еврея во времена Нового Завета к вере, что человек спасается по той простой причине, что он потомок Авраама по линии Исаака.

Ложная безопасность знания

и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (2:17б-24)

Вторая ложная религиозная безопасность, о которой упоминает Павел, - это знание Божьего закона. В данном контексте это то, что мы понимаем под Ветхим Заветом. В этот закон входит не только Пятикнижие, то есть пять книг закона Моисея, но и то, что мы называем Св. Писаниями (Псалтырь, Притчи и т.д.), а также книги пророков. Этот закон включает все Божьи откровения до того времени: откровение о Его обетованиях, Его благословения, Его проклятия, Его предостережения, Его обещания, Его обряды и церемонии, Его нравственные установления и Его учение о Себе и о человеке, Его искупительный замысел.

С точки зрения знания евреев об этом Божественном откровении, апостол выделяет четыре аспекта: что они знали о законе (ст. 176-18), что они учили о нем (ст. 19-20), что они делали в его свете (ст. 21-22) и почему они нарушали его (ст. 23-24).

Что они знали о законе







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.005 с.)