Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискуссии о реализме (1957, 1961 гг.), о проблемах гуманизма (1962 г.), о «деревенской» прозе (1967г.), о романтизме (1969 г.), о народности (1969 г.) и т.п.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Новые концепции социалистического реализма в исследованиях 60-х – 80-х годов (А.Овчаренко, Г.Поспелов, Д.Марков, Л.Новиченко и др.). Оторванность теории соцреализма от литературно-художественной практики. Общественно-литературная борьба 60-х – 70-х годов. Полемика между журналами «Новый мир» и «Октябрь». Идейно-эстетическая позиция «Нового мира». Защита реализма, демократии, борьба с силами торможения. А.Твардовский как редактор «Нового мира». Его внимание к таланту, эстетическая избирательность. Ведущие критики «Нового мира». Борьба журнала «Октябрь» с оттепелью в литературе. Несправедливые выступления в адрес А.Твардовского, А.Яшина, Ю.Казакова и др. Защита классового подхода к явлениям литературы. Нетерпимость к идейному и эстетическому инакомыслию. Журналы «Юность», «Наш современник», «Молодая гвардия» и др. в литературно-критическом процессе 60-х – 70-х годов. Общественный смысл журнальной полемики. Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972 г.) и его роль в критическом процессе 70-х годов. Возрождение журнала «Литературное обозрение»: структура, функции и задачи издания. Рецидивы догматической критики в 70-е годы. Административное вмешательство в творческую жизнь, требование «боевитости», комплиментарный характер критических суждений. Попытки критики преодолеть номинативные каноны. Появление «эзоповой» критики, «эстетической критики». М.Щеглов – критик. Идея художественной правды как основа эстетической программы критика. Борьба М.Щеглова с проявлениями «теории бесконфликтности». Защита критиком реализма. Оценка М.Щегловым литературы 50-х годов. Роман Л.Леонова «Русский лес» в оценке критика. Критическая деятельность А.Макарова. Широта творческих интересов критика. Наследование критиком традиций Луначарского, Воронского в деле собирания литературных сил. Внимание критика к талантам, стремление проследить эволюцию творческой личности. Проблемы литературной теории в работах А.Макарова. Оценка им творчества К.Симонова, В.Шукшина, М.Исаковского и др. Критическая деятельность В.Лакшина. В.Лакшин как ведущий критик «Нового мира» в 60-е годы. Тесная связь литературы и жизни в эстетической концепции В.Лакшина. Просветительский пафос его критических выступлений, наследование традиций «реальной критики» 19 века. Оценка В.Лакшиным творчества А.Солженицына, романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Критическая деятельность А.Бочарова, В.Кожинова, Л.Аннинского, Г.Белой и др. Литературная критика рубежа хх – ххI веков Качественные преобразования в критике рубежа 80-х – 90-х годов. Расширение объекта критического исследования («возвращенная литература», «другая литература», авангард и т.п.). Изменение методологической базы критики, утверждение норм гуманизма, демократии, плюрализма. Осмысление литературной критикой трагического опыта прошлого. Дискуссии вокруг «возвращенных» произведений и авторов (В.Гроссман, Ю.Домбровский, А.Платонов и т.д.). Литература третьей волны эмиграции в современной критике. Политизированный характер дискуссий. Отмена цензуры. Отказ от «эзоповой» критики. Взаимодействие критики с другими формами общественного сознания. Гибридные явления в критике 80-х – 90х годов. Усиление публицистической критики, сильные и слабые стороны этого процесса. Активизация «массовой» критики, упрощенный характер критических суждений ее представителей. Критика поколения «шестидесятников» и ее роль в литературном процессе (Ю.Карякин, И.Дедков, Ст.Рассадин и др.). «Новая волна» в критике 80-х – 90-х годов (М.Эпштейн, В.Руднев, В.Курицын и др.). Общественно-литературная борьба в современной критике. Идейно-эстетические позиции ведущих литературно-художественных журналов («Октябрь», «Юность», «Знамя», «Новый мир», «Москва», «Наш современник и др.). Споры о специфике критического мышления. Дискуссия конца 80-х годов о социалистическом реализме. Обсуждение проблем постмодернизма в современных критических публикациях. Структура современной литературной критики, ее методологическое разнообразие. Современная журнальная полемика. Творческая индивидуальность в современной критике. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Основные этапы развития русской литературной критики ХХ века (послеоктябрьский период). 2. Проблемы культуры в литературно-критических выступлениях писателей после Октября (М.Горький, И.Бунин, В.Короленко, К.Чуковский, О.Мандельштам).
28. Литературная критика конца 80-х – начала 90-х годов. 29. Творческие индивидуальности в современной критике.
Распределение часов курса по темам
Форма итогового контроля – зачет Условия успешной аттестации: выступление с презентацией, участие в обсуждении докладов, предоставление конспектов. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендуемая литература (Основная) А) Тексты критических статей, обязательные для конспектирования: Абрамов Ф. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе// Новый мир.1954. №4 Блок А. Интеллигенция и революция. Крушение гуманизма. Брюсов В. Пролетарская поэзия. // Брюсов В. Ремесло поэта. М., 1984. Бухарин Н.И. О поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР // Бухарин Н.И. Избранные труды. М., 1988 Воронский А.К. Искусство как познание жизни и современность. Из современных литературных настроений. Замятин.// Воронский А.К. Искусство видеть мир. М, 1987. Горький М. О литературе. О социалистическом реализме. По поводу одной дискуссии. // Горький М. О литературе. М., 1955. Замятин Е. Новая русская проза. Я боюсь. // Литературное обозрение. 1988., №2 Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Лакшин В. Пути журнальные. М., 1990. Луначарский А.В. О пролетарской культуре. О наследстве классиков. Тезисы о задачах марксистской критики. Социалистический реализм. // Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. М., 1971. Полонский В. Преодоление «Зависти». Из очерков литературного движения революционной эпохи. К вопросу о наших литературных разногласиях. //Полонский В. О литературе. М., 1986. Померанцев В. Об искренности в литературе. // Оттепель. 1953-1956. Страницы русской советской литературы. М., 1989. Толстой А.Четверть века советской литературы. //Толстой А.О литературе. М., 1956. Троцкий Л. Пролетарская культура и пролетарское искусство. // Театр., 1989. № 8 Тынянов Ю Журнал, критик, читатель и писатель. Литературное сегодня. Промежуток. // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М,1977. Фадеев А. Долой Шиллера. //Фадеев А. За тридцать лет. М., 1959. Шкловский В. Искусство как прием. // Из истории советской эстетической мысли. М., 1975. Щеглов М. «Русский лес» Л.Леонова. //Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1956. Б) учебники и научно-методические пособия Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. М., 1982. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль. Л., 1980. История русской литературной критики: Учеб. для вузов/ Под ред. В.В.Прозорова. М., 2002. Критика 50-60-х годов XX века/ Сост., преамбулы, примеч. Е.Ю. Скарлыгиной. М., 2004. Кормилов С.И., Скороспелова Е.Б. Литературная критика в России ХХ века (после 1917 года): Материалы к курсу. М., 1996. Опыт неосознанного поражения. Модели революционной культуры 20-х годов. Хрестоматия. М., РГГУ. 2001. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов. Критика и общественное сознание эпохи. СПб., 1997. Эстетическое самосознание русской культуры; 20-е годы ХХ века. Антология. М., РГГУ. 2003.
Акимов В.В. В спорах о художественном методе: Из истории борьбы за социалистический реализм. Л., 1979. Белая Г.А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. М., 1989.Биуль-Зедгинидзе Н. Литературная критика журнала «Новый мир» А.Т.Твардовского (1958-1970гг.). М., 1996. Бялик Б. Горький – литературный критик. М., 1960.Бугаенко П.А. Луначарский и советская литературная критика. Саратов, 1972. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. М., 1992. Добренко Е. Формовка советского читателя: Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб., 1997. История русской советской литературы в 4-х томах. М., 1967 -1971.(Главы по истории журналистики и критики) Казаркин А.П. Русская советская литературая критика 60-80-хгг.: Проблемы самосознания литературы. Свердловск, 1990. Литературное движение советской эпохи. Материалы и документы. Хрестоматия. М., 1986. Неживой Е.С. Александр Воронский: Идеал: Типология: Индивидуальность. М., 1989. Русская советская литературная критика (1917-1934). Хрестоматия. М., 1983 Русская советская литературная критика (1935-1955). Хрестоматия. М., 1983. Русская советская литературная критика (1956-1983). Хрестоматия. М., 1984. Советское литературоведение за пятьдесят лет. М., 1968. Чупринин С. Критика – это критики. Портреты и проблемы. М, 1990. Шешуков С. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1984.
библиотека.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1.Какой смысл вкладывал А.Блок в понятия «культура» и «цивилизация»? Как он решал вопрос о роли интеллигенции в революции? 2.Кого считал В.Брюсов создателями новой культуры? 3. В чем суть эстетической программы «синтетического искусства» Е.Замятина, как она повлияла на оценки критиком текущего литературного процесса? 4.С какими явлениями современной литературной жизни полемизирует Е.Замятин? 5.В чем различия дореволюционной футуристической концепции искусства-жизнестроения и лозунга «производственного» искусства, возникшего после Октябрьской революции? 6.В чем видели пролеткультовцы специфику и содержание нового искусства. 7.Как решался вопрос о личности и коллективе в теории и практике Пролеткульта? 8. Как решали теоретики группы «Перевал» проблему специфики литературы? 9. Какую роль в процессе художественного творчества отводил А.Воронский интуиции. 10.В чем проявился утилитарный подход к творчеству в теоретических положениях РАППа и ЛЕФа? 11.Как трактовали теоретики ЛЕФа категорию «социального заказа»? В чем состояло расхождение между этой трактовкой и конкретным творчеством? 12.Как лефовская критика понимала лозунг «жизнестроения»? 13.Какое влияние оказала резолюция «О политике партии в области литературы» на дальнейшее развитие литературы и критики в нашей стране? 14.Каковы достижения формальной школы в области конкретного исследования художественного произведения? 15.В чем формалисты видели цель искусства? 16.Каково содержание теории “параллельных рядов» В.Переверзева? 17.Какую роль сыграли методологические дискуссии в истории русской литературной критики? 18.Какую позицию занимал Луначарский в групповой борьбе 20-х годов? 19.В чем видел Луначарский специфические черты литературной критики? 20.Как А.Фадеев трактовал «диалектико-материалистический» метод? 21.Слабые и сильные стороны «вопрекистов» и «благодаристов»? 22.Почему в 30-е годы критика обращается к проблеме народности? 23.Как в критических работах М.Горького и А.Луначарского обосновывались прогностические возможности социалистического реализма? 24.В чем состояли слабые и сильные стороны эстетической программы журнала «Литературный критик»? 25.В чем М.Горький видел преемственные связи между русской литературой 19 века и советской литературой? 26.Какие недостатки советской литературы и критики отмечал М.Горький? 27.Какую интерпретацию получает теория соцреализма в критике 40-50-х годов? 28.В чем видел Ф.Абрамов главный изъян современной ему прозы о деревне? 29.Как меняется представление о задачах и функциях критики на рубеже 50-60-х годов? 30.Какие традиции «реальной критики» 19 века реализовались в деятельности критиков «Нового мира» в 60-е годы? 31.Как теоретико-критические дискуссии 60-х годов повлияли на художественную практику этого периода? 32.В чем состояли основные расхождения между «Новым миром» и «Октябрем»? 33.Как взаимодействовали теоретическая мысль и критическая оценка в деятельности М.Щеглова и А.Макарова? 34.Обоснуйте многоплановый характер критики 60-70-х годов? 35.Какие факторы обусловили снижение эстетического потенциала критики в конце 80-х годов? 36.Чем объясняется активное взаимодействие современной критики с другими формами общественного сознания? 37.В каких жанровых формах существует современная критика?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.008 с.) |