Работа со средствами массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа со средствами массовой информации



В самостоятельной работе неоценимую роль играют материалы периодической печати публицистического характера. Быть в курсе текущей общественно-политической жизни должен каждый уважающий себя студент. Однако данный раздел пособия больше пригодится изучающим политологию, которым средства массовой информации (СМИ) дадут возможность использовать дополнительный материал для подготовки к семинарам.

СМИ насыщены примерами текущих событий. Они знакомят студентов с аналитикой, с мнениями ученых, политиков и населения по тем или иным проблемам. В них содержится наглядная информация, сопровождающаяся фотографиями участников политического процесса, картами, схемами и т.п. Важная роль СМИ в учебном процессе заключается еще и в том, что некоторые студенты не имеют представления о происходящем в стране и мире, считают, что «ничего не происходит» и не проявляют интереса к политике. А ведь многие выпускники вуза, возможно, в будущем будут занимать руководящие посты, общаться с коллективами подчиненных и т.д. В данном случае политические знания им будут просто необходимы.

Методика работы со СМИ (газеты, журналы, теле- и радиопередачи) состоит в следующем. Во-первых, необходимо выбрать источник (по рекомендации преподавателя или самостоятельно). При этом надо иметь в виду, что средства массовой информации по своему содержанию неоднородны. По типам различают следующие виды СМИ:

а) Телевидение. Оно знакомит с новостным материалом и предлагает анализ политических событий и дискуссии в их отношении (ключевыми передачами являются «Воскресное время» («Первый канал»), «Пятая студия», «Парламентский час», «Вести недели» («Россия»), «Что делать?» («Культура»), «Сегодня. Итоговая программа» («НТВ»), «Неделя» («Рен-ТВ»), «Постскриптум» («ТВ-Центр») и др.). Образовался круг телеведущих, отражающих определенную политическую позицию: В. Пушков, Г. Павловский, М. Леонтьев, В. Соловьев и др., поэтому их участие в обсуждении политических тем вызывает интерес у общественного мнения.

б) Печатные СМИ. К ним, прежде всего, относятся разнообразные газеты. Перечень центральных газет, а также их электронные адреса были приведены выше. Поскольку газеты имеют определенную заданность, желательно знакомство с несколькими, отражающими разные позиции: с официальными – «Российская газета», «Парламентская газета», нейтральными – «Известия», «Коммерсант», оппозиционными – «Новая газета», «Завтра», «Советская Россия» и др. Среди региональных: официальные – «Удмуртская правда», «Известия Удмуртской Республики» и оппозиционные – «Новое время Удмуртии», «День» и др.

в) Электронные СМИ (сайты в Интернете). Их перечень можно найти выше в разделе «Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами».

Для анализа студенту рекомендуется рассматривать политическое событие мирового (внешняя политика), национального (внутренняя политика) или регионального масштабов. При выборе политического события, о котором хочет рассказать студент, желательно, чтобы диапазон его развития охватывал отрезок в 1-3 месяца и содержал начальную стадию (предпосылки, причины), кульминацию и окончание. Если событие имеет более длительную историю или не завершено (борьба с международным терроризмом и т.д.), то студент должен ввести остальных слушателей в исторический экскурс. Объем газетной статьи должен быть не менее половины страницы без учета наглядного материала.

Выбранная информация должна содержать не только фактологический, но и аналитический материал. Для работы с ней студент должен:

а) знать краткую информацию о личностях, упоминаемых в материале, с указанием их должности, звания и т.д.;

б) знать расшифровку терминов, названия географических объектов и др. Например, при упоминании термина ГКО надо дать его расшифровку (государственные краткосрочные облигации); или при упоминании г. Кондопога, где в 2006 г. произошла массовая драка на этнической основе, необходимо сказать, что он находится в Карелии, и т.д.;

в) выразить свое согласие или несогласие с аналитической интерпретацией фактов и объяснить свою позицию.

Подготовленный материал должен излагаться студентом в устной форме в течение 5 минут. Доклад начинается с упоминания источника информации (статьи, газеты) и указания предмета анализа. Желательно, чтобы при докладе студенты пользовались наглядным материалом.

 

2 Научно-исследовательская работа студентов

 

Научно-исследовательская работа студентов является одной из форм самостоятельной работы студентов. Она способствует повышению уровня подготовки через освоение основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитию способностей к научному творчеству и самостоятельности.

2.1 Методические рекомендации при написании реферата

Реферат (от лат. refero – «сообщать») – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержание книги, учения, научной проблемы и т.д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении как основных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом нескольких (не менее пяти) научных работ и должен отражать их основное содержание. При написании студент должен продемонстрировать:

- умение систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания по изучаемому курсу;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования;

- умение делать обобщения, выводы, практические рекомендации.

Работа над рефератом включает в себя несколько ступеней:

1) Выбор темы и изучение литературы по теме;

2) Определение структуры работы, написание сочинения;

3) Защита реферата.

Выбор темы и изучение литературы по теме.

Кафедра представляет перечень тем рефератов в начале учебного года. Студент имеет право самостоятельно выбрать одну из них. Закрепление за студентом определенной темы производится по его устному заявлению и утверждается преподавателем, ведущим учебный курс. Преподаватель консультирует студента в процессе подготовки реферата. Важную роль в работе над рефератом играет подбор и изучение литературы по избранной теме. В этом случае подбор литературы лучше организовать в несколько этапов.

I этап – составление первоначального списка источников. Основой поиска могут стать списки литературы, предложенные преподавателем на лекциях, в планах лекционных и семинарских занятий, а также в учебниках, где, как правило, указываются наиболее значительные источники по каждой теме. Базой для поиска может стать Интернет (см. соответствующий раздел пособия), но необходимо научиться пользоваться и печатными изданиями.

Для удобства работы рекомендуем вам составлять собственную картотеку отобранных источников. Для этого все необходимые сведения о произведении (фамилия автора, заглавие, характеристики издания) записывайте на отдельный листочек небольшого размера (1/4 или 1/8 части стандартного листа) и сразу расставляйте карточки в алфавитном порядке. На обороте такой карточки в дальнейшем, при изучении работы, можно писать аннотацию произведения или делать какие-то другие пометки, касающиеся его содержания. Если в вашем распоряжении есть персональный компьютер, то такую «картотеку» можно завести в одном из файлов. Картотека имеет большие преимущества, так как она позволяет добавлять источники, заменять при необходимости одни на другие, убирать те, которые оказались не соответствующими тематике, и т.д.

II этап – работа с библиографическими источниками. Чтобы дополнить первоначальный список литературы, отправляйтесь в библиотеку, где есть библиографический отдел. Самостоятельно сориентироваться в большом количестве разнообразных библиографических пособий, конечно, трудно. Поэтому лучше обратиться за консультацией к работникам отдела, которые объяснят вам, как нужно пользоваться библиографическими указателями и электронным каталогом, окажут помощь в выборе интересующей вас литературы. Просматривая библиографические указания, будьте внимательны, учитывайте год издания и другие данные. Если год издания книги достаточно старый, то очевидно, что за годы, прошедшие со времени выхода книги в свет, появилось много других работ. Для поиска журнальных статей лучше всего использовать последние за каждый год номера тех научных журналов, где печатаются материалы по интересующей вас области знания. В этих номерах всегда помещается систематизированный по рубрикам журнала перечень всех материалов, опубликованных в течение года.

III этап – поиск самих источников. Начинать его рекомендуем с той библиотеки, пользоваться которой вам удобнее всего. В первую очередь речь идет, конечно, о библиотеке нашего вуза. Если книга есть в библиотеке, сделайте на карточке своей картотеки отметку об этом и выпишите библиотечный шифр, чтобы можно было, когда понадобится брать книгу, заполнить формуляр, не обращаясь снова к каталогу. Журнальные издания обычно можно почитать в зале периодики; там же можно узнать, какие журналы имеются в фондах библиотеки. Те книги, которые вы не нашли в своей библиотеке, можно поискать в библиотеках других вузов, где есть родственные факультеты, а также в Национальной библиотеке Удмуртской Республики. Следует также знать, что в стране действует единая общегосударственная обменная система – Межбиблиотечный абонемент (МБА), которая позволяет обмениваться книгами.

Когда необходимая литература найдена, начинайте ее читать. Читать учебную и научную литературу намного сложнее, чем литературные произведения. Поэтому говорят не просто о чтении литературы, а о ее изучении. Такое чтение требует специальных умений и навыков (выделение главной мысли автора, анализ приводимых им документов, формулирование выводов и т.д.) – только тогда оно будет плодотворным и даст чувство удовлетворения. Приобретаемые навыки работы с литературой окажут значительное влияние на формирование студента не только как профессионала, но и как высокообразованного человека с четкой гражданской позицией по острым общественным вопросам.

Определение структуры работы, написание сочинения.

Структура реферата включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения: а) титульный лист; б) оглавление; в) введение (в котором обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи работы, приводятся сведения, необходимые для понимания основного содержания, дается анализ источников и литературы); г) главы основной части (посвященные собственно раскрытию темы); д) заключение (где дается обобщение изложенного материала, подчеркивается значение проделанной работы, формулируются выводы); е) список использованных источников и литературы; ж) приложения.

Минимальный объем реферата должен быть 12-15 печатных страниц. При изложении научного материала должны соблюдаться следующие основные требования:

- конкретность, подразумевающая, что из всего многообразия приобретенных в ходе научной работы знаний, сведений и данных будут отобраны только те, которые необходимы для раскрытия темы;

- четкость, которая достигается выделением в тексте отдельных частей, характеризующихся смысловой связанностью и цельностью;

- логичность, предусматривающая определенную, заранее принятую последовательность этих частей;

- аргументированность (т.е. доказательность), когда каждая высказываемая мысль подкрепляется убедительными доводами или подтверждается авторитетными мнениями ученых;

- точность формулировок, которая позволит избежать неоднозначного толкования ваших высказываний.

Оформление реферата.

Студенческая исследовательская работа должна соответствовать основным требованиям технического характера. В первую очередь должен быть правильно оформлен титульный лист реферата. Образец его оформления дан в приложении Б.

Показателем научной культуры студента, его профессионализма является правильное оформление ссылок на использованную литературу. Ссылки могут быть внутритекстовые, подстрочные, затекстовые. Внутритекстовые – помещаются в строке основного текста и заключаются в круглые скобки. Подстрочные ссылки располагаются непосредственно под основным текстом внизу каждой страницы. Затекстовая ссылка располагается за текстом (в конце отдельной главы или всей работы) под заглавием «Примечание». При этом в тексте указывается только цифра, под которой в разделе «Примечание» находится ссылка.

Реферат может быть оформлен в печатном или рукописном виде. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Машинописный вид оформляется следующим образом: размер шрифта 14, интервал одинарный, поля – со всех сторон по 20 мм. Для рукописного вида: интервал строка, слева поле – 20 мм.

Список использованной литературы оформляется в алфавитном порядке. При этом указывается фамилия автора, его инициалы, название работы, место и год издания, количество страниц. Образец оформления дан в приложении В. Включенные в такой список источники должны иметь отражение в тексте реферата. Для использованных интернет-источников необходима полная ссылка (или адрес сайта) с названием ресурса.

Полностью отредактированная и соответствующим образом оформленная письменная работа (реферат) сдается на кафедру или преподавателю на проверку, основной формой которой является защита. Могут применяться и другие формы, например, сдача рефератов в форме устного доклада на семинаре или студенческой конференции. Опыт работы над рефератом поможет студенту в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.036 с.)