Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция массовой документации в советский и постсоветский периодСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая закономерность новейшей истории состоит в том, что процесс управления в это время подвергается постоянной бюрократизации, дроблению и функциональному разделению. Бюрократия упорно стремится задокументировать каждый шаг производственной и общественной деятельности, каждый поступок человека, взять имущественные, финансовые, юридические аспекты повседневной жизни под свой неусыпный контроль. В нашей стране роль административных методов в управлении по сравнению с западными странами особенно бросалась в глаза, несмотря на постоянные кампании борьбы с бюрократизмом. Практически каждая такая кампания заканчивалась умножением числа учреждений и ростом аппарата, а вместе с ним — количества бумаг, которые двигались огромными потоками в процессе управления или лежали без движения в канцеляриях. Часть из них поступала в архивы, вытесняя оттуда делопроизводственные комплексы старого строя, многие из которых в архивном хранении подвергались уничтожению или небрежению. Рост бюрократизма и бумажного делопроизводства вытекал из постулатов советского социализма и его первейшей функции — налаживания повсеместного учета и контроля. Многие особенности советского делопроизводства вытекали из образования партийно-советского государства и номенклатуры (назначаемых по списку должностей ответственных работников в центре и на местах). Номенклатура стала своего рода бюрократической корпорацией, действующей по своим правилам и законам. Сама проходя политический и профессиональный отбор, номенклатура присваивает себе функции не только организации управления, но и надзора, наблюдения за благонадежностью граждан, их личными качествами, в связи с чем кадровая политика становится в центр управления обществом и выражается сталинской формулой «кадры решают все». Процесс подбора кадров, подготовки и выработки решений был открыт только для «посвященных» и недоступен для остальных. Отсюда — огромное количество документов с грифами «секретно», «совершенно секретно» и т. п., совершенно неадекватное разумной необходимости сохранения государственной тайны. Такое положение отразилось и в архивном деле. Архивные работники были приставлены к поступившим к ним документам в качестве хранителей партийных, государственных и прочих секретов. В сегодняшней России многочисленные ограничения, которые существовали в советский период для доступа исследователей в архивы, преодолеваются с большим трудом. Бюрократия, которая продолжает множиться и расти, и сегодня вовсе не склонна расставаться со своей привилегией на информацию, укрывшись за частоколом ведомственных инструкций или пытаясь сделать ее предметом торга в соответствии с принципами превратно понятых рыночных отношений. Трудно охватить общим взглядом разнообразие массовых документов, хранящихся в наших архивах. Если в начале века это преимущественно записи о финансовых и имущественных сделках, бухгалтерские ведомости о приходах и расходах, балансы, записи в приходских и домовых книгах, то к концу века это уже и сложная документация о работе предприятий, учреждений, организаций, включающая не только анализ их деятельности, но и сведения о личном составе, всевозможные анкеты в связи с продвижением по службе, автобиографии, характеристики, личные и персональные дела, трудовые книжки, паспортные данные и т. д. Сегодня к ним добавляются документы об уплате налогов и во всех кредитующих инстанциях. Если в начале века — это действительно документы, в их привычном для историков бумажном варианте, то в конце века — это обработанные и перенесенные в компьютер сведения из заполненных клиентом на бумаге формуляров и заявлений. Очевидно, что такие данные могут быть изучены только с помощью компьютерных технологий. Несколько сложнее дело обстоит с более ранними бумажными источниками. Соотношение различных типов и видов массовой документации, содержащейся в наших архивах, зависит от времени и принципов комплектования архивных фондов. Можно сказать, что в силу институционального и номенклатурного подхода к этой проблеме, которые более всего проявлялись в заботе партийно-государственной власти о самой себе и сохранении своей истории, в наших архивах преобладает документация нормативно-распорядительного и контрольно-учетного свойства. С утверждением централизованной плановой системы и приданием ей законодательных функций стремительно возрастает число документов, связанных с разработкой и выполнением планов. Место учреждения в иерархии партийно-советского государства также влияло на характер документации. Наверху вырабатывалось наибольшее число документов нормативного, организационно-распорядительного свойства. На уровне подчиненного учреждения или отдельного предприятия соотношение было уже иным. Так, на большом советском заводе к концу советского строя в год заполнялось около миллиона различных бумаг. Почти половину из них (46%) составляли различного типа учетные документы, 28% — плановые, 15% — отчетные, 11% — организационно-распорядительные и пр. Разумеется, не все из них поступали в архив. Комплектование архивов определялось номенклатурой дел, подлежащих постоянному или длительному хранению по линии государственных, партийных, профсоюзных, комсомольских и прочих органов. В эту номенклатуру обязательно входили планы, отчеты об основной деятельности, протоколы заседаний руководящих органов, сведения о личном составе предприятий, учреждений, организаций и др. В начале 1920-х годов деятельность государственных и общественных органов любого профиля еще сохраняла элементы хаотической нерегулярности, шел поиск конкретных форм управления, кадровый состав переживал стадию становления и не имел конкретных практических навыков. На этом этапе органы управления были склонны проявлять самостоятельность — становились инициаторами социологических опросов, проводили тематические обследования на местах, разного рода инспекционные проверки, которые могли носить тогда весьма неформальный характер и сопровождаться составлением довольно толковых и информативно насыщенных отчетов. Процесс комплектования государственных архивов в то время отличался поиском и экспериментированием, сопровождался беспардонным уничтожением большого количества документов, оставшихся от старого эксплуататорского строя, с которым, как считалось, было покончено навсегда. Номенклатура дел, подлежащих обязательному государственному хранению, находилась в стадии становления. По этой причине в различных фондах именно для первой половины 1920-х годов можно обнаружить неординарные комплексы массовых источников как по происхождению, так и по характеру содержащихся в них сведений. К сожалению, такие комплексы часто охватывают небольшую генеральную совокупность, да и сохранились они в порядке исключения во время расчистки архивохранилищ и упорядочивания архивного хранения, проведенных после Великой Отечественной войны. Архивная служба по определению призвана обслуживать интересы государства, что справедливо и для СССР. Хранение документов в стране было подчинено единой задаче — законодательному и нормативно-правовому обеспечению деятельности государственных органов. В процессе отбора источников, тем более массовых для конкретного исследования, следует помнить — архивы не ставят (и не должны ставить) своей задачей обеспечивать историков интересным материалом. Историки же, в свою очередь, должны найти там интересный материал для своей работы, четко понимая его роль и место в реальном историческом процессе. Вместе с тем они должны отдавать себе отчет в том, что многие сохранившиеся документы могут вовсе не отражать основное содержание эпохи, тем более ее духовную жизнь, интеллектуальное содержание, морально-нравственную и эмоциональную атмосферу. В отношении делопроизводственной документации действует правило перевернутой бюрократической пирамиды: чем выше уровень учреждения или организации, тем больше произведенных ею документов попадет в архивы. Государственный архив Российской Федерации, например, хранит практически все документы, произведенные Советом Министров СССР, а делопроизводственная документация домоуправления или средней школы имела шанс попасть в местный архив в крайне ограниченном количестве. Таким образом, для историков существуют широкие возможности изучения деятельности центральных институтов власти, органов управления, неплохие — для изучения республиканских и городских учреждений, хуже — для анализа тенденций на уровне района и лишь некоторые, в основном чрезвычайные сведения, о событиях в отдельной деревне. Из этой ситуации вытекает важность для историков изучения местной истории и краеведения, необходимость более широкого привлечения материалов прессы, воспоминаний, кино- и фотодокументов. Специфика советских массовых источников целиком и полностью связана с особенностями производившей их системы. Центральным свойством советской системы в указанном смысле можно считать дуалистический характер власти в стране, синтетическое слияние партийно-политического и государственного аппарата на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. Именно партийно-государственное бюрократическое двоевластие является ключевым моментом, диктующим своеобразие массовых источников советского времени. Параллельное отражение функционирования государства, документирование общественной активности и поведения граждан, вовлечение в партийно-политические структуры большого числа людей с раннего возраста и до смерти вело к возникновению массовых источников, присущих исключительно советской эпохе. Весьма типичной для характеристики функционирования партийно-советской системы являются огромные объемы протокольной документации, которые и составляют львиную долю архивных фондов, а также сопровождающие ее делопроизводственные документы. Эта разновидность массовых источников встречается как в государственных, так и в бывших партийных архивах. Иногда издавались протоколы и стенограммы высших и центральных органов партии, государства, общественных организаций. Но уже в первые годы советской власти распространилась практика публиковать их в урезанном виде. В последующие годы эти материалы, если они не носили церемониального характера, где все было предусмотрено заранее (съезды КПСС, сессии Верховного Совета СССР), не публиковались вообще. Не случайно после падения коммунистического режима в стране историки сосредоточили усилия на публикации документов, характеризующих тайную, закулисную сторону деятельности власти, отраженной в протоколах и стенограммах. Но это лишь верхушка айсберга. Основная масса протокольной документации лежит в архивных фондах и опубликовать ее в более или менее полных объемах невозможно, да и вряд ли необходимо. Это подтверждают проблемы, с которыми столкнулись публикаторы протоколов Политбюро, ЦК ВКП(б), СНК, Госплана и ВСНХ. Невозможность и нецелесообразность публикации протоколов в полном объеме обусловливает использование метода регест (краткого или сокращенного изложения содержания) и перечисление комплексов документов, сопровождающих протокольные записи. Работа с такими протоколами предполагает выявление огромного количества справочно-информационных сведений, составление списков учреждений, организаций, предприятий, именных указателей и биографических справок на упомянутых в них лиц. В силу указанной специфики такого рода издания в сущности постепенно приобретали черты информационно-справочной бумажной базы данных, которая может служить стартовой позицией для более глубокого и всестороннего изучения политики в различных областях общественной деятельности и легко перекладываться на язык электронных документов. Представляется не случайным, что именно с обработки протоколов Президиума ВСНХ, проведенной в свое время советским ученым В.З. Дробижевым, практически берет свое начало историография квантитативного изучения советских источников. В.З. Дробижев использовал отдельные приемы контент-анализа, который довольно четко позволил проанализировать характер деятельности учреждения395. Подсчет частоты тематических групп вопросов, поднимавшихся на заседаниях ВСНХ по месяцам первых лет советской власти, позволил исследователю обозначить основные проблемы хозяйственного, военно-политического и социального развития Советской России. Впечатляет исторический результат, его аргументированность и корректность, а также те довольно простые приемы обработки, которые были использованы. Однако в те годы подобная методика широко не применялась к изучению разнообразной протокольной документации, хранящейся в архивах. В последние годы наблюдаются некоторые изменения в этом отношении, причем инициатива принадлежит исследователям, которые работают в архивах, в частности в Московском городском объединении архивов (Мосгорархив), являющемся наиболее продвинутым с точки зрения технологического обеспечения, в то время как во многих центральных архивах этот процесс сдерживается слабой материально-технической базой и недостатком средств. Перспективной в этой связи является база данных о работе Моссовета за период с 1930 по 1993 гг., созданная в Мосгорархиве. Делается попытка воссоздать на основе протокольной документации деятельность такого важного звена в системе управления советским обществом как районный партийный комитет, и на основании протоколов его заседаний создать представительную базу данных. Личная документация Примерно четверть содержания архивных фондов составляет документация по личному составу учреждений и предприятий и именно на них сегодня направляются усилия историков в связи с поворотом к человеку в исследовательской практике. В советский период иному гражданину приходилось заполнять до 60 разнообразных документов личного свойства, не считая приказов по личному составу и персонального разбора поступков отдельных лиц в документах других разновидностей, в частности в протоколах партийных и комсомольских собраний. Все личные документы хранятся в местных или центральных архивах в зависимости от уровня и направления деятельности организации-фондообразователя. На предприятиях все работники заполняли личные карточки, в учреждениях заводились личные дела на сотрудников. К личным документам относятся лицевые счета — сведения о заработной плате работника. Кроме того, в архивах хранятся личные документы всех форм специального кадрового учета. Еще более широко представлены личные документы в бывших партийных архивах — учетные карточки и личные дела коммунистов. Подавляющее количество личных документов содержит единые, формализованные данные, заполненные по единым правилам. Эти данные содержатся в личных листках по учету кадров — практически сквозного массового источника советского и современного российского делопроизводства. Личный листок по учету кадров эволюционировал на протяжении длительного времени, отражая изменения в отношениях между государством и личностью. В начале 1920-х годов единый листок по учету кадров сам по себе еще отсутствовал, но при приеме на работу требовался определенный набор сведений, главным образом о революционном прошлом. В процессе централизации управленческой деятельности, а главное, усилении контрольных функций над личностью, возник стандартный личный листок по учету кадров, куда были включены подробные вопросы о близких родственниках — месте их пребывания в настоящий момент или захоронении. В 1960-е годы личный листок по учету кадров претерпел изменения: вопросы о деятельности до 1917 г. были исключены из основной анкеты, круг близких родственников был существенно сужен. Однако аналогичный по сути вопрос — о пребывании на оккупированной территории — оставался длительное время. Говоря о личном листке по учету кадров, следует обратить внимание на следующее обстоятельство: этот документ заполнялся каждый раз при поступлении на работу, причем все листки подлежали обязательному хранению. В каждом из них содержатся сведения демографического характера: пол, возраст, дата и место рождения, национальность, образование, ученая степень, сведения об изобретениях и наградах, опубликованных печатных работах. Подробно приводится вся трудовая биография с момента окончания школы, а также содержатся сведения об участии в советских органах, военной обязанности, партийности, близких родственниках, домашнем адресе и телефоне. Широко распространенным в комплексах массовых документов являются личные дела, которые заводились в различных учреждениях на работников для текущих нужд или по поводу каких-либо проступков (персональные, судебные дела), обращений (наградные, пенсионные дела), в связи с призывом в армию, прохождением военной службы, защитой диссертаций и т. п. С особой тщательностью велись личные дела номенклатурных работников, руководителей предприятий и прочих лиц, занимавших ответственные должности. Личные дела проделали в советское время эволюцию, в целом характерную для всей личной документации. Постепенно бюрократические методы, состоящие в проверке заявлений, писем, доносов, анкетных данных и т. п., вышли на первый план. Очень хорошо подметил происшедшую в начале 1930-х годов перемену писатель А. Платонов в «Ювенильном море», описывая судьбу номенклатурного работника 1920-х годов, который «долгое время служил по разным постам в далеких областях Союза Советов и Союза потребительских обществ, а затем возвратился в центр. Однако в центре успели забыть его значение и характеристику». В результате он стал «как бы неясен, нечеток, персонально чужд и даже несколько опасен. Он увидел по возвращении незнакомый мир секторов, секретариатов, групп ответственных исполнителей, единоначалия и сдельщины, — тогда как, уезжая, он видел мир отделов, подотделов, широкой коллегиальности, мир совещаний, планирования безвестных времен на тридцать лет вперед... — навсегда забытую теперь старину, в которой зрел некогда оппортунизм». Так ответработник попал в список «невыясненных». Раза два—три в месяц невыясненные приходили в учреждение, получали жалованье и спрашивали: «Ну как я, не выяснен еще?» — «Нет, — отвечали им выясненные, все еще пока нет о вас достаточных данных, чтобы дать вам какое-либо назначение, — будем пробовать выяснять». Измотавшись от бездеятельности, невыясненные снова шли в секторы кадров, к которым были приписаны. Им отвечали: «Вот у вас есть в деле справочка, что вы один месяц болели — надо выяснить, нет ли тут более серьезного, чем болезнь». В конечном счете, десяток служащих из состава невыясненных были преданы суду. Впоследствии их ожидала «скучная доля, о которой в свое время стало известно всем». Отдельно следует говорить о делах репрессированных граждан (см. главу «Судебно-следственная и тюремно-лагерная документация»). Но независимо от причины заведения дела — вступление в партию или исключение из нее, представление к награде, лишение или восстановление в избирательных правах, предъявление обвинения и т. п. — личные дела имеют общие структурные компоненты и позволяют говорить о возможности применения к ним единой методики, основанной на источниковедении массовых источников. Обычное личное дело, как правило, содержит стандартный набор сведений, заполненных работником, согласно бюрократической процедуре. Так, во всех учреждениях по-прежнему заполняется заявление о приеме на работу, личный листок по учету кадров. В советский период в личное дело входила характеристика, подписанная «треугольником»396, которая большей частью давала сведения таким образом, чтобы создать достойный облик человека и перечень его заслуг в соответствии с критериями режима (так называемая положительная характеристика). В отличие от «информации к размышлению» в гитлеровском рейхе, ставшей популярной после известного фильма «Семнадцать мгновений весны», советские характеристики отличались многословием и пустословием. Ценность таких документов невелика. Количество негативной информации в личном деле прямо зависело от того, насколько человек вписывался в существовавший режим, а также был лоялен по отношению к руководству предприятия. Проштрафившиеся получали свою порцию критики вплоть до отрицательных характеристик, которые могут представлять интерес, так как при их составлении нужно было опираться на факты. Обычным документом в личном деле была также автобиография. Хотя к ее составлению не предъявлялось жестких требований (за исключением учреждений режимного, т. е. секретного типа), тем не менее был выработан определенный стандарт представления данных (сведения о себе, о родителях, об основных вехах жизненного пути — где родился, учился, работал, жил, когда вступил в комсомол, в партию и др.). Дела, заводимые по какому-либо поводу, имели более сложный состав и их содержание варьировалось от десятка до сотен страниц. Включенные в них документы делятся на личные, принадлежащие человеку, в отношении которого заведено дело, и сопроводительные. Сопроводительные документы либо подтверждают/опровергают те или иные факты, либо представляют собой делопроизводственные материалы, возникшие в ходе бюрократической процедуры. В процессе определения достоверности данных их источник имеет ключевое значение. В этой связи важно не только фиксировать дело, из которого переносятся сведения в базу данных, но и источник их происхождения, если на таковой имеются указания (личные свидетельства, работник отдела кадров, свидетельские показания, письма, доносы и т. п.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.94 (0.012 с.) |