Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема революции в литературе и искусствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Революция положила начало видению XX в. как эпохи «могучих социальных движений и массовых организованных действий». Большевики, пришедшие к власти в России, сразу попытались осуществить на практике марксистские представления о месте искусства в общественной жизни и особенно упирали на его агитационно-пропагандистскую роль. Труды большевистских лидеров буквально пронизывают указания на сей счет, а некоторые из них, например А.В. Луначарский, в этом ключе пробовали свои силы на литературной ниве и даже на сцене. Важнейшими из искусств последовательно признавались «ленинский план монументальной пропаганды», театр, организация массовых зрелищ, кино и т. д. Проводником новой политики в литературе и искусстве стал Пролеткульт. Из небольшого кружка революционно настроенных интеллигентов, возникшего в 1913 г., он превратился в «классово-боевую организацию массового действия на культурном фронте». Пролеткульт ставил задачу «выработки пролетарской культуры» на основе труда, товарищеского сотрудничества и развития творческой самодеятельности пролетариата. Пролеткульт первый начал организованную и заостренную пропаганду классовости искусства и объединил вокруг себя писателей, поэтов, художников, театральных деятелей под лозунгом «искусство революции в массы». Благодаря деятельности Пролеткульта было создано немало рабочих клубов, творческих студий, самодеятельных театров и прочих коллективов, имеющих отношение к культурной жизни. Несмотря на обилие трудов, посвященных Пролеткульту и политике советской власти в области литературы и искусства, очень много остается неясного и противоречивого, если взглянуть на то, что происходило в художественной жизни страны в годы революции, с позиций социальной истории. Проблемой, чрезвычайно запутанной, оказалось взаимодействие массового искусства с революционным авангардом творческой интеллигенции. Утвердился тезис, что ее творческие искания оставались не понятыми и не востребованными в широких кругах, несмотря на то, что она с энтузиазмом откликнулась на призывы большевиков создать новое пролетарское искусство, объединив вокруг этой задачи многих представителей творческой интеллигенции297. Сказалась точка зрения Ленина и других партийных вождей, воспитанных на произведениях критического реализма, его эстетических ценностях. Противоречивость взглядов Ленина явно просматривается в его отношении к Маяковскому — «агитатору», «горлану» и «главарю» нового движения. Ленина, как и многих других, не устраивал авангардисте кий нигилизм по отношению к прошлому: он настаивал на преемственности демократического содержания искусства. Между тем революция расколола единство литературной и художественной жизни России. Раскол творческой интеллигенции пришелся не только и не столько по классовым признакам, как бы ни пыталась это доказать советская историография. Объективно трудно объяснить, почему реалисты, символисты, футуристы и прочие «исты» оказались по разную сторону баррикады. Почему одни оказались в эмиграции, другие остались в Советской России. Почему для одного революция воплотилась в «Двенадцати», для другого — в «Окаянных днях», хотя и А. Блок, и И. Бунин одинаково пострадали от революции, а творчество последнего выглядело как бы и более демократическим. Революционный авангард, безусловно, оставил заметный след в жизни советского общества. Этому способствовали нарочитая эстетическая примитивизация искусства, апелляция к демократическим жанрам, к песне, к народному фольклору. Советский плакат, коллаж и фотомонтаж, многие многослойные декоративные конструкции и прочие виды творчества восходят к авангарду. Его наследие прослеживается не только в литературе и искусстве, но и н повседневных реалиях, наглядной агитации, рекламе, в организации самодеятельного творчества, праздников и демонстраций, в ритуалах и символах советской эпохи. Этот пласт общественной жизни еще мало затронут в исторических исследованиях. Далеко не все в художественной жизни тех лет может, быть сведено к влиянию революционного авангарда. Свойство литературы и искусства раньше всего подмечать новые явления в общественной жизни обнаружилось непосредственно по горячим следам событий. Из литературы и искусства следует представление об органическом слиянии воедино различных потоков общественного недовольства в стране, приведшего к социальному взрыву, о «двухтактном» характере революции 1917 г., не вполне совместимое с исторической концепцией двух революций, оценка которых меняется местами в зависимости от политических пристрастий («хорошая», «плохая» или «обе хуже»). Уже в 1920-е годы Бухарин обратил внимание на несовпадение «научного» видения революции с тем, каким оно предстает в литературе и искусстве. Однако последнее более соответствует трактовке революции с позиций социальной истории. Литература и искусство раньше всего заметили неоднозначные последствия революционных преобразований большевиков, обнаружили несвоевременные мысли, ведущие к их социальному, философскому и историческому обобщению в произведениях на революционную тему. В этом смысле их значение явно недооценивается и даже сегодня может дать «сто очков фору» историко-социальным построениям. Первое, что еще едва-едва затрагивается в историографии: чем призыв большевиков к трудящимся самим налаживать свою жизнь обернулся на практике. Может быть, литература и искусство еще не научились приукрашивать жизнь, но во многих произведениях предстает реальная картина, как крестьяне делили землю помещиков, как трудились в коммунах, как комиссары налаживали управление и строили коммунизм в своем селении, волости или уезде, как возникла бюрократическая дьяволиада в советском аппарате. Даже те, кто всей душой были на стороне революции, не закрывали глаза на ее «варварство» и прочие «издержки». Не случайно появление в Советской России жанра антиутопии — романа-предупреждения Е. Замятина «Мы». Революционная тема в литературе и искусстве красной нитью проходит через всю историю XX в. Поначалу представление о ней, запечатленное глазами участников, можно определить как «Россия, кровью умытая», если к этому еще добавлялось хождение по мукам Первой мировой и Гражданской войны. Естественным для советских авторов стало видение, времени как оптимистической трагедии. Но для писателей и художников, не принявших революцию, она выступает либо как нервно-психический общественный срыв (довольно популярная ныне версия), либо как кровавая драма, виновниками которой являются большевики, безвсякой примеси оптимизма, и именно такой она предстает в литературе русского зарубежья и зачастую навязывается сегодня. Для воссоздания полноты социальной жизни революционной эпохи необходимо панорамное (синхронное и диахронное) видение литературы и искусства, не исключающее народного фольклора, своеобразного свидетельства рядовых участников событий, перенесших на своих плечах бедствия и тяготы лихого времению. Народное сознание хранит память о многих «темных» и непонятных исторических эпизодах. Не умея выразить их прямо, оно облекает их в образы, метафоры, которые нуждаются в раскрытии: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный...» и т. п. Подобный вы вод кажется очевидным, но и поныне преобладает однобокое выпячивание только отдельных его сторон, неприемлемое для социальной истории. Литература и искусство 1920-х годов Вместе с революцией на арену исторического действия вышли массы, которые и стали главными героями советской литературы и искусства 1920-х годов, а лейтмотивом произведений — творение нового мира и нового человека. Излюбленные персонажи — те, кто поднялся из самых глубин народной жизни, люди из захолустья, не обремененные грузом цивилизации и морали, невежественные, говорящие на корявом языке — смеси народного слова и агитационно-пропагандистских штампов. Со страниц художественных произведений предстает чумовой советский руководитель «с Лениным в башке и с наганом в руке». Тот, кто, как и раньше, готов палить по старому миру во всех его проявлениях, но слабо представляет, каков должен быть другой, новый мир, и потому открытый для любых указаний сверху, исполненный желания любой ценой претворить их на деле. Литература и искусство тщательно отслеживали новые явления в обществе, описывали неоднозначное приспособление людей к новой обстановке. В этом русле следует рассматривать, например, творчество «Серапионовых братьев»298, проповедующих принцип свободы воображения для осмысления новой реальности. «Серапионы» и близкий к ним Б. Пильняк, по оценке одного из критиков, «усваивали и разжижали» новейшие приемы, «почтительно и тяжело приноравливая их к легкому нэпо-чтению»299. Одним из способов адаптации к новой обстановке стало возникшее в эти годы советское кино для масс, впрочем, проникнутое, как и другие сферы художественной жизни того времени, классовым содержанием, будь то историко-революционные фильмы или комедии. Наибольшей популярностью среди широкой публики пользовались, однако, заграничные ленты. Приметой времени стала любовь к социальной фантастике в литературе и кино, которой отдавали дань не только художники, но и ученые, и государственные лидеры. Значительным с точки зрения влияния на читательскую аудиторию было творчество рабочего и крестьянского молодняка — писателей группы «Перевал»300, твердо стоящих на позициях критического реализма с учетом послереволюционных веяний. Группа отвергала все «расслабленное, сюсюкающее, эстетствующее» и считала единственным путем для художника, принадлежащего к «органически здоровому восходящему классу», путь углубленного художественного реализма, выковывающего индивидуальный стиль художника, близкий и понятный современному человеку со всем богатством его общественной и внутренней жизни»301. Но, как отмечала советская критика, многие из упомянутых авторов, «не всегда умеют проникнуть в сущность революционной действительности, давая ложные художественные обобщения современности и путаные, немарксистские художественные установки». Близкими по взглядам к «Перевалу» были художники, входящие в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), музыканты РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) и т. д. Пожалуй, нигде так, как в литературе и искусстве, не прослеживается влияние военно-коммунистического наследия и Гражданской войны на поведение человека в 1920-е годы. Значительной остается роль революционного авангарда. Вот как, например, предстает литературно-художественная жизнь нэпа в глазах левых: Иконописцы вмазывают под шлем Егорья-победоносца лицо красноармейца или пишут под бабами в сарафанах вместо «молодиц» — «комсомолки». Композиторы вписывают коммуные слова в шантанные мелодии; писатели в чеховско-приглушенных тонах 302. или в достоевско-истерико-уголовно-романической манере подают гражданскую войну и восстановление заводов; театры в штампованно-конструктивно-декоративном стиле драконят все ту же «Яровую» 303 в различных вариантах. Кино мечтает о «пикфордизации» 304, изобретает бравых «совдугов» 305 и сладостных «совмэрь» 306. В литературной и художественной жизни сохраняется творческое разнообразие приемов и стилей, и власть проявляет терпимость к творческим поискам. Поэтому в художественной жизни существовали различные школы и направления, которые буквально «наступали друг другу на пятки» (футуризм, акмеизм, имажинизм, экспрессионизм, неоклассицизм, конструктивизм и т. п.). Партийное руководство, однако, четко отслеживает идейное содержание произведений. В 1922 г. учрежден Главлит, действует политическая цензура и самоцензура. Многие писатели и художники, литературные и художественные критики становятся поистине одержимы классовым подходом, буквально маркируя авторов на этом основании: пролетарские, крестьянские, мелкобуржуазные, необуржуазные писатели и художники, настоящие коммунисты, «попутчики»307, сменовеховцы, враги советского строя (значительное число последних, впрочем, было выслано за границу), время от времени устраивая «погромы», фактически — политические доносы на своих коллег по литературному цеху на страницах печати. Под воздействием классовых установок деформируются образы, создаваемые в художественных произведениях. Идет возвеличивание пламенных революционеров, их жертвенности во имя светлого будущего. Все чаще в качестве героев выступают «железный» большевистский комиссар, твердой рукой наводящий порядок в разбушевавшейся анархической стихии, комсомольский вожак, «раскрепощенная женщина», молодое поколение, жадно стремящееся ко всему новому. Так формировались художественные стереотипы, характерные для советского искусства. Нельзя сказать, что в жизни не было реальных оснований для создания таких образов, но на них накладывается и романтический флер, облагораживающий героев, и абстрактно-символическое звучание, и футуристическая проекция, а то и прямая агитационно-поэтическая иллюстрация истории большевистской партии, гениально воплощенная, например, Маяковским (поэма «Владимир Ильич Ленин»). Как бы сегодня не относиться к этим образам, надо признать, что они оказали огромное влияние на формирование общественного сознания и создание атмосферы «социалистического наступления». Как и каким образом — предмет специального исследования для социальной истории. Вместе с тем нуждаются в объяснении причины особой популярности отдельных писателей, поэтов и художников, вокруг которых складывались целые пласты общественной жизни, независимо от их принадлежности к литературным и художественным направлениям, которым, впрочем, приклеивались ярлыки, своего рода «черные метки» — «ахматовщина», «гумилевщина», «есенинщина» и т. п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.139.250 (0.013 с.) |