Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые подходы к изучению законодательстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возрастание интереса к изучению отечественных законодательных источников новейшего времени — закономерное явление. Современный уровень научных исследований, освобождение от идеологических стереотипов, тенденции интеграции знаний, успехи системного и информационного подходов, открывающиеся культурно-антропологические перспективы предъявляют новые требования, в том числе и в области источниковедения законодательства. Стала очевидной необходимость переосмысления накопленного опыта как в сфере «практических исследований», так и в области теории и методики изучения нормативных документов в целом. В связи с этим встает задача с новых позиций оценить роль законодательства, показать его взаимосвязь с правовой культурой и правовым сознанием законодателя, а также и самого общества на разных этапах истории XX в. В настоящее время в исторической науке заметны тенденции существенного расширения данной области исследований за счет, во-первых, включения в законодательство малоизвестных либо ранее засекреченных документов (наиболее яркий тому пример — введение в научный оборот секретных протоколов к пакту Молотова — Риббентропа); во-вторых, путем изменения самого ракурса изучения законодательных источников и углубленного исследования проблемы «источник в среде бытования»; в-третьих, в связи с поиском новых методов и приемов анализа нормативных актов. Не ограничиваясь изучением собственно формально-правовых аспектов конкретных решений и их последствий, существует тенденция рассматривать законы и другие правовые акты в системном единстве — как отражение реальных личных, групповых, социальных интересов и настроений; как результат изменений, в том числе модернизационных, в обществе и государстве, а также в мире в целом (влияние общецивилизационных сдвигов и господствующих представлений на процесс законотворчества, на юридическое и гуманистическое содержание норм). Самостоятельным направлением исследования становится международное право и участие СССР и России в его разработке и совершенствовании. Эти сюжеты, имеющие огромное научное и практическое звучание, в учебной и специальной литературе по источниковедению представлены, мягко говоря, незначительно. Между тем они крайне актуальны для начала XXI в. в условиях нарастания противоречивых тенденций: интернационализации законодательства (объединенная Европа — лучший тому пример), ощутимого воздействия глобализации на современную законодательную практику, а также в стремлении единственной супердержавы к ревизии системы международно-правовых институтов, включая ООН. Несомненно, современные реалии заставляют по- новому взглянуть на опыт, накопленный в истории XX в. В последнее время все больше сторонников приобретает идея о необходимости подходить к изучению действующих и экспертной оценке разрабатываемых национальных законов с позиций их соответствия общечеловеческим ценностям, закрепленным в международно-правовых актах. Следует признать, что для современного исследователя проблема «закон и общественная мораль» сравнительно нова. В качестве примеров того, как с трансформацией общественных представлений и настроений со временем могут существенно, подчас кардинально, изменяться нормы права, стоит привести развернувшиеся на рубеже XX—XXI вв. дискуссии об отмене смертной казни, о регистрации однополых браков, о пересадке донорских органов, о продуктах — результатах генной инженерии, об использовании эмбриональных веществ, об эвтаназии, о легализации употребления легких наркотиков и др. Наконец, на подходе разработка законодательного регулирования процесса и результатов клонирования человека. Россия, вставшая на путь международной интеграции, не может оставаться в стороне от этих тенденций и должна обратить внимание на их правовое закрепление с учетом собственных интересов, исторического опыта и традиций. Из сказанного следует и другой вывод: в условиях информационной революции и заметного повышения образовательного уровня населения современное законотворчество приобретает все более публичный характер. Не последнюю роль в изменении представлений о роли законодательства в обществе играет современная социальная теория. В частности, как представляется, предпринятая во второй половине XX в. специальная разработка вопросов восприятия и интерпретации событий и явлений, индивидуальных и коллективных практик (особенно в связи с соответствием реальных практик — нормам), конституирования человеческого опыта во времени и пространстве и т. д. способны привести к переоценке многих представлений о значении законодательства. Историкам советской эпохи близка острая критика П. Бурдье так называемого юридизма — исподволь складывавшейся столетиями универсальной тенденции описывать многообразный социальный мир в основном в терминах правил, законов. А современная российская действительность заставляет в полной мере оценить актуальность давнего замечания М. Вебера о природе человеческой натуры: люди следуют законам в основном тогда, когда выгода подчиняться им одерживает верх над выгодой их нарушать. Наряду с интернациональной тенденцией либерализации законодательства, нельзя не заметить, насколько активно в последние десятилетия в него вмешиваются, во-первых, современная наука, особенно медицина и биология, во-вторых, средства массовой информации. Во многом под их влиянием стало, например, возможным сформировать соответствующие общественные настроения и принять на исходе XX в. в США и ряде других стран жесткие законы, направленные на борьбу с курением, несмотря на отчаянное сопротивление курильщиков и могущественных табачных магнатов. Указанные тенденции накладывают безусловный отпечаток на специфику исследования законодательства, связанную с важностью его комплексной контекстной проработки, тщательным учетом разнонаправленных общественных настроений, экономических и государственных интересов, национальной особенностью и общецивилизационными процессами. Для изучения советского законодательства, долгое время развивавшегося в условиях монопольной идеологии, вышесказанное актуально в неменьшей степени. В советской литературе процесс нормотворчества изучался в основном с учетом утверждения о единстве интересов и чаяний советского народа и власти, что во многих случаях не соответствовало действительности. В связи с признаваемой ныне социальной, национальной, религиозной неоднородностью бывшего советского и нынешнего постсоветского общества, требуются историко-психологические, историко-социологические, историко-культурологические исследования, направленные на всестороннее изучение законодательства с этой точки зрения. Особенно много здесь могут дать комплексный междисциплинарный подход и сравнительно-исторические методы анализа. Вполне назрели работы и по конкретным отраслям права, позволяющие, например, сопоставлять (конечно, с учетом времени, места и иных обстоятельств) действенность норм советского, российского и зарубежного законодательства, направленных на регулирование однотипных отношений либо на борьбу с социальными аномалиями, имеющими интернациональный характер (коррупция, терроризм, наркоторговля, проституция, бродяжничество, детская беспризорность и пр.). Очевидно, что без профессиональной работы историка, владеющего современными методами системного анализа, многофакторного моделирования и т. д., тут не обойтись. Будучи историческим источником, отражающим явления экономической, политической, социальной, культурной жизни и обладая к тому же юридической силой, закон, в отличие от других видов источников, затрагивает реальные интересы членов общества и тем самым является мощным инструментом идейно-пропагандистского воздействия, а также регулирования общественных и материальных отношений. Однако не вполне ясно, как действует данный механизм на практике, в какой степени и как именно он опосредован в конкретно-исторических условиях, в специфической социальной, национальной, религиозной среде. Справедливость замечания об опосредованности действия законов может подтвердить любой находившийся в заключении или служивший в армии. В отличие от «гражданки», здесь действует ограниченное число норм, призванных максимально регламентировать жизнедеятельность военнослужащих. Наличие сравнительно четкого правового поля, военной дисциплины и возможностей для контроля за единообразным выполнением правил делает воинскую часть, казалось бы, идеальной моделью для изучения правоприменительной практики в условиях замкнутой правовой системы. Но и здесь «жизнь по уставу» — в той или иной степени иллюзия. Реальность же зависит от множества факторов: месторасположения воинской части, рода войск, специфики выполняемых задач в мирное и военное время, контингента военнослужащих (культурно-образовательный уровень, семейное положение, возрастной, национально-религиозный состав и др.), личности «отцов-командиров», традиций в военной службе, которые передаются от одного поколения к другому, например «дедовщина». Кроме того, как и в обществе, тотальная регламентация всего и вся здесь объективно невозможна, а в бою, наряду с современным вооружением, побеждает сплав дисциплины, инициативы и солдатской смекалки. Данный пример выбран не случайно: в литературе практически отсутствуют специальные работы, посвященные изучению законодательства не только в военной сфере, всегда составлявшей значимую часть отечественной истории, но и других сферах, важных для понимания того, что на деле происходило. Так, исследование ГУЛАГа — темы чрезвычайно популярной в нынешней историографии — сегодня невозможно без правовой, формально- юридической оценки положения заключенных (в том числе политических) и реальной практики лагерной системы. На этой основе должно быть продолжено всестороннее исследование законодательных источников не только как юридических (законодательство — правовая основа любого государства) и публично-правовых документов, но и с точки зрения выполнения ими социальных функций. Необходимую базу для этого создают работы последних лет, относимые к социальной истории. Они свидетельствуют о том, что история государства и права не может изучаться в отрыве от истории общества. В новейшее время последнее выступало как важный самостоятельный фактор, оказывавший воздействие на государство, в том числе на его юридико-правовые институты, на законодательную политику и правоприменительную практику. Поскольку комплекс правовых актов являлся одним из «приводных ремней», регулирующих отношения между властью и обществом, государством и гражданином, именно через тщательное изучение истории законодательства в целом, а также его отдельных отраслей и конкретных норм есть возможность приблизиться к пониманию одной из ключевых проблем отечественной истории XX в. — как именно осуществлялось взаимодействие общества и власти в качестве единой системы. Работы историков последних лет поднимают важнейшие для изучения законодательства вопросы: во-первых, в какой степени в действительности были юридически регламентированы основные стороны жизни рядового человека и насколько широким оставалось свободное от формально-юридических норм правовое поле; во-вторых, в какой мере обычный гражданин знал, учитывал при принятии решений, воспринимал и как часто сталкивался с правовым регулированием в своей повседневной жизни (на производстве, в быту); в-третьих, чем именно заполнялся «правовой вакуум» (сферы вне формально-правового регулирования): национальными, религиозными, общественными представлениями, общинными традициями, коммунистической и иной моралью, партийной дисциплиной, идеологическими, рекламными и др. кампаниями, ментальными нормами, индивидуальной психологией, социально-сословной принадлежностью или происхождением, элементарной борьбой за выживание, веяниями моды и проч. Как видим, даже приблизительный перечень факторов, вступавших в прямое или косвенное столкновение с устанавливаемыми государством «стандартными» нормами или заполнявших правовые «лакуны», — намного шире, чем принято было полагать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.53 (0.011 с.) |