Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение теоретических открытий формалистов для современного литературоведения и критики.

Поиск

Социологический метод в исследованиях П.Н.Сакулина

(«Социологический метод в литературоведении», Синтетическое построение истории литературы»). Конструктивный характер позиции исследователя, попытка синтезировать методологию русской академической культурно-исторической школы и послереволюционной теоретической социологии. Теория «стадиального изучения литературы». Понятие «стиль эпохи». Стремление Сакулина понять литературу как диалектический процесс.

Вульгарно-социологические тенденции в критике 20-х годов (В.Переверзев, Г.Поспелов, У.Фохт, И.Беспалов и др.) Отождествление сознания и бытия, искусства и действительности, отрицание роли личности художника. Детерминация произведения социальной принадлежностью автора. Образ как центральная категория исследования, выражающая создавший его социальный характер. Интерпретация классической и советской литературы в вульгарно-социологической критике. Отказ от изучения поэтики.

Дискуссия 1929 г. о «школе» В.Переверзева, ее издержки.

Вульгарный социологизм и современная критика.

А.В.Луначарский – литературный критик. Место Луначарского в послеоктябрьском искусстве. Оценка критиком Пролеткульта и футуризма («Еще о Пролеткульте и советской культурной работе», «Октябрьская революция и литература»). Луначарский о роли классического наследия в становлении советской литературы. Лозунг «назад к Островскому». Оценка Луначарским Некрасова, Чернышевского, Чехова и других русских писателей («Читайте классиков», «О наследии классиков»). Защита свободы творчества. Вопросы теории реализма в критических выступлениях Луначарского («Социалистический реализм»). Определение Луначарским задач литературно-художественной критики и критериев оценки художественного произведения («Тезисы о задачах марксисткой критики»).

Современные дискуссии о критическом наследии А.В,Луначарского. Обострение политической борьбы в критике конца 20-х годов. Дискуссия (1930г.) о «Перевале». Изгнание категории «гуманизм» из критического арсенала. Усиление догматических тенденций. Смена диалога на монолог. Требование «ортодоксальной партийности», непримиримость к инакомыслию.

Литературная критика 30-х годов

РАПП о «диалектико-материалистическом методе» (А.Фадеев «Долой Шиллера!», И.Виноградов «Проблема художественного метода»). Дискуссия о методе и мировоззрении. Выступления М.Розенталя, П.Юдина, И.Нусинова. Раскол на «вопрекистов» и «благодаристов».

Провозглашение социалистического реализма основным методом советской литературы. История рождения термина «социалистический реализм». Его трактовка в выступлениях А.Луначарского, А.Фадеева, В. Кирпотина, В.Ермилова и др.

Утверждение нормативного подхода к творчеству, искусственное вытеснение из литературы «неканонических» художественных явлений.

Дискуссия о языке (1936 г.) Выступления М.Горького («О прозе», «По поводу одной дискуссии», «Открытое письмо А.Серафимовичу», «О бойкости») и А.Серафимовича («О писателях облизанных и необлизанных», «Ответ М.Горькому») по вопросам качества языка художественной прозы.

Дискуссия о формализме (1936 г.). Выступления В.Шкловского, О.Брика, В.Мейерхольда, Ю.Олеши и др. Переоценка символизма и футуризма в ходе дискуссии. Изгнание модернистских течений из советского искусства, фактический запрет формальных экспериментов.

Дискуссия о современной драматургии. Спор между «новаторами» (В.Вишневский, Н.Погодин) и «традиционалистами» (А.Афиногенов, В.Киршон). Отражение этих споров в творческой практике драматургов.

Смена форм литературной жизни и судьба критики. Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) и его роль в истории литературной критики. Роспуск литературных объединений. Создание единого Союза советских писателей. Проблемы литературы и критики на 1 съезде СП (1934 г.).

Создание новых литературно-критических печатных органов: «Литературная газета» (1929 г.), «Литературная учеба» (1930 г.), «Литературное обозрение» (1936 г.). Их роль в художественном процессе.

Журнал «Литературный критик» (1933-1940 г.) и его значение для критики 30-х годов. Создание социалистической эстетики как основная задача журнала. Проблемы истории русской критики, русского реализма на страницах издания. Борьба журнала с вульгарным подходом к явлениям художественного творчества. Пропаганда жанрового и стилевого многообразия литературы. Противоречия в деятельности журнала. Причины закрытия издания. Реорганизация критической деятельности в предвоенный период. Постановление «О литературной критике и библиографии» (1940 г.).

М.Горький – критик. Вопросы культуры в «Несвоевременных мыслях». Трактовка Горьким лозунга учебы у классиков («Беседа с молодыми ударниками, вошедшими в литературу», «О литературе»). Оценка Горьким современной литературы и критики. Борьба писателя за литературный язык. Горький как организатор литературных сил и учитель молодых писателей, его роль в создании новых литературных печатных и организационных структур.

 

Литературная критика 40-х – первой половины 50-х годов

Критика в годы Великой Отечественной войны. Перестройка литературно-издательского дела. Внимание критики к историко-патриотической и героической тематике. Доклад А.Толстого «Четверть века советской литературы» как попытка осмысления истории советской литературы. Выступления ведущих писателей по проблемам критики и литературы (А.Фадеев «Отечественная война и советская литература», Н.Тихонов «Советская литература в дни Отечественной войны»). Обращение критики к проблеме героя.

Критика послевоенного десятилетия. Пагубное воздействие на культуру партийного диктата. Постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О кинофильме «Большая жизнь», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». «Об опере В.Мурадели «Великая дружба». Дискуссия об А.Н.Веселовском и ее трагические последствия для советской критики и литературоведения. Борьба с «низкопоклонством» и «космополитизмом», ее влияние на судьбы писателей, критиков, ученых.

Утверждение изоляционизма культуры. Спекулятивное использование в критике тех лет имен демократов-революционеров 19 века.

Выступления догматической критики о текущей литературе.

Воздействие на литературу и критику «теории бесконфликтности». Апологетика действительности, нормативность суждений, упрощенный характер критических высказываний. Проблема типического в критике этого периода.

Эстетическая концепция «прекрасное – это наша жизнь» (В.Ермилов) и ее воздействие на литературу.

Литературные дискуссии накануне II съезда СП. Борьба со схематизмом, бесконфликтностью, нивелировкой творческого процесса, упрощенными представлениями о положительном герое в выступлениях И.Сельвинского, М. Алигер, О.Берггольц, Г.Николаевой и других. Обращение критики к проблеме специфики искусства (споры о лирическом герое и самовыражении в поэзии). Непоследовательный характер решения этих проблем.

Вопросы критики на II съезде СП.

Смысл и значение для советской литературы и критики выступлений В.Померанцева («Об искренности в литературе») и Ф.Абрамова («Люди колхозной деревни в послевоенной прозе»). Официальная оценка этих статей.

.

Критика 50-х – начала 80-х годов

«Оттепельные» явления в литературно-художественной критике рубежа 50-х – 60-х годов. Активизация литературной жизни в стране, появление новых литературно-художественных изданий. Интерес критики к проблемам теории. Изменение приемов дискутирования. Избавление критической мысли от авторитаризма, преодоление догматизма, тяга к художественному многообразию.

Непоследовательность и противоречивость процессов художественного обновления. Кампания вокруг сб. «Литературная Москва», альманаха «Тарусские страницы», романов В.Дудинцева, Б.Пастернака. Суд над И.Бродским, Ю.Даниэлем, А.Синявским. Появление «самиздата».

Эстетические проблемы в критике 60-х годов. Обсуждение вопроса о специфике искусства в связи с текущими критическими выступлениями. Дискуссии о природе поэзии, о самовыражении, о «правде века» и «правде факта», об «окопной правде» и т.д. Участие в дискуссиях В.Некрасова, В.Сучкова, Б.Сарнова и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.01 с.)