Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема великой отечественной войны в литературе и искусствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Война, составившая целую полосу в жизни советского общества, надолго запечатлелась в исторической памяти и вплоть до настоящего времени служит предметом бурных страстей, отраженных в литературе и искусстве. Поток художественных произведений, посвященных войне, неисчерпаем, но следует признать, что образы военного времени сложились уже в те фронтовые годы. В историографии утвердилось представление, что война способствовала единению творческой интеллигенции, патриотическому подъему в ее рядах. Однако изучение настроений в писательской среде показывает более пеструю и разноречивую картину, которая менялась в зависимости от обстановки на фронте. Было и неверие в победу в период тяжких поражений Красной Армии331, и конфликт «классовых» писателей с «патриотическими», и рост националистических наряду с усилением прозападных настроений, и критическая переоценка предшествующих 25 лет развития советского общества, и нарочитое отстранение от действительности, и пацифизм, и надежды на то, что после войны все повернется к лучшему. Все это, разумеется, нашло отражение на страницах литературных произведений. Война внесла свои коррективы в художественную жизнь. Заметно стремление «руководства» заставить творческую интеллигенцию нести военную службу, как и остальных людей, вызвавшее недовольство среди части ее представителей, которые привыкли к своему особому положению. Явно прослеживается враждебность «фронтовиков» к тем авторам, которые, по их мнению, отсиживались в тылу. Искусство и литература в годы войны были призваны выполнять воспитательную и агитационно-пропагандистскую роль в духе патриотизма, героизма, самопожертвования. Такая установка вела к картонно-шаблонному изображению войны и вступала в противоречие с исторической правдой. В этом суть конфликта, переживаемого творческой интеллигенцией. «Вряд ли сейчас возможна правдивая литература, — говорил И. Эренбург, один из ведущих писательских «идеологов» того времени. — Она вся построена на стиле салютов, а правда — это кровь и слезы». Как считал критик И.Г. Лежнев, «наша литература ограничена определенными историческими условиями — международными, внутриполитическими. Эти условия не позволяют развернуть искусство, подобное искусству прошлого, с его критикой и проповедничеством. Это следует признать как неизбежное. Может ли в этих условиях развиваться наша литература? Да, может. Однако она введена в круг более узкий и более ограниченный, нежели тот большой историко-социальный круг»332. Историческая значимость и масштабность происходивших событий выдвигали проблему адекватных художественных средств для их отображения. В. Шкловский считал, что нужен «талант Маяковского, чтобы по-настоящему осветить и показать войну». Несмотря на большое число произведений о войне, выдержанных в стиле казенного оптимизма, в целом, однако, необходимо отметить укрепление реалистических тенденций. Самой популярной, наверное, книгой о войне стала «Василий Теркин» А. Твардовского. Заметно усиление внимания к народному восприятию военного времени, которое плохо укладывается в «канон социалистического реализма». Неизменным успехом пользовались реальные «кусочки жизни», воспроизведенные в кино, в пьесах, в стихах, в песнях, а не официальные навязываемые сверху образы. Следует отметить начавшееся уже в годы войны активное вступление в литературу и искусство «фронтового поколения», вовсе не склонного к их облегченному видению. Руководство также не особенно поощряло легковесных произведений. Так, Сталин в качестве примеров правдивого изображения войны назвал книги - «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезду» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой — произведения по сути своей реалистические. Не совсем верно отнесение военной тематики, как и революционной, к числу сакральных или табуированных зон в советской жизни. Напротив, постепенно война находила все более широкое отражение во всех видах и жанрах художественного творчества. Не осталось, наверное, ни одного уголка жизни, связанного с войной, куда бы ни заглянул глаз писателя или художника. В общем и целом утвердилось видение войны как величайшего народного подвига с большей или меньшей степенью оптимизма и трагизма в отображении событий. Но было бы неправильным считать такое видение навязанным сверху. Многие произведения о войне рассматривались как события большой общественной значимости и порою обретали самостоятельную жизнь. Их появление порождало общественный резонанс, не всегда такой, на какой рассчитывали их создатели. Историческая неправда, сверенная с личным опытом участников войны, делала общество чрезвычайно чувствительным ко всякой «туфте», к неадекватным художественным приемам и средствам, избранными авторами для раскрытия образов, порождая вал насмешек, пародий, анекдотов. Но все попытки десакрализации войны, навязать другие о ней представления (ничем не оправданная мясорубка, ревизия причин и итогов войны, принижение народного подвига, неумеренное восхваление противника и замалчивание его преступлений, оправдание коллаборационизма и измены), постоянно предпринимаемые с конца 1980-х годов, встречали неизменный отпор общественного мнения, передающегося через эстафету поколений. Историкам, которые обращаются к произведениям о войне как источнику, необходимо учитывать несколько обстоятельств, не только характерных для военной тематики, но в ее восприятии наиболее ярко выраженных. Во-первых, постоянное противоборство личностного (субъективного) восприятия войны с претензиями на ее объективно-документальное отображение в литературе, театре, кино и т. п. Попытки примирить оба этих подхода не увенчались успехом, а это является источником непрекращающихся споров и горячих дискуссий, которые ведутся на страницах печати. Очевидно, что вопрос в принципе не разрешим без вмешательства профессиональных историков. Во-вторых, историк, конечно, должен учитывать степень участия авторов произведений в войне, каждый из которых привносит в них частицу собственного пережитого опыта, а он у всех был разным. Таким образом, в литературе и искусстве содержится память-воспоминание о прошлом (мемуарное содержание). Многие писатели напрямую использовали этот жанр для изображения военных событий, и, наоборот, многие мемуаристы зачислялись в разряд писателей, если они прибегали к художественным приемам и средствам. Поэтому историк обязан, с одной стороны, применять источниковедческие приемы, свойственные его работе с мемуарами, а с другой — относиться к ним как к литературным произведениям. Отсюда третье обстоятельство, которое нужно учитывать, — эволюция художественных приемов и средств, с помощью которых авторы достигают наглядности, убедительности и правдивости создаваемых образов и их соответствия жизненным реалиям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.021 с.) |