Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация законов и нормативных актовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Советская историческая и юридическая литература, опираясь в том числе на международный опыт, предлагали различные схемы классификации законодательных источников. Не вызывают особых возражений классификации по отраслям права (конституционное, административное, уголовное, гражданское, земельное законодательство и т. д.), по компетенции (общесоюзное или федеральное, республиканское, местное), по способам правотворчества (акты'органов государства, общесоюзных или федеральных организаций, референдумов, санкционированный государством правовой обычай). С учетом необходимости системного изучения как советского, так и постсоветского законодательства, в учебных целях может быть предложена следующая самая общая классификация законодательных и нормативных актов новейшего времени, основанная на источнике права, объекте и субъекте правовых отношений. 1. Международные и межреспубликанские договоры и соглашения (включая договоры между республиками СССР, договоры между независимыми субъектами РФ; международные соглашения субъектов РФ). 2. Конституции и юридические акты законодательного характера (в том числе подзаконные правовые акты), принятые государством и его органами, направленные на управление государственными институтами, совершенствование хозяйственной деятельности и региональной политики, на регулирование общественных отношений. 3. Правовые акты государственных структур, выполняющих административно-управленческие и регистрационно-учетные функции по отношению к группам населения и физическим лицам. 4. Договорно-правовые акты, заключенные между юридическими лицами (учреждениями, организациями, предприятиями и т. п.). 5. Договорно-правовые акты между, с одной стороны, учреждениями, предприятиями, организациями, имеющими права юридического лица, и, с другой — физическими лицами. 6. Акты, фиксирующие договорно-правовые отношения между гражданами (физическими лицами). 7. Так называемые односторонние сделки, совершаемые физическими лицами в основном в нотариальном порядке (завещания, доверенности и др.). В учебниках по источниковедению, изданных в советское время, принято выделение разновидностей законодательных источников с точки зрения компетенции и специфики их анализа: декреты, конституции, законы, кодексы, документы съездов Советов, нормативные акты. (Законодательные акты подразделяются на Конституции, акты конституционного характера (сюда входят и наиболее важные декреты первых лет советской власти), Кодексы и Основы законодательства, а также собственно законы в форме указов, постановлений, законов. Иерархия нормативных подзаконных актов довольно сложна. Характерна множественность видов актов, разнобой в выборе форм. Из правительственных постановлений и распоряжений выделены документы общенормативного характера, которые включались в Свод законов СССР. Остальные носят частный характер (назначение и освобождение от должностей, присвоение званий и т. д.). Особую группу советских источников составляли совместные постановления партии и правительства. Как тип подзаконных нормативных актов они появились в 1930-е годы в связи со сращиванием государственного и партийного аппаратов, с расширением контрольно-хозяйственных полномочий парторганов по Уставу ВКП(б) 1939 г. По идее, не соответствовавшей, правда, действовавшей Конституции 1936 г., совместные постановления призваны были подкрепить партийные директивы государственными решениями. В 1950—1970-е годы развернулась дискуссия о юридической силе совместных постановлений. Некоторые ученые пытались придать им особый правовой вес по сравнению с обычными подзаконными актами, введя в научный оборот даже новое понятие «партийно-правовые нормы». Чутко прореагировала на тенденции укрепления роли КПСС историческая наука. Появилась особая отрасль — историко-партийное источниковедение. Было предложено принципиальное разделение источников по истории советского общества на 2 группы: нормативные и исполнительные, причем к первой, наиболее важной из них, наряду с законодательными актами, были отнесены руководящие материалы КПСС. Наиболее многочисленное советское министерско-ведомственное нормотворчество, пожалуй, наиболее запутанное правовое хозяйство, которое по формальным критериям относится как к категории «акты», так и к делопроизводственной документации. Эта группа материалов с источниковедческой точки зрения остается практически неизученной. В реальности в СССР и России возникавшие в недрах ведомств приказы, инструкции, постановления, положения, разъяснения и т. д. зачастую подменяли законодательные нормы. Ведомственные нормативные акты можно разделить на 2 группы: обязательные только для организаций и учреждений данного ведомства и учреждений его системы (т. н. локальные нормы) и имеющие общеобязательный характер (такими правами в СССР обладал Госплан, Госснаб, ГКНТ, Минфин, Госбанк). Специфическую группу правовых актов в системе советского и постсоветского законодательства составляют нормативные документы местных органов власти. Во времена СССР их решения, распоряжения были обязательными для исполнения на ограниченной территории и подзаконны по отношению не только к актам союзных и республиканских законодательных органов, но и их Советов Министров (исполнительных органов). В условиях существовавшего разграничения полномочий компетенция местных органов власти распространялась преимущественно на охрану окружающей среды, благоустройство и поддержание в порядке местного хозяйства, содержание улиц, дворов, колодцев, мостков, жилья, ремонт общественно значимых сооружений и помещений, культурно-бытовые вопросы, установление правил общежития и содержания гражданами домашних животных, на соблюдение общественного порядка, «коррекцию» правил поведения граждан, исходя из пожеланий большинства, из традиций и обычаев в данной местности. Удельный вес такого рода нормативных актов по сравнению с распорядительными и контрольно-надзорными документами местных Советов был невелик, тем более если сравнить, например, с законодательством штатов в США, тем не менее важность источниковедческого изучения указанных документов очевидна. Система местных органов власти современной России, как и их документация, отличаются большей сложностью и требуют, наряду с источниковедческими, специальных историко-правовых исследований. Правом издания общеобязательных юридических актов в СССР обладали и некоторые общественные организации, в частности ВЦСПС (в области соцстраха, труда и техники безопасности после упразднения в 1933 г. Наркомата труда. Споры о правомерности такого санкционирования обострились в 1955 г. в связи с образованием Госкомитета по труду и социальным вопросам и его преемников. Изучение нормативных актов общественных организаций, а также совместных актов ВЦСПС и Госкомитета по труду остается актуальной задачей, в том числе с точки зрения специфики анализа этих источников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.240 (0.007 с.) |