Отечественная история, социология, политология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная история, социология, политология



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

 

 

Составители:

С.В. Козловский

П.М. Орехов

Л.В. Смирнова

В.С. Сорокина

С.Н. Уваров

И.Б. Черниенко

 

 

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

УДК 94 (47). 32. 316

ББК 63.3

0 82

 

Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2010 г.

 

Рецензент

С.В. Чирков – кандидат педагогических наук, доцент

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, В.С. Сорокина,

С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко – доценты кафедры отечественной

истории, социологии и политологии

 

0 82 Отечественная история, социология, политология:методические указания для самостоятельной работы студентов / Сост.: С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко; под общ. ред. С.Н. Уварова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 36 с.

 

Настоящие методические указания подготовлены коллективом преподавателей кафедры отечественной истории, социологии и политологии Ижевской ГСХА. В него включены материалы, которые помогут студентам в самостоятельной работе при изучении истории, социологии и политологии.

Предназначены для студентов Ижевской ГСХА всех факультетов очной и заочной форм обучения

 

УДК 94 (47). 32. 316

ББК 63.3

 

© Козловский С.В., Орехов П.М., Смирнова Л.В., Сорокина В.С., Уваров С.Н., Черниенко И.Б., сост., 2010.

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение (В.С. Сорокина, С.Н. Уваров)…………................................................ 1. Учебная самостоятельная работа студентов.................……………………… 1.1 Конспектирование лекций (С.Н. Уваров)………………………………... 1.2 Подготовка к практическим занятиям (семинарам) (С.Н. Уваров)……. 1.3 Требования к устному выступлению на семинаре (В.С. Сорокина)…… 1.4 Методические указания к подготовке доклада (И.Б. Черниенко)………. 1.5 Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами (С.В. Козловский)......... 1.6 Методические рекомендации при подготовке к тестированию (И.Б.Черниенко) ……………………………………………………………..... 1.7 Работа со средствами массовой информации (П.М. Орехов)…………… 2. Научно-исследовательская работа студентов ………………………………... 2.1 Методические рекомендации при написании реферата (Л.В.Смирнова) 2.2 Аналитический и историографический обзоры (С.Н. Уваров)………….. 2.3 Историческое исследование (С.Н. Уваров) ……………………………… 2.4 Социологическое исследование (В.С. Сорокина) ………………………. Приложение А ……………………………………………………………..……... Приложение Б ………………………………………………………………….….. Приложение В………………………………………………………………….…...   .….4 ….5 .…5 …..6 …...7 ….8 ....10   …..18 …...20 …22 …22 ...25 …27 …29 …33 ...35 ...35  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые студенты! Значение самостоятельной работы резко возросло в настоящее время. Сейчас она является важнейшей составляющей учебного процесса, без которой невозможна полноценная подготовка квалифицированного выпускника вуза. Современная система образования все больше ориентируется на то, чтобы студент научился самостоятельно находить необходимые учебные материалы. Это нужно в силу следующих причин:

1. Навыки самостоятельной работы позволяют студентам систематически пополнять свои знания.

2. Приобретенные навыки закрепляются на всю жизнь, что очень важно для послевузовской работы, так как современная система образования ориентирована на пожизненное пополнение имеющихся знаний и необходимость их корректировки в связи с постоянным их расширением и новыми открытиями.

3. Умение самостоятельно получать знания формирует целостную, оригинально мыслящую личность, способную отстоять собственную точку зрения и противопоставить ее другой.

4. Овладение навыками самостоятельной работы позволяет постоянно работать над собой, повышать свой интеллект, совершенствовать способы взаимодействия с другими людьми, умело адаптироваться в любой ситуации, быть интересным человеком для окружающих.

Данное издание содержит методические рекомендации к выполнению самых необходимых видов самостоятельной работы, которые разделены на два блока. В первый вошли советы по обращению с разнообразной информацией, что потребуется в учебном процессе при изучении таких дисциплин, как «Отечественная история», «Социология» и «Политология».

Во втором разделе даются рекомендации к проведению научно-исследовательской работы (реферат, аналитический и историографический обзоры, исторические и социологические исследования), предъявляющей повышенные требования к студентам и формирующей особые навыки.

Учебно-методическое пособие рассчитано на широкий круг студентов, стремящихся расширить свои знания, быть в курсе всех происходящих событий, креативных (творческих), мобильных, целеустремленных, постоянно работающих над собой. Научиться самостоятельно работать – это не только умение активно, творчески подходить к изучению и пониманию актуальных вопросов науки, но и возможность постоянно и систематически приобретать навыки, обновляя и внедряя их в практическую деятельность.

 

 

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа представляет собой внеаудиторную деятельность студентов, направленную на овладение программным материалом. Это форма учебного процесса, которая во времени отделена от лекций, семинаров, консультаций, но с ними взаимосвязана, во всех этих видах студент является субъектом учебного процесса. Посещение лекции, выступление на семинаре, изложение проблемы на зачете или экзамене требует логики, осмысления материала. Нужно уметь мыслить, отстаивать свою точку зрения. А это возможно лишь через активную самостоятельную работу.

Конспектирование лекций

Работа над конспектом лекцииявляется начальной стадией самостоятельной работы студента, в ходе которой выясняется общая постановка учебной проблемы. Лекция, закладывая основы знаний, определяет содержание и характер всех видов учебной деятельности. Лекция стимулирует анализ проблем и актуализирует самостоятельное изучение.

Конспект лекции– это краткое изложение или запись ее содержания. Запись лекции – дело индивидуальное. Здесь не может быть общего рецепта, пригодного для всех. У каждого человека свои особенности мышления. Конспектирующий за преподавателем лекции пропускает то, что ему легко воспроизвести по запасу собственных знаний. Вот почему чужой конспект субъективно неполноценен. Только личное присутствие на лекции позволяет зафиксировать в памяти и в дальнейшем, при чтении собственного конспекта, воспроизвести ряд фактов, конкретных примеров.

Можно дать наиболее общие советы конспектирования лекций. Лекции рекомендуется записывать в общей тетради, страницы которой пронумерованы; первые страницы отвести для оглавления, в последующих – оставлять поля для заметок; конспекты лекций следует начинать с записи темы, даты ее проведения, плана. Если в лекции ссылаются на литературу, то надо зафиксировать точные библиографические данные. В конспекте необходимо записывать все новые понятия, обобщения, выводы.

Конспектирование – это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению, но без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит как за счет отбрасывания слов, содержащих второстепенную информацию, так и путем перевода текста на свой язык.

Ведя запись во время лекции, трудно одновременно осмысливать материал, поэтому просто необходимо последующее внеаудиторное изучение лекции. Записанную лекцию дома рекомендуется обработать: уточнить ее содержание, записать на полях дополнительную информацию, свои мысли и замечания. Перед очередной лекцией полезно восстановить в памяти содержание предыдущей. Это поможет глубже осмыслить новый материал.

Хороший конспект лекций – надежное подспорье при подготовке к семинарам, собеседованию, тестированию, экзаменам. Чтобы законспектировать текст, нужно вникнуть в его содержание, с другой стороны, сам процесс конспектирования текста способствует его осмыслению. Конспект помогает запомнить материал, ведь самостоятельно сформулированная фраза запоминается в семь раз быстрее, чем продиктованная.

Очевидно, что качество конспекта зависит и от тишины в аудитории: когда рядом никто не разговаривает, не отвлекает звук мобильного телефона, преподавателя лучше слышно, а мысль успевает за логикой изложения.

Подготовка к практическим занятиям (семинарам)

Семинар (от лат. seminarium – «рассадник») – вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.

Подготовка к той или иной теме семинара невозможна без работы с учебной и научной литературой. В свою очередь она требует сознательного усвоения прочитанного, а не механического заучивания. При этом важно уяснить смысл различных понятий, специальных терминов и схем, понимание сущности которых помогает логическому мышлению. Наиболее эффективный способ творческого усвоения прочитанного – ведение записей. Преимущество этого метода состоит в том, что студент использует не только зрительную, но и двигательную память.

Основные формы записей – план, выписка, конспект. План– наиболее краткая форма записей – перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Приступая к составлению плана, необходимо написать название произведения, его автора (авторов), дату и место издания. План раскрывает логику автора, помогает лучше ориентироваться в произведении, сосредоточить внимание на главных вопросах. Планом удобно воспользоваться при написании реферата, подготовке к экзамену, зачету и т.д.

Выписки – это либо цитаты, т.е. дословное воспроизведение отрывка изучаемого произведения, характерных фактов, статистических данных, либо краткое, близкое к дословному изложение таких мест. Выписки позволяют избежать ошибок и неточностей при воспроизведении оригинала. Вот почему выписка – составная часть конспектов.

Конспект – наиболее совершенная форма записей. При этом нужно отличать конспектирование книг и журналов от конспектирования учебных лекций. Вот некоторые советы, облегчающие конспектирование научной и учебной литературы:

1. Изучение произведения следует начинать с предварительного знакомства с его структурой. Внимательно посмотрите, какие разделы оно содержит, уясните характер и условия его появления. Записывая, связывайте их воедино. Важно научиться пользоваться научно-справочным аппаратом книги: примечаниями, приложениями, указателями. При первом чтении необходимо ознакомиться с произведением в целом, отметить самые существенные места, сделать заметки, составить план конспекта.

2. Приступать к конспектированию можно лишь тогда, когда достигнута полная ясность прочитанного, осознана смысловая связь идей, фактов, понятна логика рассуждений автора. Конспектировать лучше при повторном чтении источника, что позволит избежать повторений, более сжато и содержательно выразить мысли автора. Надо стремиться к тому, чтобы основные положения были записаны словами автора с указанием страницы. Остальной текст можно передать своими словами.

3. Рекомендуется записывать на полях собственные мысли, замечания, дополнения. Для того, чтобы в процессе познания участвовала зрительная память, старайтесь разнообразить шрифты, подчеркивать цветными карандашами главные положения и мысли.

Требования к устному выступлению на семинаре

Выступление может быть двух видов: специально подготовленное и спонтанное, к которому специально не готовятся, но в ходе обсуждения появляется желание дополнить или исправить сказанное кем-то. В обоих случаях требования к устному выступлению одни и те же.

Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами: 1) иметь что сказать: 2) уметь сказать; 3) успеть сказать. Рассмотрим каждое из этих требований.

1) К выступлению нужно готовиться заранее, подбирая соответствующий материал с использованием разных источников. При этом следует выделить основную мысль. Она не должна затеряться во множестве произносимых фраз. Если вы хотите выступить по большому вопросу, где будет несколько проблем, то лучше всего составить план. Это для того, чтобы вы от волнения не сбились, не перепутали последовательность изложения материала. Если нарушается последовательность, то выступление может быть бездоказательным, без соблюдения логики и, возможно, не совсем понятным для окружающих. В данном случае теряется восприятие всей проблемы в целом. Такое выступление будет состоять из отдельных фрагментов, мало связанных между собой.

Если вы выступаете, основываясь на своих записях, то следует соблюдать следующие правила:

а) Конспект не должен быть написан мелким почерком от края до края страницы. В противном случае вы сами не сможете быстро найти нужный вам материал.

б) В конспекте должны быть выделены «красные» строки, отделяющие одну мысль от другой, четко выделены цифры, даты. Лучше будет, если вы воспользуетесь разными цветами авторучки, подчеркивая и обозначая нужные факты специальными знаками. Это необходимо для того, чтобы вы, опустив взгляд на страницу, сразу нашли нужную вам дату, слово, факт.

в) Слева от текста лучше оставлять поля. Это делается для того, чтобы вы могли делать на них записи, которые будут дополнять и соответствовать тому материалу, который записан на данной странице. Это дополнение вы не потеряете, не перепутаете с другими фактами и будете знать, к какому вопросу оно относится. Сделанный вами план или конспект должен работать на вас, а не против вас.

2) За небольшой промежуток времени вы должны сказать то, что наметили и должны сделать это так, чтобы все вас услышали и поняли. Поэтому выступление должно быть кратким, емким, живым. Вы должны говорить громко, четко, правильно делать ударения, знать смысл произносимых слов. Если встречаются трудные для вас слова, то следует потренироваться заранее, но добиться их правильного произношения.

3) На практических занятиях следует подумать о том, чтобы дать возможность высказаться всем желающим. А это возможно только в том случае, если вы хорошо подготовитесь к выступлению с соблюдением всех рекомендаций.

Длинные паузы и чтение текста не допустимы. В конспект можно только взглянуть, чтобы найти нужное место, где вы остановились и, не задерживаясь, продолжить выступление. После каждого выступления делается вывод, в котором подводится итог по конкретной проблеме или вопросу.

Студенты вуза должны научиться рассказывать так, чтобы их слушали и понимали. Постоянная работа над собой может дать хорошие результаты. Самый лучший результат – когда высказанная вами мысль дошла до ума и сердца ваших слушателей.

1.4 Методические указания к подготовке доклада

Доклад на практических занятиях (семинарах), конференциях представляет собой одну из важных форм учебной и научно-исследовательской работы студента. Именно в ходе подготовки доклада у студента вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления, умение анализировать и систематизировать многочисленную информацию, поставляемую учебными и научными изданиями, периодикой, средствами массовой информации. Кроме того, опыт публичных выступлений позволяет студенту сформировать ряд коммуникативных качеств, таких как умение четко и доступно излагать свои мысли, делать выводы, наличие яркой и образной речи и других, без которых невозможно активное и успешное продвижение по карьерной лестнице молодого специалиста.

Подготовка доклада требует углубленного изучения сообщаемой темы, обращения к специальной литературе, справочному аппарату. В связи с этим работа над докладом предполагает прохождение следующих этапов:

1. Выбор темы доклада. В ходе практических занятий выбор происходит в зависимости от предложенных преподавателем вопросов, имеющихся в методическом пособии тем или от собственных интересов студента. В научной работе выбор соответственно зависит от сферы научных интересов студента.

2. Постановка цели доклада. Формулирование цели работы необходимо для определения направления поиска необходимой литературы и разработки структуры доклада. Строго говоря, цель – это мысленное предвосхищение желаемого результата деятельности. Поэтому постановка цели должна максимально совпадать с названием темы доклада. В устном выступлении сообщение цели обязательно должно начинаться со слов: «В своем докладе я хочу рассказать о...», «Целью моей работы было…».

3. Подбор необходимой литературы по теме. Работа с литературой состоит из системного подбора книг и последующего изучения содержащихся в них материалов, в результате чего корректируется название темы и формулировка целей работы. Желательно использовать для подготовки доклада не менее трех наименований источников, что должно продемонстрировать умение студента сопоставлять и анализировать литературу. При подборе литературы следует обязательно предусмотреть использование публикаций в научных журналах, поскольку в них можно найти самый свежий материал по теме.

4. Определение структуры доклада. Этот пункт завершает подготовительную работу для написания текста доклада и должен содержать все, что можно предвидеть. Структура представляет собой краткий тезисный конспект того, что выносится в сообщение. Обязательными компонентами являются собственные выводы и список использованной литературы.

5. Работа над текстом доклада. Прежде всего, необходимо помнить, что время доклада ограничено. Поэтому следует отбирать только наиболее важный материал. Как правило, это развернутый тезис из конспекта-структуры и его доказательство или примеры. При этом необходимо избежать «разорванности» текста, одно должно плавно вытекать из другого, соответствовать логической линии доклада. Это особенно важно при работе с несколькими источниками.

Доклад не должен быть перегружен точными цифрами; важно, чтобы они сопровождались относительными цифрами. Например: «Потомственный пролетариат в начале XX века составлял 2,8 млн. человек, т.е. 30 % от всего числа рабочих».

Следует выяснить значение всех новых понятий, встречающихся в докладе, и уметь их объяснить. В конце доклада необходимо четко сформулировать выводы, которые соответствуют поставленным задачам и обобщают изложенный материал.

 

Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами

Без Всемирной электронной сети Интернет уже невозможно представить полноценное обучение. Данные рекомендации предназначены для студентов, использующих Интернет для подготовки к семинарским занятиям и экзаменам, при выполнении различных видов самостоятельной работы.

 

Историческое исследование

Научно-исследовательская работа студентов на кафедре отечественной истории, социологии и политологии является важной составной частью научного направления кафедры «Современная аграрная история Удмуртии», поскольку оказывает существенную помощь в изучении истории аграрной сферы и развитии науки Удмуртии. Одновременно она формирует чувство уважения и любовь к сельскому хозяйству Удмуртии, вырабатывает ответственность за состояние в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики, профессионально ориентирует будущего специалиста.

Студенческие исследования являются тем источником информации, который ляжет в основу научных трудов по современной аграрной истории нашей республики и сопредельных регионов. Поэтому участвующие в этой работе студенты должны со всей ответственностью отнестись к ней и провести ее по всем правилам исторической науки, к которым относятся: постановка цели и определение задач, использование разнообразного круга источников, проверка их объективности, связное и логичное построение текста, подведение результатов и выводов.

Каждый студент I курса Ижевской ГСХА может внести свой вклад в развитие исторической науки Удмуртии, изучив недавнее прошлое деревни, села, района (хозяйства, предприятия АПК), где проживает (работает) он сам, его семья или родственники, а затем представить результаты своего труда в оформленном виде. Важно ограничить временные рамки предмета исследования. В целях максимальной эффективности научной работы кафедры существенным условием будет исследование развития сел, деревень, хозяйств, предприятий АПК Удмуртии второй половины ХХ века. Кафедра отечественной истории, социологии и политологии предлагает студентам выполнить одну из следующих тем:

1) «История моей деревни (села, поселка)»;

2) «История моего хозяйства (предприятия АПК)»;

3) «Сельское хозяйство Удмуртии – перспективы развития»;

4) «История лесного хозяйства Удмуртии».

В проводимом исследовании необходимо проследить наглядные изменения, произошедшие за указанный период, а также указать проблемы, стоящие в настоящий момент перед тем предприятием, той деревней, где работает или живет студент (его родственники).

Сначала необходимо с формальной стороны описать объект исследования, о котором пойдет речь. Если это хозяйство, то нужно указать название, район, занимаемую площадь, географическое расположение, количество работников, специализацию и т.д. Затем следует описать положение хозяйства, предшествовавшее описываемому (например, в середине ХХ века): материально-техническую базу, финансовое состояние, выполнение плановых показателей, кто возглавлял, каким он был руководителем и как к нему относились, кадровый состав, что было сделано, настроения людей и т.д.

Это будет та база, та точка отсчета, от которой надо будет двигаться к нашим дням, поэтапно прослеживая изменения в описанных характеристиках: сталинский период, каким было состояние и развитие в хрущевское время, как проявился «застой», что дала перестройка 1985-1991 гг., как хозяйство пережило радикальное реформирование 1990-х гг., что происходит сейчас, и какую роль сыграл национальный проект «Развитие АПК».

Необходимо скрупулезно проследить изменения организационно-правовой структуры (управление и реальный владелец), финансового положения, состояние материально-технической базы, динамику численности работающих и их качественный состав, земельный вопрос, проблемы и перспективы развития и др. Обязательно осуществлять привязку к датам: когда именно случилось то или иное событие. При всем этом надо найти причины тех или иных явлений, а также нынешнего состояния.

Если речь пойдет о деревне, то желательно рассмотреть не только ее одну, а муниципальное образование целиком со всеми входящими населенными пунктами. В целом алгоритм будет тот же, что и по отношению к предприятию, но часть параметров будет несколько иной: демографические показатели, динамика численности, миграции, межнациональный состав и отношения, рынок земли и судьба долей и земельных паев, род занятий, материальное благосостояние жителей и досуг, что было построено или разрушено, новые социальные явления типа расслоения, фермерства, предпринимательства, батрачества, пьянства и т.д.

Поскольку речь пойдет о современной истории, основным источником будут, скорее всего, устные, то есть воспоминания. Желательно опрашивать своих родственников или хорошо знакомых, которые будут более откровенны. Воспоминания необходимо начинать с перечисления анкетных данных: фамилии, имени, отчества, даты рождения, мест учебы, занимаемых должностей. Чтобы вызвать откровенность, обеспечив объективность источника, надо сразу обозначить цель расспросов – развитие исторической науки и воссоздание истории аграрных отношений Удмуртии (и сопредельных регионов).

Вторыми по значимости источниками будут письменные, например, делопроизводственная документация, имеющаяся на предприятиях, в администрациях, хозяйствах. В этом случае необходимо обязательно указать источник с подробной его характеристикой: название архива, номера фонда, дела, документа, листов.

Необходимо указывать все используемые источники и ссылки на них. Качественное историческое исследование может позволить преподавателю освободить студента от сдачи экзамена или облегчить ее. Для этого объем научно-исследовательской работы не ограничивается, но она должна быть не меньше 15 печатных страниц.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

АЗБУКА ДЛЯ СТУДЕНТА

 

Дорогие студенты! Впереди – увлекательная и интересная студенческая жизнь, много новых встреч, важных событий, удивительных открытий, но прежде всего – годы упорной и напряжённой учёбы. Азбука для студентов поможет освоить новые понятия и реалии, с которыми вы встретитесь, поступив в высшее учебное заведение; станет надёжным помощником на протяжении всей студенческой жизни.

АКАДЕМИЯ – высшее учебное заведение, в которой ведётся подготовка по широкому спектру направлений и специальностей, преимущественно в одной из областей науки, экономики или культуры, например, медицинская академия, сельскохозяйственная академия и т.д.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРУППА – группа студентов, в которой обучается, как правило, 25-30 человек.

ВУЗ (высшее учебной учреждение) – это образовательное учреждение, в котором готовятся специалисты высшей квалификации для различных отраслей экономики, культуры и государственного управления.

ГОС (государственный образовательный стандарт) – это документ, который устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ по всем специальностям и направлениям; требования к уровню подготовки выпускников и т.д.

ДЕКАН – руководитель факультета.

ДИПЛОМ – документ установленного образца, свидетельствующий об окончании высшего учебного заведения.

ДОКЛАД – устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей.

ЗАЧЁТ – форма проверки успешного выполнения студентами лабораторных, практических работ, усвоение учебного материала семинарских занятий, учебных заданий практики, а также выполнения курсовой работы.

ЗАЧЁТНАЯ КНИЖКА – документ студента, в который заносятся записи обо всех сданных студентом зачётах, экзаменах, курсовых и т.д., за весь период его обучения в вузе.

ЗАЧЁТНАЯ НЕДЕЛЯ – период, когда студенты сдают зачёты по дисциплинам, изучение которых закончено в данном семестре.

КАФЕДРА – основное объединение научно-преподавательского состава по одной или нескольким родственным дисциплинам в вузе.

КОЛЛОКВИУМ (от лат. «собеседование») – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена.

КОНСУЛЬТАЦИЯ (от лат. «совещаться», «советовать») – вид учебных занятий, проходящий в форме беседы студентов с преподавателем.

ЛЕКЦИЯ (от лат. «чтение») – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определённого раздела конкретной науки и учебной дисциплины.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ – это издание, содержащее практические рекомендации по какому-либо вопросу.

НАУЧНАЯ РАБОТА – составляющая образовательной программы; обоснованный научными методами результат исследования.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – форма учебной работы, ориентированная на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях.

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ – преподаватели высшего учебного заведения.

ПРОРЕКТОР – заместитель ректора.

РЕКТОР – руководитель, который стоит во главе вуза.

СЕМЕСТР – период обучения, половина учебного года. Завершается сдачей зачетов и экзаменов.

СТАРОСТА – руководитель академической группы.

СТИПЕНДИЯ – денежное пособие, размер которого устанавливается федеральным законом для студентов.

СТУДЕНЧЕСКИЙ БИЛЕТ – документ, который подтверждает, что человек является студентом вуза.

СТУДЕНТ (от лат. «усердно работающий, занимающийся») – человек, обучающийся в вузе.

УЧЕБНИК – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки; основной и ведущий вид учебной литературы.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ – учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

ФАКУЛЬТЕТ – структурное подразделение образовательной и научной деятельности вуза, где готовятся, как правило, специалисты по родственным специальностям и направлениям.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ – помещение, где студент самостоятельно работает со специальной учебной и научной литературой.

ЭКЗАМЕН – оценка качества усвоения студентом теоретических знаний той или иной учебной дисциплины.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ – период, завершающий семестр, когда студенты сдают экзамены по изученным дисциплинам.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления титульного листа реферата

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ РЕФЕРАТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (Название реферата)   Проверил: ________________ Выполнил: студент ___ курса специальность ____________ группа ___________________ Ф.И.О. ___________________   Ижевск 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец оформления списка литературы

· Если один автор: Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М., 1998. – 444 с.

· Если два автора: Бушуев, С.В. История государства Российского. В 2-х кн. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. – М., 1991. – 542 с.

· Если три автора: Репина, Л.П. История исторического знания: пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – М., 2004. – 288 с.

· Если статья из журнала: Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1. – С. 76-87.

· Если статья из сборника трудов: Думин, С.В. «Откуда есть пошла русская земля?» / С.В. Думин, А.А. Турилов // История Отечества: люди, идеи, решения / Сост.: С.В. Мироненко. – М.: Политиздат, 1991. – С. 7-33.

 

 

Учебное издание

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

 

 

Составители:

С.В. Козловский

П.М. Орехов

Л.В. Смирнова

В.С. Сорокина

С.Н. Уваров

И.Б. Черниенко

 

 

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

УДК 94 (47). 32. 316

ББК 63.3

0 82

 

Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2010 г.

 

Рецензент

С.В. Чирков – кандидат педагогических наук, доцент

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, В.С. Сорокина,

С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко – доценты кафедры отечественной

истории, социологии и политологии

 

0 82 Отечественная история, социология, политология:методические указания для самостоятельной работы студентов / Сост.: С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко; под общ. ред. С.Н. Уварова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 36 с.

 

Настоящие методические указания подготовлены коллективом преподавателей кафедры отечественной истории, социологии и политологии Ижевской ГСХА. В него включены материалы, которые помогут студентам в самостоятельной работе при изучении истории, социологии и политологии.

Предназначены для студентов Ижевской ГСХА всех факультетов очной и заочной форм обучения

 

УДК 94 (47). 32. 316

ББК 63.3

 

© Козловский С.В., Орехов П.М., Смирнова Л.В., Сорокина В.С., Уваров С.Н., Черниенко И.Б., сост., 2010.

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение (В.С. Сорокина, С.Н. Уваров)…………................................................ 1. Учебная самостоятельная работа студентов.................……………………… 1.1 Конспектирование лекций (С.Н. Уваров)………………………………... 1.2 Подготовка к практическим занятиям (семинарам) (С.Н. Уваров)……. 1.3 Требования к устному выступлению на семинаре (В.С. Сорокина)…… 1.4 Методические указания к подготовке доклада (И.Б. Черниенко)………. 1.5 Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами (С.В. Козловский)......... 1.6 Методические рекомендации при подготовке к тестированию (И.Б.Черниенко) ……………………………………………………………..... 1.7 Работа со средствами массовой информации (П.М. Орехов)…………… 2. Научно-исследовательская работа студентов ………………………………... 2.1 Методические рекомендации при написании реферата (Л.В.Смирнова) 2.2 Аналитический и историографический обзоры (С.Н. Уваров)………….. 2.3 Историческое исследование (С.Н. Уваров) ……………………………… 2.4 Социологическое исследование (В.С. Сорокина) ………………………. Приложение А ……………………………………………………………..……... Приложение Б ………………………………………………………………….….. Приложение В………………………………………………………………….…...   .….4 ….5 .…5 …..6 …...7 ….8 ....10   …..18 …...20 …22 …22 ...25 …27 …29 …33 ...35 ...35  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые студенты! Значение самостоятельной работы резко возросло в настоящее время. Сейчас она является важнейшей составляющей учебного процесса, без которой невозможна полноценная подготовка квалифицированного выпускника вуза. Современная система образования все больше ориентируется на то, чтобы студент научился самостоятельно находить необходимые учебные материалы. Это нужно в силу следующих причин:

1. Навыки самостоятельной работы позволяют студентам систематически пополнять свои знания.

2. Приобретенные навыки закрепляются на всю жизнь, что очень важно для послевузовской работы, так как современная система образования ориентирована на пожизненное пополнение имеющихся знаний и необходимость их корректировки в связи с постоянным их расширением и новыми открытиями.

3. Умение самостоятельно получать знания формирует целостную, оригинально мыслящую личность, способную отстоять собственную точку зрени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.145.12.28 (0.185 с.)