Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые перспективы взаимодействия истории с литературой и искусствомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опыт развития литературы и искусства доказывает, что сами по себе их претензии на единственно верное отображение прошлой жизни не имеют оснований. В противовес литературным идеологам, считающим, что история слишком серьезное дело, чтобы оставлять ее специалистам, мы считаем — все обстоит как раз наоборот. Какими же видятся в этой связи дальнейшие перспективы взаимодействия исторической науки с литературой и искусством? Разумеется, каждый историк вправе игнорировать это взаимодействие, оставляя искусство для искусства, а для себя — историческое. Литература и искусство имеют свою диахроническую логику, и это, безусловно, предмет для самостоятельного изучения. Но отсутствие надлежащего исторического фона запутывает его в паутине субъективных восприятий, которые, как отмечал М.М. Бахтин, никак не могут выбраться из бесплодной борьбы мнений и точек зрения337. Но это, собственно, дело самих литературы и искусства. Следует лишь возразить против якобы свойственной художественному творчеству имманентной сущности, недоступной для объективного исторического анализа. Но важнее подчеркнуть, что теряет историческая наука, если не обращается к художественным произведениям. История не перестанет быть наукой, если обратится к литературе и искусству и признает, что историческая закономерность может говорить на их языке. Взаимодействие истории с литературой и искусством выявляет своеобразие в их познании действительности. Наибольший интерес их историческое содержание имеет для социальной истории, понимаемой достаточно широко и с учетом современных веяний. Литература и искусство фиксируют общее, типическое, типологическое, заслуживающее внимания историков, подмечают исторические детали, которые ускользают от глаз исследователя. В ткань художественного произведения вплетены формы социального общения, языковые, изобразительные, звуковые. В искусстве они звучнее, чем в осторожной исторической науке. Литература и искусство имеют свойство «нащупывать» реальность, фиксировать «возникающее бытие», предвосхищать то, что лишь потом найдет отражение в науке. Социальное содержание истории реализуется через механизм идентификации и самоидентификации, через репертуар житейских жанров — миниатюр, недифференцированных в научном отношении «кусков» действительности. В художественных произведениях, независимо от воли автора, отражаются морально-этические нормы времени, представления о долге, совести, любви, формы речевого и физического общения. Диапазон жизненных проявлений весьма широкий и не скован научными нормами и ограничениями. В искусстве много аспектов, связанных с чувственным, эмоциональным, мистическим восприятием действительности, конструированием нереального, иррационального, пугающего, устрашающего, вдохновляющего на подвиг и подвижничество. Здесь могут найти отражение подсознание, странности, сновидения, извращения и прочие отклонения от нормального поведения. В литературе и искусстве содержатся сведения для изучения индивидуальной и общественной психологии того или иного времени, терзания и муки, переживания людей. Традиционный для историков материал для их изучения — мемуары, дневники, письма, но наиболее выразительные формы им придает литература. Все эти структуры могут стать зримыми, и вряд ли восполнены другими источниками, помимо художественных произведений. Без них научная картина мира будет неполной. Разумеется, литература и искусство содержат нетвердые данные, подчас отмечают явления в смутной, не явно выраженной форме. Можно ли распутать ту сложную паутину, которую они плетут для отражения действительности? Оказывается, можно. Как всякая наука, история осваивает, упорядочивает и интерпретирует художественное творчество в присущих ей формах. Как отмечал М.М. Бахтин, абстрагирование содержания художественных произведений является приемом, с помощью которого оно перестает быть фактом искусства и возвращается в лоно своего первоначального до-эстетического существования в виде факта познания в области политики, экономики, морали338. Историческая реальность деформируется в художественных произведениях, но, как явствует из вышесказанного, с разной степенью, в зависимости от художественных школ и направлений. В силу этого невозможно прямо спроецировать любой структурный элемент их содержания в реальную жизнь. Необходима целая цепь опосредованных звеньев, делающих искусство источником для исторических построений и отметающих художественные условности. Преимущество историка состоит в том, что он лучше владеет (или может овладеть) историческим контекстом, чем художник, знает факты, доступные только по архивным документам, действия, которые в реальности происходили, о которых автор произведения может и не знать или иметь смутное представление о том, что было на самом деле. Разумеется, все зависит от проблемы, от того, как она поставлена в исторической науке, какие задачи преследует историк и какими способами он ее решает. Но если он обращается к современному пониманию целей и задач социальной истории, то, в любом случае, необходимо диахроническое переструктурирование содержания произведений, привязка его к конкретным событиям, интересующим историка. Превращение содержания художественных произведений в материал для исторической науки осуществляется на основе диалога по всем пунктам, затронутым в их содержании относительно поднятой проблемы. Вмешательство историка вносит порядок в осмысление исторической действительности, хаотически изображенной в литературе и искусстве. Обращение к ним предусматривает и внутренний диалог с авторами произведений. В любом из них есть сознательные и бессознательные намеки на то, чего хочет автор. Задача историка — показать соответствие или несоответствие субъективного авторского восприятия историческим обстоятельствам. В качестве приемов может использоваться знание его биографии, профессиональной подготовки. Из литературы и искусства можно, конечно, «выудить» энное количество фактов для исследуемой историком проблемы, но их значимость также зависит от помещения в первооснову исторического познания. Как для истории, так для художественных произведений характерны принцип модальности, устойчивость и повторяемость жизненных ситуаций. Отдельного произведения в этой связи недостаточно. Только аналогичные факты, описанные в художественных произведениях разными авторами, становятся материалом для исторических построений, причем главным образом на основе аддитивности (добавления) и параллельного сопоставления и осмысления. Помочь в этом деле может анализ подготовительных материалов, записей, зарисовок и т. п. Таким образом можно добавлять в историю новые элементы, сверяющие наши представления о прошлой жизни, вторгаться в сферы, которые нуждаются в иных способах представления реальности, по сравнению с предшествующей историографией, заглядывать в такие сферы и уголки социального бытия, которые не отражены в традиционных исторических источниках. Поэтическая правда может быть отлична от подлинной правды. Символическое и иное содержание произведений, абсурдизмы, булгаковские и кафкианские «реальности», литературные и художественные загадки в первооснове все-таки имеют узнаваемый мир и могут побудить к историческому исследованию. История вместе с литературной и художественной критикой может интегрировать содержание таких произведений в ткань исторического повествования. Что касается вопроса о синтезе исторического исследования по пути литературного творчества? Традиционно историческое исследование строилось по принципу: сначала факты, а потом причинные объяснения. Однако современная историческая теория на основе герменевтики не постулирует различие между эмпирией и теорией. Современная концептуализация в истории рассматривается как итеративный процесс, не выступает как чисто теоретическая и методологическая проблема, не ограничивается законоподобными утверждениями, оставляя пространство для широкого круга мнений. Налицо сближение позиций современной социальной истории с литературой и искусством. Подобно тому, как формы социального общения вплетены в ткань художественного произведения, так и процесс их освоения и конструирования должен иметь итеративный характер. Вместе с тем опыт исторической науки не подтверждает конфликта между рациональным, образным и чувственным восприятием мира. Напротив, историческое исследование только выигрывает от их сочетания. Нынешнее ненужное их противопоставление подразумевает существование холодного и чисто функционального мира, не зависящего от человека. Конечно, установка на человека в истории затрудняет решение вопроса о соотношении микро- и макроанализа в конкретных исследованиях, но не является непреодолимой проблемой. Следует избегать лишь редукции социальных отношений при ориентации на системный подход в изучении прошлого. Ни история, ни искусство не могут добиться завершенных контуров познания мира. Вправе задать вопрос, а зачем, собственно, ведутся исторические исследования? Навязать определенное видение проблем? Или все-таки, будить мысль, оставлять простор для других интерпретаций и дальнейших поисков? — тоже близкая литературе и искусству позиция. Сегодня, как никогда, нужна хорошая выразительная история, возбуждающая стремление дать литературную обработку полученных результатов. Можно ли привести в соответствие исторические труды с литературными жанрами, снабдить их интригами, сюжетными линиями, метафорами и прочими атрибутами художественного творчества? Можно, конечно, если не преступать границы исторической правды. Но обязательно требовать этого — чрезмерно. Историк не владеет талантом писателя. Он может оценить достоинства произведения искусства в создаваемом им исследовательском пространстве, дополнить и расширить его за счет обращения к литературе, кино и т. п. Нужно держать в уме, что в конечном счете история богаче всех сценариев, сюжетных линий и интриг. Как бы лихо автор не закручивал сюжет, он не может переплюнуть реалии, а жизнь постепенно отвергает надуманные фантазии и остается только то, что представляет непреходящую историческую ценность. Современная ориентация на дискурс тоже знаменует сближение писателя и историка. Слово — канва исторического и литературного повествования. При этом язык рассматривается как всеобщий знаменатель многообразной системы социальных явлений и отношений. Творчество языка предстает как осмысленное творчество, аналогичное художественному, придает ощутимость и значимость социальным явлениям. Через речь, по М. М. Бахтину, происходит «оплотнение» их исторического смысла. Подобно тому, как история сохраняет исторические памятники, так и язык хранит память о прошлом, зафиксированную в исторических понятиях. Язык развивается синхронно с реальностью, и социальный поток находит отражение в речевом потоке. Поэтому так важны сегодня исследования, посвященные истории и теории языка, языковых практик того или иного времени. К этому следует добавить выработанную веками социальную гибкость русского языка. Проблема, однако, состоит в примирении языка, вырабатываемого историей как наукой, с языком как художественным творчеством. Здесь, действительно, есть противоречие, которое предстает как различие между линейным и живописным языковыми стилями, допускающими многозначность и расцвечивание реальности. Научная история, напротив, добивается точности определений, формулирует операциональные дефиниции, опирается на явно выраженные методы, включая статистику и измерение. Но противопоставление двух подходов, ориентация исторических исследований только на языковые практики и тексты — не лучший способ решения проблемы. Не следует забывать, что в исторической науке существует много направлений работы, где вопрос о сближении с литературой и искусством вообще не стоит. Преодоление присущих историческим источникам многозначности смыслов и точности определений, например, связано с количественными оценками. Цифры, конечно, не текст, свойственный тому или иному языку, а универсальный международный язык, созданный для взаимного понимания людей. Точно также изображения, вплетенные в ткань исторического повествования, независимо от того, созданы они с помощью художественных средств или нет, создают основу для общения и понимания. Если есть возможность, не следует избегать более четких и однозначных определений, в остальном — стараться так представлять тексты и изображения, чтобы стирать грубые контуры одностороннего понимания и генерировать новые задачи, новые подходы, новые смыслы. В этом есть разумная диалектика между познанным в истории и тем, что еще предстоит узнать.
Глава 10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.157 (0.009 с.) |