Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место массовых источников в работе историкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В свете сказанного массовые источники не представляют собой ранее неизвестных их типов и видов. Разделение источников на массовые и уникальные, бытующее в исторической науке, весьма относительно 341. Ориентация на системно-структурный подход означает, что к разработке свидетельств, содержащихся в источниках, следует подходить с несколько иных теоретических и методологических позиций. Поэтому правильнее было бы говорить о разработке источников как массовых объектов, отражающих системные характеристики исторических явлений и процессов. Однако термин «массовые источники» уже прочно вошел в научный обиход. В научном познании всегда находятся в неразрывном единстве как бы две его стороны — индивидуализация (конкретизация) и генерализация (обобщение). Процесс генерализации ставит своей целью выявление общих и сходных черт в общественном развитии. Индивидуализация же заключается в нахождении своеобразных, неповторимых, конкретных форм исторического бытия. Индивидуализация — бремя истории как науки. Даже когда она занимается изучением развивающихся социальных систем и свойственных им структур отношений, в ее задачи входит показ конкретно-исторических особенностей их проявления и развития, а это неизбежно влечет за собой использование других приемов, помимо системного подхода. Работа историка носит преимущественно индуктивный характер: от наблюдения отдельных частных исторических свидетельств к наблюдению более сложных фактов и исторических закономерностей. Применение дедукции (движения от общего к частному) в истории затруднено, если нет адекватных представлений о законах прошлой жизни или используются теории, ущербные для понимания и объяснения исторических реалий. Нынешний кризис социально-теоретического знания является тому наглядным свидетельством. В современных исторических школах в связи с распространением идей постструктурализма и постмодернизма обозначилась тенденция абсолютизировать индивидуализацию как единственный способ исторического познания, апеллирующий к феноменологии, герменевтике и деконструкции традиционных исторических представлений, к реабилитации событий как канвы исторического повествования в пику увлечения структурами и функциями. Есть исторические школы, выступающие с позиций воинствующего антисциентизма. Раздаются призывы к искусству писать историю, опираясь преимущественно на литературные и эстетические приемы. Подобный лингвистический поворот можно рассматривать в качестве своего рода реакции на распространение системно-структурного подхода и методы, им предлагаемые, которые сегодня подвергаются далеко не всегда обоснованной критике. Этой тенденции можно противопоставить теорию конструктивного исторического познания, вбирающего в себя все, что было накоплено и оправдало себя в процессе развития истории как науки. Источниковедение массовых источников следует рассматривать в духе такого понимания исторического конструктивизма. Сколь ни индивидуален будь характер исторического исследования, историк не свободен от необходимости обобщения фактов, и чем совершеннее будут его методы, тем лучше. Только с помощью специальных методов можно обнаружить существование не явно выраженных, скрытых (латентных) структур в исторических процессах. Этими соображениями, собственно, и диктуется логика обращения к массовым источникам. С другой стороны, часто в адрес истории раздаются упреки в том, что исторические исследования редко выходят за рамки эмпирического подхода, а способы объяснения, им присущие, не имеют логически контролируемой формы и связаны больше с интуицией и личной одаренностью авторов, а не с совершенствованием методов. С этим нельзя полностью согласиться. Представляется, что проблемы, здесь возникающие, сложнее. Не возвращаясь к бесконечным старым спорам о соотношении идиографического и номотетического подходов в различных отраслях научного знания, следует отметить, что специфику истории как науки игнорировать нельзя. В ней эмпирическое знание, чувственная конкретность отдельных фактов играют огромную роль. На эмпирической основе историк создает образы прошлого, прослеживает в источниках их предметно ориентированные связи и дает их описательную объясняющую конструкцию. При этом способы исторического объяснения доступны всем формам логического анализа, начиная с элементарного здравого смысла. Они выступают в виде отдельных или же цепи последовательных утверждений относительно хода исторических событий и их сущности. Не следует вносить иррациональный оттенок и в понятие интуиции или озарения, которые есть не что иное, как отражение предшествующего опыта и напряженной работы мысли ученого-историка. Очевидно, что в отношении истории нужно говорить не об отказе от эмпирического подхода, а от примитивной описательности, простого пересказа содержания источников или случайного вырывания одних свидетельств в ущерб другим. Обращение к системному подходу и массовым источникам в истории естественным образом ведет к преодолению подобных недостатков и позволяет совершенствовать исследовательские приемы и методы, не забывая при этом об особенностях исторического знания и условиях, которые позволяют делать исторические труды завершенными и полновесными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.008 с.) |