Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности складывания советского законодательстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс формирования системы советского законодательства, начавшийся после Октябрьской революции, мыслился лидерами большевиков с позиций принципиального отказа от предшествующих традиций юридической науки. Данный подход прослеживается в работах В.И. Ленина. В наиболее законченном виде концепция «пролетарского права» получила воплощение в трудах его соратника и тоже профессионального юриста П.И. Стучки. При изучении советского законодательства первых десятилетий следует иметь в виду, что большевики с дореволюционных времен относились к праву вообще как к чуждому буржуазному институту, подлежащему безусловному слому, а к «пролетарскому праву» — как к временному, вынужденному явлению. Согласно классической марксистской теории, с отмиранием государства должно отмереть и право, трансформируясь в неписаную «систему норм социалистического общежития». Однако на практике такой подход способствовал распространению в обществе правового нигилизма, поскольку действующее советское законодательство, принятое пролетарским государством и одобренное партийными решениями, неминуемо воспринималось как «временное». Реалии советской действительности и политическая целесообразность «подправили» теорию. Резкий поворот произошел в середине 1930-х годов, когда вместо концепции правового нигилизма была официально провозглашена идея особого, социалистического права и социалистической законности, которую каждый гражданин был обязан неукоснительно соблюдать. Окончательные итоги дискуссии были подведены в 1938 г. на Всесоюзном совещании юристов. Некоторые исследователи не без основания полагают, что взгляд большевиков на функции и место права в обществе, а также стремление подчинить правосудие «политической целесообразности» определялись не только марксистскими догмами, но и были во многом продолжением российской дореволюционной авторитарной традиции. Сравнительный анализ, предпринятый В. Кудрявцевым и А. Трусовым в книге «Политическая юстиция в СССР» (М., 2000), приводит авторов к выводу, что «советская власть... определенно заимствовала опыт царизма» как в отношении законодательства, так и в отношении системы наказаний за политические преступления. Такие явления, как наделение полицейских органов несоразмерными полномочиями и явный акцент на насилие по отношению к гражданам, внесудебное рассмотрение дел (в том числе в рамках самих карательных органов и военных трибуналов), пристрастность предварительного расследования и фальсификация следственных документов, пытки и провокации в тюрьмах, искусственное создание «групповых дел», широкое использование агентов-осведомителей, а также подконтрольность и зависимость судебных решений от воли властей, особая жестокость санкций и детальная регламентация политических преступлений (например, в последнем дореволюционном Уголовном уложении 1903 г. им было посвящено более 30 статей!), — все это не являлось чисто советскими или сталинскими «изобретениями». Именно жестокость царских законов XIX — начала XX в., испытанная на себе большевистскими лидерами, а также безнаказанность властей и реалии жизни породили крайние формы революционного радикализма и отравили общественное сознание рядовых граждан. Крайне важным представляется вывод авторов о том, что выбор большевистским руководством периода диктатуры пролетариата, да и в дальнейшем той или иной модели «механизма подавления» был во многом связан с «нравственно-правовым сознанием народа, уровнем культуры административного аппарата новой власти, господствующей идеологией, общественным настроением масс». Существенные сдвиги произошли после 1917 г. и в отношении изучения истории законодательства. Отечественная дореволюционная историография была тесно связана с государственно-правовой традицией. Ее прогресс во многом определяется успехами представителей юридической школы русской историографии XIX в. (К.Д. Кавелин, М.П. Погодин, Б.Н. Чичерин, И.Ф. Эверс и др.) и ее влиянием. Тогда же произошло обособление историко-правовой науки от гражданской истории, что стало этапным событием и стимулировало исследования в данной области. Отмечалось активное привлечение законодательных источников в исторических исследованиях, прогресс в области методики их анализа. К сожалению, в советский период многие лучшие традиции дореволюционной историографии были утрачены. До 1930-х годов историко-правовой науки не существовало, а ее формальное отпочкование в условиях сталинизма не принесло ощутимых результатов. Решительная борьба велась в первые годы советской власти с так называемыми буржуазными школами права. Между тем концепция Питирима Сорокина, противопоставлявшего законодательству правовую совесть и убеждения членов общества, во многом перекликалась не только со взглядами видных большевиков (А.В. Луначарский, например, связывал революцию с заменой традиционного права «интуитивным правом трудящихся», а П.И. Стучка считал, что революционные трибуналы должны руководствоваться «не законностью, а политической совестью»), но и в принципе соответствовала реалиям тех лет, когда в условиях отсутствия новой законодательной системы правительство санкционировало ее замену революционным правосознанием народа. Кстати, вопрос об использовании революционной совести и революционного правосознания (т. е. морально-нравственных представлений) как альтернативы или существенного дополнения к юридическим нормам в практической плоскости изучен явно недостаточно. В общих чертах известно, насколько актуален он был в первый послереволюционный период, в том числе как вынужденная мера, найдя закрепление в декретах советской власти. Однако мало что можно сообщить о развитии этой идеи в 1920—1930-е годы, а также и в дальнейшем, особенно в рамках деятельности товарищеских, бытовых, производственно- товарищеских судов. Целиком отвергнуты были большевиками и идеи «социологической школы» С.А. Муромцева о необходимости исследования законодательства с позиций анализа его реализации, кажущиеся крайне актуальными сегодня. Конфуз произошел также с запрещением взглядов «нормативистской школы» Г.Ф. Шершеневича. По сути дела она была возрождена и поднята на щит по инициативе А.Я. Вышинского. Нормативистское понимание советского права как совокупности норм (без учета правоотношений, возникающих в ходе их реализации) окончательно закрепилось в официальной юридической науке в конце 1930-х годов и сохранялось в фундаментальных исследованиях вплоть до 1970-х. Это привело к абсолютизации потенции нормативных актов, к недооценке практики их реализации как критерия истины. «Выпали» из поля зрения такие ключевые проблемы, как строгое соблюдение законодательства, точное и своевременное исполнение, правильное и единообразное применение, эффективность его действия. Указанные тенденции, отмеченные правоведами, оказывают существенное влияние на специфику источниковедческого изучения нормативных актов советской эпохи. Период 1917 — середина 1930-х годов был, пожалуй, самым плодотворным временем законотворческой деятельности советского государства. С 1917 по 1936 г. высшие органы законодательной власти приняли около 5,5 тыс. актов, причем порядка 3 тыс. — в течение 1917—1921 гг. и более 250 только с октября 1917 по январь 1918 г. Правом издавать законы обладали Съезды Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. и Президиум ВЦИК. Фактически же законодательные функции имели Наркоматы и другие ведомства РСФСР, что противоречило Конституции 1918 г. и сводило на нет принцип верховенства закона над ведомственным нормотворчеством. Местные Советы, которым предоставлялось право издания подзаконных актов, также на практике выходили из сферы своей компетенции, утверждая местные законы и даже кодексы, часто противоречащие союзному и республиканскому законодательству. Тем не менее местное нормотворчество было приведено в соответствие с союзным законодательством сравнительно быстро — ко второй половине 1920-х годов. Обязательные для исполнения нормы издавали и внеконституционные, чрезвычайные органы — ВЧК, Реввоенсовет, Совет Обороны (в дальнейшем Совет Труда и Обороны, СТО). Многие из них действовали длительное время и оказали существенное влияние на развитие советского законодательства тех лет. Несмотря на обилие принимаемых актов, вплоть до середины 1920-х годов единой системы советского законодательства не существовало. Ее становление проходило в условиях сосуществования в 1917—1919 гг. законов советской власти со старыми, дореволюционными нормами. В ситуации, когда новая система еще не сложилась, вплоть до начала 1920-х годов существовала обширная сфера не регулируемых законами отношений. Она должна была заполняться, как уже говорилось, за счет революционного правосознания трудящихся и санкционированного правового обычая, призванных блокировать возможное беззаконие. При этом отсылки к правовому обычаю содержались даже в Конституции 1918 г. Нежизненность этого механизма стала одной из причин форсирования кодификации законодательства в начале 1920-х годов. Другим объективным стимулом его разработки явилось прагматичное осознание того, что наличие полноценной законодательной системы является непременным условием стабильного функционирования общества и государства. Разработка первых советских кодексов была осуществлена НКЮ в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне под руководством Д.И.Курского. Показательно, что многие элементы законодательства 1922—1924 гг., включая первые Конституции РСФСР и СССР, кажутся достаточно демократичными для своего времени. А первая судебно-правовая реформа этого периода рассматривается как наиболее успешная из всех аналогичных преобразований советского времени. Использование большевиками царского законодательства в первые послереволюционные годы является одним из самых «болевых мест» советской историографии, долгое время отказывавшейся признать какую-либо преемственность в этой области. Несмотря на то что советская власть отменила прежнее законодательство в части, противоречащей ее декретам, а также программам РСДРП и партии эсеров, некоторые дореволюционные правовые нормы продолжали действовать. Например, идеи, заложенные в Судебных уставах 1864 г., были использованы в ряде положений декретов «О суде» 24 ноября 1917 г. и 7 марта 1918 г. В ст. 8 второго декрета прямо говорилось, что судопроизводство по гражданским и уголовным делам следует осуществлять «по правилам судебных уставов 1864 г.» Они же использовались при разработке законопроектов и несколько позднее. Как показали исследования историков и правоведов, определенная преемственность наблюдалась также в функционировании гражданско-правовых институтов, в процессуальной области, в сфере уголовного законодательства, «технических» норм (делопроизводство, деятельность почты, телеграфа, транспорта). Следует учесть и психологические аспекты проблемы, впервые подмеченные еще в 1918 г. И.И. Стучкой: будучи отмененными юридически, старые законы долго сохранялись в правосознании населения, что преломлялось, в частности, в реальной практике приговоров и решений судов. Появление новой системы законодательства происходило в условиях острой политической борьбы. Представители небольшевистских партий во ВЦИКе и СНК отстаивали принципы парламентаризма, пытались воспрепятствовать практике сосредоточения законодательной и исполнительной власти в одних руках, выступали за повышение статуса местных Советов как органов самоуправления. Эта позиция нашла подтверждение при разработке проекта Конституции 1918 г., в некоторых решениях III Всероссийского съезда Советов. Проекты законотворческой деятельности других советских партий, кроме большевиков, остаются до сих пор малоизученными, как и законодательство контрреволюционных правительств времен Гражданской войны. Другие особенности законов первых лет Октября достаточно хорошо известны — их ярко выраженный пропагандистский характер, гибкость, динамизм нормотворчества в зависимости от конкретно-исторических условий и т. д. Важным этапом явился переход к нэпу. В этот период разрабатываются и закрепляются такие типы комплексных актов, как кодексы, утверждаются новые формы законодательных документов — закон, указ. Совершенствуется система подготовки нормативные актов, выходят юридические документы, направленные на реализацию новых возможностей хозяйственной деятельности в негосударственном секторе. Многие из них становятся объектом изучения только в последнее время (юридические материалы трестов, синдикатов, акционерных обществ, кооперативных обществ). Установление сталинской диктатуры негативно отразилось на законодательной деятельности. С конца 1920-х годов право стало рассматриваться не столько в юридическом, сколько в политическом ключе, как действенный инструмент укрепления и реализации властных функций, своеобразное «подручное средство для вождя». Возросло значение общесоюзных актов и сократилась сфера компетенции республиканских. После коллективизации деревни появилась новая отрасль — колхозное право, регламентировалось хозяйственное право. Одновременно заметно возросла роль уголовного и административного права в регулировании общественных отношений. В рамках административного права с 1932 г. проводилось введение прописки. Взяла верх тенденция к ужесточению наказаний, к расширению сферы уголовной ответственности даже за малозначительные нарушения, ранее относимые к сфере административного права (например, нарушения производственной дисциплины). До 12 лет был сокращен возраст привлечения подростков к уголовной ответственности, после 1934 г. вводился ускоренный и упрощенный порядок расследования некоторых политических преступлений и др. Нарастала политизация в правоведении, ликвидировались остатки плюрализма в оценке юридических актов, канули в Лету острые дискуссии в среде юристов 1920-х годов, нормотворчество окончательно ставилось под контроль партийных органов, получала все большее распространение подмена законодательства ведомственными подзаконными актами. В условиях политических кампаний конца 1920—1930-х годов распространенной формой доведения партийных указаний до масс стали решения партийных органов, закрытые письма, газетные публикации (например, передовицы и тексты выступлений руководителей), формировавшие общественное мнение в отношении юридического решения тех или иных насущных вопросов. В связи с массовыми репрессиями и произволом спецслужб наблюдалось нарушение законов, судьбы людей вершились внесудебными органами, спускались «лимиты» на аресты, решением ЦК партии было санкционировано применение к заключенным пыток. Накануне и в годы войны заметно ужесточились нормы трудового права. Например, закон (указ ПВС СССР) от 26 июня 1940 г. вводил уголовное наказание за прогулы и опоздания, а также по сути восстанавливал систему штрафов, свойственную дореволюционной России, причем в куда более строгом варианте. Закон был отменен лишь в 1956 г. Влияние ситуации в стране во многом обусловило как специфику советского законодательства в послевоенные годы, определив эволюцию его формы и содержания, так и основные направления исследований в этой области. На фоне активизации ведомственного нормотворчества замирает законодательная работа, что особенно убедительно прослеживается на примере государственно-правовых актов — высших в иерархии отраслей права. За сорокалетие (1938—1977 гг.) их было принято в 3 раза меньше (всего около 150), чем за предыдущие 20 лет, с 1917 по 1937 г. Данный факт вписывается в общую тенденцию постепенной подмены законов подзаконными актами, а значит, и исполнительной властью — власти законодательной. Этой же цели фактически служило распространение системы делегирования законодательных полномочий исполнительным органам. В послевоенный период происходят принципиальные изменения в системе отраслей права: наряду со снижением статуса государственного права (конституционного, и особенно гражданского права, регулирующих взаимоотношения гражданина и власти, а потому являющихся в известном смысле антиподами централизованной системы) произошло необоснованное повышение значения административного и других отраслей права, обслуживающих исполнительные функции власти. Это нашло практическое выражение в соответствующих законах и нормативных актах. С 1960-х годов проявилась тенденция принятия обязывающих, но юридически не обязательных законов, в которых не был четко прописан механизм их реализации и санкции за невыполнение. Важным для источниковедческого анализа представляется и вопрос о соотношении союзного и республиканского законодательства. Если до середины 1950-х годов республиканские законы издаются на основе и вослед союзным, что зачастую приводило к копированию норм, то в связи с расширением прав союзных республик по закону от 11 февраля 1957 г. и в результате активизации республиканского законотворчества ситуация изменилась. С конца 1950-х годов многие общесоюзные нормы создавались с учетом ранее принятых республиканских, что повышает важность исследования именно республиканских законов того времени. Значительные перемены произошли после 1953 г. в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Были отменены наиболее одиозные нормативные акты сталинского времени, в том числе связанные с юридическим обоснованием массовых репрессий. Десталинизация выразилась в целом ряде актов о реабилитации жертв репрессий, в переквалификации уголовных статей, в запрете продлевать сроки наказания лицам, у которых они уже истекли и др. 1 сентября 1953 г. было упразднено ОСО — символ внесудебной карательной политики. Эту линию продолжило принятие в 1958 г. союзных и республиканских Основ уголовного законодательства и Основ уголовного судопроизводства. В частности, они закрепили запрет на применение внесудебных репрессий, отменялись ссылка и высылка как меры наказания. Из норм и юридической практики исчезало понятие СОЭ (социально опасный элемент) — уголовное наказание должно было следовать только за реальное преступление. Статья УК об антисоветской агитации и пропаганде была смягчена и перестала предусматривать расстрел. УПК I960 г. усилил гарантии прав личности, в том числе за счет введения статей о равенстве граждан перед судом и законом, об обеспечении права на защиту, о гласности суда и независимости судей, о том, что признательных показаний обвиняемого без иных улик недостаточно для признания его вины. В 1970 г. в УК была введена такая мера, как условное осуждение с обязательным привлечением к труду. В 1989 г. впервые в советском законодательстве появился принцип презумпции невиновности. Вместе с тем демократические тенденции в правовой сфере были непоследовательными, политика в этой области подчас напоминали сочетание кнута и пряника. Так, в 1966 г. для борьбы с инакомыслием в УК была введена новая ст. 193-1, предусматривавшая наказание за систематическое распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй (отменена в 1989 г.). По этой статье, а также по сохранившейся печально известной со сталинских времен ст. 58-10, привлекались к ответственности в 1970—1980-е годы большинство диссидентов. Впрочем, в УК РФ 1996 г., как и в законодательстве «западных демократий», также имеются статьи, предусматривающие строгие санкции за политические преступления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.106 (0.012 с.) |