Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение дневников как исторического источникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оригинальные дневниковые записи не есть нечто цельное. Мысли авторов разрозненны, хаотичны, не пронизаны какой-то одной идеей. В отличие от мемуаров они вообще не претендуют на объективное освещение прошлого, а выступают как степень осознания автором собственного «Я» в системе межличностных и общественных отношений. Это следует рассматривать в качестве ведущего признака при определении ценности данного источника и его места в ряду других при использовании в конкретно-исторических исследованиях. Дневники более раскованны. В них меньше прослеживается идеологическая заданность. Более того, на их основе можно изучать, как те или иные идеологические установки преломляются в обыденном сознании. Ценность дневников для исследователя выступает как исторически подвижная категория. Дневники как источник дают возможность историку изучать конкретные исторические личности с их индивидуальными особенностями, через которые проявляются взгляды, уровень культуры, а специфика изложения событий проявляется в субъективном восприятии личностью отдельных моментов истории. В дневнике содержится немало фактов, обычно отодвигаемых в темный угол исторического познания. Наконец, крайне важно, что дневники, в отличие от большинства воспоминаний, пишутся языком, синхронным событию. Язык времени — вещь ненамеренно присутствующая в дневниках, но обязательная для реконструкции эпохи в широком смысле слова и придающая сообщаемым фактам столь необходимую дискурсивную Органичность.
Публикация дневников Число опубликованных дневников не так велико, как мемуаров. Да и по своему происхождению дневники и дневниковые записи чаще не предназначены для публикации. Тем не менее в печати XX в. нашел отражение в дневниках представителей разных общественных групп: от царя и царицы, ученых и деятелей культуры, представителей большевистской элиты до рядового рабочего и крестьянина. Обычно дневниковые записи при издании подвергаются правке. Внесение позднейших уточнений, пояснений при публикации дневников отнюдь не безобидное занятие. Вообще, вопрос о подготовке научной публикации дневников, включая их комментирование, остается крайне актуальным. Есть два типа публикации дневников — научные и популярные (научно-популярные). Научные публикации отличаются археографической проработкой источников, подробными комментариями, указателями и др. В них обязательно указываются возможные изъятия, стилистическая и иная правка по сравнению с оригиналом рукописи, место, где хранится сама рукопись и др.. От популярных публикаций этого ожидать не стоит. Степень полноты воспроизведения рукописи дневников при публикации может быть различной — полная, выборочная, частичная, отрывочная. При этом полнота публикации текста может зависеть от объективных (ограниченный объем журнала) и субъективных причин: политическая конъюнктура, этические моменты, заинтересованность научной и литературной общественности в определенной личности или тематике, политическая и научно-художественная ценность дневников и т. д. В 1920—30-е годы в стране в основном издавались дневники активных участников революции и Гражданской войны, социалистического строительства235. В них внимание было обращено на описание героизма, доблестных побед, пафоса созидания и т. д.236. Публиковались дневники писателей, которые были на стороне большевиков237. Встречавшиеся в записях факты о негативных явлениях советской действительности не афишировались, опускались или квалифицировались как вымыслы враждебных элементов. Что касается публикации дневников «бывших», то с целью наглядного доказательства степени разложения царского режима они издавались в основном в извлечениях. В 1920-е годы в этом отношении особенно много делал журнал «Красный архив». Например, выдержки из дневника Николая II, в советские годы открыто демонстрировавшегося на экскурсиях в ЦГАОР СССР (ныне ГАРФ), действительно не оставляли сомнений в «серости» личности последнего российского императора. В целом же дневников в советские годы публиковалось немного, да и те, как правило, в сокращении. Многие дневниковые записи, в том числе изданные в свое время за рубежом (среди наиболее известных — серия «Архив русской революции»), стали достоянием общественности начиная с периода перестройки. В 1990 г. в издательстве ЦК КПСС «Правда» вышли в свет дневники М.М. Пришвина238. Годом же ранее его записи за 1930 г. были опубликованы в журнале «Октябрь»239. Их сравнение показывает, что правдинская публикация вышла с серьезными купюрами. Записи Пришвина о Сталине показались правдинским редакторам «не существенным» и были в итоге исключены: «Вчера нащупалось: с самых разных противоположных сторон жизни поступают свидетельства о том, что в сердце предприятия советского находится авантюрист и главное зло от него в том, что «цель оправдывает средства», а человека забывают», «...узкий путь «генеральной линии» — единственный, по которому революция может двигаться вперед; это путь личной диктатуры и войны. Можно думать, что личная диктатура должна завершить революцию неизбежно, потому что, как из множества партий у нас после падения царизма в конце концов взяла верх одна и уничтожила все другие, — так точно и внутри партии происходит отбор личностей, исключающий одного, другого до тех пор, пока не останется личность одна»240. Дневники Пришвина не вписывались в созданный в СССР лакированный образ писателя — «певца природы», далекого от политики. К сожалению, и сегодня, хотя вроде бы уже нет никакой цензуры, но, видимо, бессмертна идея партийности литературы, согласно которой всегда должна быть инстанция, говоря словами самого Пришвина, «умнее писателя, направляющая его полет в желательную сторону». Важно отметить мужество писателя. Дело в том, что многие авторы в явной или тайной надежде на последующую публикацию дневника хотят предстать перед читателем не в домашнем «халате», а «при полном мундире», старательно «припудривая» как собственную внешность, так и свои оценки исторической действительности. Пришвин же, не скрывая своей заинтересованности в публикации дневников, не предпринимал усилий, дабы скрыть явно «непроходимые» по цензурным причинам страницы. Он надеялся, что настанут времена, когда написанное им станет достоянием общества. И не ошибся. В 1990-е годы интерес к дневникам по истории 1930-х годов существенно возрос. Заметно расширился и круг ставших достоянием специалистов источников. Историографическим событием стал выход в 1995 г. в США под названием «Интимность и террор. Советские дневники 1930-х гг.» единственной в своем роде публикации, объединившей дневники советских граждан этого времени, в основном деятелей культуры241. Следует отметить работы уже упомянутого Й. Хеллбека242. Отдельную строку в истории советской мемуаристики занимает военный период, хотя дневниковых записей сохранилось сравнительно немного. Один из наиболее ярких источников о повседневной жизни москвичей в наиболее тяжелый период с момента начала войны до конца октября 1942 г. — дневник историка и краеведа М.И. Смирнова243. Его пунктуальные ежедневные записи носят характер глубоко личных впечатлений и переживаний очевидца, осознающего свою профессиональную ответственность сохранить для будущих поколений «неприглаженные» детали, приметы военной Москвы и эмоциональный настрой людей. В отличие от тыла в действующей армии по понятным причинам запрещалось вести дневники. Однако запреты нарушались. Несколько проще было офицерам, еще проще — фронтовым военным корреспондентам. Находясь на различных фронтах в качестве военных корреспондентов, писатели и журналисты вели дневниковые записи, издавая их затем в газетах, журналах, в сборниках244. Такие записи, например, сохранились у К. Симонова. Б. Полевой писал в предисловии к публикации собственных военных дневников, что, будучи на фронте, «в свободные часы по старой привычке вел что-то вроде дневников». Именно из этих чаще отрывочных записей шагнули потом в литературу герои таких книг, как «Повесть о настоящем человеке», «Мы — советские люди», «Доктор Вера» и др. Но дневники при этом не потеряли и самостоятельного значения, поскольку способны «показать, как видели и воспринимали события фронтовики — солдаты и офицеры в те дни, когда бушевала война»245. Послевоенный период не оставил заметного следа в деле публикации дневников. Их было издано сравнительно немного246. В этой связи трудно переоценить, например, записи журналиста Д.А. Левоневского, сделанные им сразу же после заседания в ЦК ВКП(б) 15 августа 1946 г. по поводу постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», принятого накануне247. Эти записи — один из немногих документов, позволяющих воссоздать обстановку, в которой принималось то печально знаменитое постановление, и первую реакцию на него общественности. Можно выделить публикации из дневников деятелей культуры в издававшихся ЦГАЛИ в 1980-е годы сборниках «Встречи с прошлым». В настоящее время не прекращается мемуарный публикаторский бум, начавшийся с конца 1980-х годов. Активно публикуются дневники и воспоминания, основанные на дневниковых записях, в том числе литераторов, историков, деятелей «белого» движения (в основном уже изданные ранее за рубежом), политиков и журналистов — по современной истории России. Событием можно назвать издание обширного дневника A.M. Коллонтай — одной из ярких фигур большевистского руководства248. Охватывающий значительный хронологический отрезок времени (1922—1940 гг.), двухтомник характерен тесным переплетением служебной (главным образом, дипломатической) информации, зафиксированной автором, и сугубо личных впечатлений, переживаний, комментариев, уникальных деталей советской политической «кухни», описаний встреч со Сталиным, Чичериным, Молотовым и др. На дневнике Коллонтай, безусловно, лежит отпечаток времени его создания. Автор завещала опубликовать дневник к 100-летию со дня рождения (т. е. в 1972 г.), но он продолжал еще несколько десятков лет храниться в архивном спецхране.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.15.90 (0.01 с.) |