Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление источниковедения↑ Стр 1 из 99Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приемы работы историков с источниками складывались в течение длительного времени, начиная с античности. Но на становление источниковедения как дисциплины, ее целей и задач большое влияние оказали идеи немецкого историка XIX в. Леопольда фон Ранке, который считается одним из родоначальников научного подхода к истории, или, по определению марксистов, «буржуазного объективизма». «Старик Ранке», как его называли историки, требовал от исследователей беспристрастно описывать события прошлого так, как они происходили на основе глубокого знания источников и педантичного отношения к фактам. Наибольшую ценность для исторического исследования, согласно его утверждению, представляет работа с первоисточниками, т. е. с архивными документами. Дальнейшее становление источниковедения как дисциплины происходило в русле позитивистской методологии. Сторонники позитивного (положительного), основанного на опыте знания настаивали на тщательном изучении источников и накоплении на их основе фактов для раскрытия цепочек причинно-следственных связей, которое как бы само по себе должно вести к формулировке законов истории, обладающих такой же точностью, какие характеризуют законы природы. Источники по сути своей рассматривались как некие вместилища фактов. Работа с ними идентифицирована с методологией истории или, как позднее иронически определил ее один из критиков позитивизма Р. Коллингвуд, с «историей ножниц и клея». Многочисленные «введения в историю», «методологии истории», изданные на Западе и в России, были и до сих пор остаются пособиями по методике исследования, предусматривающими работу с письменными источниками — историческими текстами1. Из Франции и Германии многие идеи перекочевали в Россию, положив начало отечественному источниковедению. Установление происхождения, подлинности и аутентичности источника (внешняя критика), оценка достоверности сообщаемых в них свидетельств (внутренняя критика) составили сердцевину такого источниковедения. Только при условии правильного осуществления этих операций исторические свидетельства, сообщаемые в источниках, могли рассматриваться как исторические факты. Такой подход практически игнорировал проблему исторического объяснения и исключал решение более широких онтологических (отношение к действительности) и эпистемологических (познавательных, гносеологических) проблем, которые должны решаться в процессе исторического исследования. Более того, сложилось представление, что работа историка представляет собой поиск, монтаж, публикацию источников и их комментирование. Как писал французский историк Фюстель де Куланж: «Тексты, одни только тексты, ничего кроме текстов!» Подобные взгляды оказались чрезвычайно живучими и до сих пор во многом формируют исследовательские установки историков, которые называются застывшим позитивизмом. Следует заметить, что ничего предосудительного в них нет. Гораздо вреднее антипозитивистский запал, который характеризует многие современные исторические школы и многих авторов. Позитивистская ориентация оказывает благотворное воздействие на развитие исторических знаний. Она хорошо совпадает с начальными этапами исторического исследования и несет поэтому ученические функции. Это — школа. Без знания азов работы с источниками нельзя стать профессиональным историком. Они позволяют, например, отделить подлинные источники от фальсификаций, подделок, число которых множится по мере того, как растет общественный интерес к истории2. Вместе с тем нельзя не отметить ограничения и недостатки такого подхода, особенно чувствительного для историков новейшего времени, которые оказываются в безбрежном море информации о прошлом. Главный дефект позитивистской методологии — разрыв теоретических и методологических проблем исторической науки с ее эмпирическими основаниями, ведущий к утрате интереса историков к познавательному базису своей науки. В этом случае разработка его неизбежно присваивается специалистами «над историей», или «метаисториками». Теоретики, возлагающие на себя роль судей в решении вопросов о том, что такое история, зачем и для чего нужны исторические исследования, стоят ли за ними истинные знания о прошлом, что дает тот или иной труд для его понимания и объяснения, решали их в отрыве от конкретно-исторических исследований. Преодолеть этот отрыв — одна из задач современного источниковедения. Метафизический характер многих теорий исторического построения и объяснения, созданных философами, социологами, сегодня особенно очевиден. Над историками буквально висит нагромождение теоретических знаний, имеющих подчас лишь отдаленное отношение к тому, что они делают на практике. Неизбежным на этой почве стало возникновение отчуждения, холодной враждебности и даже противостояния. Отдающий предпочтение полету мысли с презрением относится к тем, кто копается в архивах, что-то там выписывает, анализирует и т. д., способствуя тем самым утверждению весьма своеобразного образа историка в общественном мнении. Оппоненты в свою очередь используют аргументы, вроде «кто ничего не умеет, тот учит методологии». За этим утверждением скрывается уверенность в том, что труд историка, есть в нем какая-то методология или нет, ценен сам по себе и заслуживает признания. Отсюда же проистекает скептицизм, практицизм и консерватизм исторической профессии. Бальзамом для мироощущения историков стали представления отдельных философских школ, обосновывающих особую роль истории в научном познании. Например, баденская школа философии, основоположники которой (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) разделяли науки на номотетические (законовыводящие) и идиографические (описывающие особенное, индивидуальное, неповторимое), способствовала утверждению такого взгляда3. Важное влияние на развитие исторической мысли на Западе оказали труды итальянского философа Б. Кроче, всю свою долгую жизнь боровшегося против позитивизма и марксизма. Ведущая роль в научном познании, по его мнению, принадлежит интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Интуиция воплощается в эстетическом отношении к действительности. Произведениям искусства Кроче отводил особое место в научном познании. Философия, по Кроче, есть философия истории, и наоборот, философия истории и есть философия. История у него предстает как выразительная (эмфатическая) наука. Через частности, заключенные в исторических источниках, куда органически вплетаются искусство и литература, историк идет к более широкому осмыслению прошлого, исходя из проблем, стоящих перед современностью. В начале XX в. проблемы методологии истории разрабатывались в трудах российских ученых. Среди них заметно выделяется труд академика А.С. Лаппо-Данилевского4, который, может быть, несколько эклектически вобрал в себя существующие на тот момент представления об истории как науке. Методология истории отождествлялась Лаппо-Данилевским с работой над источниками. Источник рассматривался автором как «реализованный продукт человеческой психики» и в этом смысле — как предмет действительности (неокантианская онтология). Позднее это положение было подвергнуто суровой критике отечественными историками-марксистами, а сам Лаппо-Данилевский стал для них фигурой, олицетворяющей кризис буржуазной исторической науки в России. В то же время, в отличие от позитивистского источниковедения, Лаппо-Данилевский считал, что только изучение всей совокупности источников открывает путь к постижению истории. Он выделял два уровня исторического познания. Первый — методология собственно источниковедения, которая представляла собой совокупность методов, воссоздающих источник как явление культуры своего времени. Второй уровень — методология исторического построения, которая позволяет, основываясь на понимании источника как явления культуры, воссоздавать различные пласты этой культуры. Таким образом, методология истории разделялась Лаппо-Данилевским на две группы самостоятельных проблем: «действительность—источник» и «источник—историк». Несмотря на искусственность такого разделения, оно нашло многочисленных последователей в отечественном источниковедении. Между тем реальное состояние исторических исследований в значительной степени умеряло претензии историков на научное познание прошлого. Крайний «ползучий» эмпиризм конкретных исследований стал объектом беспощадной критики. От историка требовалось ясно заявить, каких теоретических и методологических позиций он придерживается, какие взгляды на развитие общества исповедует. Разобраться в сложном сплетении философских, социальных теорий для него было совсем не просто. На деле получалось так, что теоретические и методологические построения продолжали строиться на основе отрывочных исторических свидетельств, сами по себе, автономно от конкретно-исторических исследований. Попытки осуществить исторический синтез между теорией и эмпирией были предприняты в рамках марксизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.98.119 (0.01 с.) |