Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонодокументы как исторический источникСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотрение специфических черт ФоД также требует четкой трактовки этого понятия. Анализ показывает, что термин «фонодокумент» практически отождествляется по смыслу с понятием «звукозапись». Строго разграничивая эти понятия, мы рассматриваем звукозапись, прежде всего, как процесс документирования явлений и объектов посредством определенной системы записи и воспроизведения звуковой информации. Из этого вытекает, что звукозапись трактуется в двух органически связанных качествах: как процесс и как его результат. Термин же «фонодокумент» по своей природе однозначен, он используется для обозначения звукового документа, полученного посредством какой-либо системы записи звуковой информации. ФоД в отличие от кино- и фотодокументов, которые предоставляют в распоряжение исследователей наглядные, зримые образы, воздействуют на сферу воображения и способность человеческого мозга мысленно воссоздавать зрительные образы действительности. Передача содержащейся в ФоД информации осуществляется исключительно в звуковой форме. Сочетание в ФоД трех основных компонентов — речи, музыки, шумов — и четвертого, обеспечивающего паузу в контексте определенной акустической обстановки, предоставляет исследователю разнообразную по характеру и содержанию информацию. В этом состоит основная ценность ФоД как исторических источников. Выделяя речь в качестве главного, наиболее существенного компонента ФоД, следует отметить не только ее значение для определения смыслового содержания документа, но и ее выразительные и информационные черты. Вместе с тем нельзя недооценивать художественную и эстетическую значимость музыкального компонента, получившего в последние годы дальнейшее развитие в связи с интенсивностью музыкальной диффузии в обществе, а также шумов (прежде всего событийного и фонового характера), имеющих место на торжественных и других мероприятиях, в производственных процессах и др. Уже в мифологии находим упоминание о том, что слово написанное и слово звучащее неравнозначны, ибо важно не только то, что сказано, но и как сказано. Именно этот тезис, характеризующий звукозапись как документ, обладающий не меньшей силой эмоционального и ассоциативного воздействия, чем кино-, фотодокументы, является отправным при выделении наиболее существенных специфических признаков звуковых документов как исторических источников. Первая группа этих признаков непосредственно связана с особенностями систем записи звуковой информации (механической, оптико-фотографической и магнитной), обладающих способностью, особенно последние, закрепить на материальном носителе информации многозвучие реальной жизни. Необходимо также учитывать различную степень емкости информации, обусловленной особенностями носителя информации. Здесь взаимосвязь между носителем и информативностью документов вполне очевидна. Вторая группа определяется особенностями процесса фонодокументирования, а также техническими и художественными качествами записи звуковой информации. При характеристике признаков данной группы необходимо иметь в виду, что для ФоД характерно восприятие как прямой информации, идущей непосредственно от объекта записи, так и отраженной. Соотношение прямой и отраженной информации, фиксируемой в ФоД, постоянно изменяется, что связано с акустической обстановкой. Исходя из этого, можно говорить в более широком плане о понятии акустической атмосферы, предопределяющей во многом информативность, смысловую и эмоциональную глубину, художественно-выразительные качества, характер и значимость фонодокументов. Самостоятельной следует назвать группу признаков, дающих возможность установить степень важности интонации в регистре записанной на пленку речи (голосовые данные говорящего, дикция, тембр голоса и др.). Как известно, интонация раскрывает смысл содержательной стороны речи, делает ее убедительной, многозначной и доступной. Изучение этих признаков при работе с ФоД носит многоаспектный характер. С внешней точки зрения исследователь четко определяет эмоциональный уровень интонации (живая, приподнятая и т. д.). С другой стороны, перед исследователем открывается внутренний мир говорящего, выражающийся в его психологическом и эмоциональном настрое, темпе речи, движении высоты и силы голоса и др., в контексте с коммуникатором. Принимая во внимание эти факторы, следует учитывать существенное различие в восприятии звуковой речевой информации в реальной жизни и посредством прослушивания фонограммы. Следующая группа признаков характеризует назначение и особенности монтажа при подготовке радиопередач и других видов ФоД. Как и в работе с КД, монтажное мышление с различной степенью интенсивности и творческого проявления присуще радиожурналистике, начиная с организации передач до их завершения. В процессе прослушивания материала осуществляется осмысленный отбор наиболее важных по смыслу и ярких в эмоциональном отношении документов. Отображенный массив составляет ядро будущей передачи. Авторское вмешательство в интерпретацию материала очевидно и выражается в некотором, а иногда существенном, изменении порядка мыслей или порядка слов, в редактировании и правке письменного текста, определении меры гармонии шумов, музыки, речи в окончательной структуре произведения. Все названные выше основные признаки ФоД как исторических источников взаимосвязаны и позволяют в совокупности выявить и оценить степень соответствия действительности ее отражению в звуковой форме. Принимая их за основу, можно сформулировать общее представление о понятии ФоД как документе, содержащем звуковую информацию о событиях, явлениях и фактах реальной действительности, полученную в результате механической, фотографической или магнитной систем звукозаписи. КФФД как гиперсистема Эти и другие представления в единстве формы и содержания источников делают необходимым высказать некоторые соображения относительно рассмотрения КФФД в качестве современной документальной системы с учетом структурных, видовых и семантических свойств, характерных для КФФД в целом как гиперсистемы и каждого из этих видов документации в отдельности. Исходя из изучения современных документальных систем, создаваемых в сфере управления, научно-технического документирования, высшего образования и др., предполагается в качестве основных критериев для отнесения КФФД к самостоятельной системе считать достаточно устойчивую форму этих документов (это особенно характерно для законченных производством произведений), наличие в их структуре постоянных атрибутов — определенного формуляра с соответствующим набором реквизитов, видовое и жанровое разнообразие документов и возможность систематизации их по происхождению. КФФД как гиперсистема вмещает в себя по сути дела несколько крупных массивов документации: с одной стороны, изобразительную, звуковую и аудиовизуальную, с другой — целый комплекс письменных документов, имеющих к созданию, содержанию и техническим аспектам первой группы документации непосредственное отношение. Эта документальная система, способная выступать в качестве исторического источника, произведения искусства, юридического доказательства или свидетельства, обладает широким спектром политических, социальных и других функций, что находит свое подтверждение в использовании информации, заключенной в КФФД, в сфере массовой коммуникации, управления, производства, научно-прикладных исследований, преподавания, криминалистике и др. В отличие от таких унифицированных систем, как управленческая документация, КФФД и текстовая сопроводительная документация к ним не подлежат строгой регламентации, что открывает определенный простор для произвольного оформления документов. Будучи в основе своей документацией творческого характера, КФФД создаются учреждениями, организациями различного профиля и подчиненности и отдельными лицами. Они содержат в своем оформлении самый разнообразный по характеру и информационной насыщенности набор реквизитов (например, в титрах для кинодокументов и надписях для фотодокументов): обозначение авторства, даты и места создания документа; его название и краткое описание; характеристику носителя информации, время и место изготовления, технические и другие параметры, расположенные произвольно, согласно принятой в каждом учреждении или организации форме документа. Вместе с тем трактовка КФФД как гиперсистемы с указанными выше особенностями вовсе не исключает, а, напротив, предполагает выделение внутри нее трех вполне самостоятельных документальных систем — соответственно кино-, фото-, фонодокументации, каждая из которых характеризуется сложившимися формами, видовыми, жанровыми и другими признаками. Проблемы классификации КФФД Генетическое сходство и различие данных систем, специфика их построений, многообразие форм проявлений требуют рассмотрения их с источниковедческих позиций. Отправным моментов в дальнейшем изучении этих систем в данном аспекте может служить всесторонняя классификация кино-, фото-, фонодокументации в целях унификации и стандартизации всей совокупности документов, входящих в состав указанных систем. Наиболее крупным классификационным понятием применительно к КФФД выступает такая весьма распространенная категория как тип исторического источника. Основным критерием для определения типологии К. служит способ кодирования информации, принципы их хранения и специфические черты КФФД как исторических источников. Исходя из этого, КД необходимо отнести к изобразительным (немое кино) и аудиовизуальным (звуковое кино), ФД — к изобразительным и ФоД — к звуковым источникам. Таким образом, мы располагаем тремя типами исторических источников, отличающихся различием формы и содержания в отображении действительности, что влияет на определение ценности этих источников, методики их источниковедческого анализа. Вторая классификационная единица может быть представлена в виде рода КФФД. Родовые отличия КФФД выражаются в четком их разграничении на документальные, научные, игровые (художественные) и др. Деление КФФД на роды вытекает из объективных, присущих именно этим источникам особенностей, связанных с процессом кинофотофонодокументирования и сложившейся практики создания этих документов посредством съемки или записи реальных событий действительности (документальные), популяризации научных и научно-технических достижений (научные) и использования актерской игры и соответствующих художественных средств выражения (игровые и художественные КФФД). Следующей классификационной единицей, предполагающей деление КФФД по назначению с учетом формы организации снятого или записанного материала можно считать группировку этих источников на три больших вида: официальные, творческие и личного происхождения. Первый вид КФФД представлен официальной документацией и включает в себя кинотелехронику и специальные кинотелевыпуски (кинодокументы), событийные съемки (фотодокументы), информационное радиовещание (фонодокументы). Особую категорию КФФД составляют кинопублицистика в виде фильмов, отдельных кинотелесюжетов (кинодокументы) или целых собраний, фотоочерки, портреты, пейзажи (фотодокументы) и радиопередачи (фонодокументы). К третьему виду относятся все КФФД, созданные или собранные кинофотолюбителями, коллекционерами, филофонистами и др. Видовой признак КФФД является по сути дела отправным для дальнейшей их классификации. Виды КФФД, сложившиеся в кинематографе, фотографии, радиовещании и телевидении, подразделяются также и на несколько разновидностей, представление о которых необходимо для источниковедческой критики. Для определения основных разновидностей КФФД целесообразно использовать их группировку по генетическому, тематическому, структурно-типизационному и другим признакам. Генетический подход к классификации КФФД позволяет четко разграничить все создаваемые документы по хронологии, объекту и месту съемки или записи, авторству, исполнителям и др. Вполне объясним тематический подход, дающий возможность получить достаточно полное представление о составе и содержании выделенных для исследования КФФД. Важнейшая роль в источниковедческой практике отводится и другим сугубо формальным признакам, на основании которых КФФД разграничиваются по носителям информации (кинофотопленка, стекло, бумага, видеолента и др.), их размеру, цветности и др. Знание технических, изобразительных и звуковых характеристик физико-химического состояния, технологии создания КФФД значительно углубляет наше представление о внешних свойствах этих Исторических источников. Данная классификационная схема вовсе не исчерпывает все известные типы, роды, виды и разновидности КФФД. Ее основу составляют наиболее характерные категории КФФД, с помощью которых возможно осуществить исторические исследования с использованием этих источников с целью раскрытия познавательных, эстетических и информационных возможностей КФФД.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.193 (0.009 с.) |