Аналитический и историографический обзоры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитический и историографический обзоры



Аналитический и историографический обзоры используются, как правило, при изучении курса «Отечественная история» (хотя могут применяться и при изучении политологии и социологии). Это объясняется особым эффектом от сочетания специфики данных видов самостоятельной работы и такой дисциплины как «Отечественная история».

Изучение истории в вузе отличается от школьного курса и имеет по сравнению с ним две существенные особенности. Во-первых, оно предполагает другой, более глубокий уровень постижения материала: если средняя школа обучает в основном знанию исторических фактов, то высшая школа учит их анализировать. Во-вторых, в высшем учебном заведении активно прививаются навыки научного исследования, что отвечает последним требованиям модернизации российского образования. Формами самостоятельной работы студентов, совмещающими в себе оба эти принципа, и являются аналитический и историографический обзоры.

Аналитический обзор – это условное обозначение. По форме он представляет обычный реферат с присущей ему внутренней структурой (введение, основная часть, заключение и список использованных источников), но по содержанию предполагает тщательное изучение какой-либо серьезной проблемы. Это в свою очередь требует от студентов очень высокого уровня абстрактного, теоретического мышления, поскольку здесь в основе умственной деятельности лежит использование такого метода научного исследования, как анализ.

Его суть заключается в мысленном разложении выбранного объекта на составные части и изучение их в отдельности (однако при этом применяются и другие методы, позволяющие раскрыть тему). Наиболее часто данный метод приходится использовать при сравнении схожих между собой событий и явлений, так как для выявления общих черт и характеристик сначала необходимо раскрыть внутреннюю структуру каждого из них. Таким образом сопоставляются правления различных выдающихся правителей, реформы, революции, войны и т.д. Ознакомиться с примерами аналитических обзоров можно в разделе «Учебная, научная и специальная литература» на сайте «Социально-гуманитарное и политологическое образование» системы федеральных образовательных порталов (адрес раздела – http://www.humanities.edu.ru/db/sect/33).

Историографический обзор сходен по основным параметрам с аналитическим. Он предполагает рассмотрение имеющихся точек зрения ученых на ту или иную важнейшую проблему и изложение их взглядов в систематизированном порядке. Для этого сначала выявляется и анализируется вся совокупность исследований по данной теме, а затем основное содержание мнений упорядочивается определенным образом. Можно предложить пять принципов построения излагаемого материала.

Во-первых, порядок может быть хронологическим, когда взгляды и теории ученых относительно чего-либо описываются по мере их появления. Чаще всего эти взгляды являются однотипными какое-то определенное время после завершения события, поэтому их делят на этапы.

Вторым, но близким к этому, оказывается вариант, при котором рассматривается цельный период развития историографии с присущими ему особенностями и характеристикой. К примеру, в журнале «Отечественная история» (№5, 1996) опубликована статья Ю.Н. Афанасьева «Феномен советской историографии», в которой предпринимается попытка кратко ответить на вопрос: что собой представляла историография советского времени и в чем ее феномен.

В-третьих, сходные позиции авторов могут группироваться по какому-то общему основанию. Так, например, принято делить историков, изучавших влияние монголо-татарского ига в русской истории на три группы: тех, кто такое влияние считал отрицательным, тех, кто влияние оценивал как незначительное и тех, кто иго считал позитивным явлением в нашем прошлом. Можно предложить любой критерий для разделения позиций ученых на отдельные группы, пояснив в данном случае свой выбор.

Как четвертый вариант историографического обзора можно рассматривать исследование взглядов одного из крупнейших мыслителей своего времени (например, Н. Данилевского, И. Ильина, Н. Бердяева, М. Вебера или др.), но обязательно в контексте развития всей предыдущей исторической, политической или социологической мысли. При этом следует отметить оригинальность воззрений и вклад, внесенный в развитие науки.

И наконец, когда вы считаете, что причины такого-то события объективнее всего рассмотрены одними учеными, сущность – другими, а последствия – третьими, возможно описание развития этого события глазами различных историков, политологов, социологов.

Все перечисленные способы построения материала могут комбинироваться. Вне зависимости от выбранного способа историографический обзор должен иметь логику, а в конце сделаны выводы. Примерный список тем для обзоров указывается в конце методических пособий по дисциплине. Возможен вариант, когда студент предлагает свою, заинтересовавшую его тему. В таком случае он предварительно согласовывает ее с преподавателем и начинает работать над ней лишь после его одобрения. Обзоры выполняются в письменном виде и включают в себя введение с постановкой актуальности, описанием целей и задач; основную часть, где раскрывается тема (желательно дробление содержания на несколько глав); заключение, в котором подводятся итоги и делаются выводы; список использованных источников и литературы. Общий объем – до 20 стр. в печатном виде и до 25 стр. в рукописном виде.

 

Историческое исследование

Научно-исследовательская работа студентов на кафедре отечественной истории, социологии и политологии является важной составной частью научного направления кафедры «Современная аграрная история Удмуртии», поскольку оказывает существенную помощь в изучении истории аграрной сферы и развитии науки Удмуртии. Одновременно она формирует чувство уважения и любовь к сельскому хозяйству Удмуртии, вырабатывает ответственность за состояние в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики, профессионально ориентирует будущего специалиста.

Студенческие исследования являются тем источником информации, который ляжет в основу научных трудов по современной аграрной истории нашей республики и сопредельных регионов. Поэтому участвующие в этой работе студенты должны со всей ответственностью отнестись к ней и провести ее по всем правилам исторической науки, к которым относятся: постановка цели и определение задач, использование разнообразного круга источников, проверка их объективности, связное и логичное построение текста, подведение результатов и выводов.

Каждый студент I курса Ижевской ГСХА может внести свой вклад в развитие исторической науки Удмуртии, изучив недавнее прошлое деревни, села, района (хозяйства, предприятия АПК), где проживает (работает) он сам, его семья или родственники, а затем представить результаты своего труда в оформленном виде. Важно ограничить временные рамки предмета исследования. В целях максимальной эффективности научной работы кафедры существенным условием будет исследование развития сел, деревень, хозяйств, предприятий АПК Удмуртии второй половины ХХ века. Кафедра отечественной истории, социологии и политологии предлагает студентам выполнить одну из следующих тем:

1) «История моей деревни (села, поселка)»;

2) «История моего хозяйства (предприятия АПК)»;

3) «Сельское хозяйство Удмуртии – перспективы развития»;

4) «История лесного хозяйства Удмуртии».

В проводимом исследовании необходимо проследить наглядные изменения, произошедшие за указанный период, а также указать проблемы, стоящие в настоящий момент перед тем предприятием, той деревней, где работает или живет студент (его родственники).

Сначала необходимо с формальной стороны описать объект исследования, о котором пойдет речь. Если это хозяйство, то нужно указать название, район, занимаемую площадь, географическое расположение, количество работников, специализацию и т.д. Затем следует описать положение хозяйства, предшествовавшее описываемому (например, в середине ХХ века): материально-техническую базу, финансовое состояние, выполнение плановых показателей, кто возглавлял, каким он был руководителем и как к нему относились, кадровый состав, что было сделано, настроения людей и т.д.

Это будет та база, та точка отсчета, от которой надо будет двигаться к нашим дням, поэтапно прослеживая изменения в описанных характеристиках: сталинский период, каким было состояние и развитие в хрущевское время, как проявился «застой», что дала перестройка 1985-1991 гг., как хозяйство пережило радикальное реформирование 1990-х гг., что происходит сейчас, и какую роль сыграл национальный проект «Развитие АПК».

Необходимо скрупулезно проследить изменения организационно-правовой структуры (управление и реальный владелец), финансового положения, состояние материально-технической базы, динамику численности работающих и их качественный состав, земельный вопрос, проблемы и перспективы развития и др. Обязательно осуществлять привязку к датам: когда именно случилось то или иное событие. При всем этом надо найти причины тех или иных явлений, а также нынешнего состояния.

Если речь пойдет о деревне, то желательно рассмотреть не только ее одну, а муниципальное образование целиком со всеми входящими населенными пунктами. В целом алгоритм будет тот же, что и по отношению к предприятию, но часть параметров будет несколько иной: демографические показатели, динамика численности, миграции, межнациональный состав и отношения, рынок земли и судьба долей и земельных паев, род занятий, материальное благосостояние жителей и досуг, что было построено или разрушено, новые социальные явления типа расслоения, фермерства, предпринимательства, батрачества, пьянства и т.д.

Поскольку речь пойдет о современной истории, основным источником будут, скорее всего, устные, то есть воспоминания. Желательно опрашивать своих родственников или хорошо знакомых, которые будут более откровенны. Воспоминания необходимо начинать с перечисления анкетных данных: фамилии, имени, отчества, даты рождения, мест учебы, занимаемых должностей. Чтобы вызвать откровенность, обеспечив объективность источника, надо сразу обозначить цель расспросов – развитие исторической науки и воссоздание истории аграрных отношений Удмуртии (и сопредельных регионов).

Вторыми по значимости источниками будут письменные, например, делопроизводственная документация, имеющаяся на предприятиях, в администрациях, хозяйствах. В этом случае необходимо обязательно указать источник с подробной его характеристикой: название архива, номера фонда, дела, документа, листов.

Необходимо указывать все используемые источники и ссылки на них. Качественное историческое исследование может позволить преподавателю освободить студента от сдачи экзамена или облегчить ее. Для этого объем научно-исследовательской работы не ограничивается, но она должна быть не меньше 15 печатных страниц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.01 с.)