Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы и нормативные акты новейшего времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стоит признать, что дискуссии о классификации, терминах и реальном наполнении юридических источников советского периода имеют под собой историческую почву. В первые десятилетия советского государства принципиальный отказ от разделения законодательной и исполнительной власти привел к фактическому размыванию четких границ между законами и подзаконными актами. Формальное разграничение властных полномочий и создание иерархии норм было закреплено лишь в советской Конституции 1936 г. Однако и в дальнейшем в советский период, в связи с отсутствием механизма контроля за соблюдением принципа подзаконности, все большее распространение приобрела практика расширительного толкования законов, вплоть до понимания под ними в 1960—1970-е годы любых нормативных актов. Различные точки зрения по поводу трактовки понятия «законодательство» нашли реальное воплощение в таких важных документах, как «Основы» отраслей права. Так, если в «Основы» уголовного, исправительно-трудового законодательства оказались включенными только законы, то в «Основах» земельного законодательства, законодательства о народном образовании были представлены и подзаконные акты. Завершение в 1970-е годы длительной работы по кодификации законодательства СССР и принятие 15 «Основ» по отраслям права имело важное значение для стабилизации законотворчества и получило в целом положительную оценку специалистов. Тем не менее, тенденция размывания принципиального различия законов и нормативных актов становится превалирующей с 1970-х годов. Не остановило ее и принятие Конституции 1977 г., вновь формально закрепившей верховенство закона над подзаконными актами и ограничившей круг органов, имеющих право их издания. В период «развитого социализма» активная нормотворческая деятельность осуществлялась не столько с помощью законов, принимаемых сессиями Верховного Совета (ВС) СССР, сколько в форме указов его постоянно действующего Президиума (ПВС) и особенно актов Совета Министров (СМ) СССР. К примеру, среди 505 нормативно-правовых актов, принятых в течение 1978 г. высшими органами государственной власти и управления СССР, законов было лишь 10, указов ПВС — 35. Остальные 460 (!) актов — постановления и распоряжения Совмина. Поражает не только размах нормотворческой работы тех лет, но и подавляющий перевес в нем подзаконных нормативных актов над собственно законами. Данная ситуация заставляет задуматься над тем, какие госструктуры осуществляли реальную законодательную власть в СССР. Провозглашенный с середины 1980-х годов курс на построение правового государства с четким разделением властей, главенством закона и др. потребовал систематизации законодательства. Строго говоря, важность устранения множественности правовых актов по одним и тем же вопросам, их упорядочения понималась и раньше. Но даже принятое в 1975 г. по этому вопросу постановление ЦК КПСС и СМ СССР осталось на бумаге. Исследования советского нормативно-правового хозяйства показали, что оно «труднодоступно даже для специалистов», а «правотворчество и весь характер взаимоотношений в сложной системе правовых норм в нашей стране почти не урегулированы правом». Это поставило в повестку дня в конце 1980-х годов разработку Закона о законах?! Кроме того, на поверку оказалось, что долгое время не велось централизованного учета всех законодательных и нормативных актов, принятых в центре и на местах на территории СССР за годы советской власти. Только в 1970-х годах была создана межотраслевая автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) «Законодательство» с целью учета новых нормативных актов СССР. На принятые ранее, а тем более на уже утратившие свою юридическую силу законы и подзаконные акты функции АИПС не распространялись. Тогда же, в 1970-е годы, было предпринято издание многотомного «Собрания действующего законодательства СССР». Оно включило более 9 тыс. нормативно-правовых актов, изданных союзными органами. Но так как «Собрание» выходило ограниченным тиражом с грифом ДСП, оно оказалось недоступным населению. Отсутствие общего централизованного учета всех принятых в центре и на местах за более чем 70 советских лет юридических актов делает невозможным всестороннюю научную оценку и полноценный анализ развития системы советского законодательства. При такой неопределенности можно лишь предполагать, что введенные в научный оборот и в силу этого сравнительно хорошо известные историкам законодательные и нормативные источники составляют ничтожно малую надводную часть айсберга, включающую наиболее важные законодательные акты, в первую очередь Конституции. Это подтверждается относящимися к концу 1980-х годов выводами: в общей массе зарегистрированных актов собственно законы составили только 8%. Еще более сложная ситуация сложилась с современным российским законодательством. С одной стороны, компьютерные технологии, Интернет позволяют избавиться от прежней проблемы учета и общего доступа к нормативным актам. С другой — после распада СССР, принятия регионами деклараций о суверенитете, в условиях «войны законов» и общей децентрализации власти намного усложнилось юридическое пространство, заметно возросло количество участников правовых отношений, объектов и субъектов права. Дезинтеграция негативно сказалась на возможностях централизованного учета актов, принимаемых в регионах. Впрочем, данная проблема приобрела чисто формальный характер. Самое же главное — к середине 1990-х годов выявились тенденции утраты единой законодательной системы, а значит, и управляемости государства. В этих условиях разница между принятыми, но недействующими федеральными законами и подзаконными актами (например, в середине 1990-х годов полностью в Чечне и выборочно — едва ли не в большинстве субъектов РФ) и формально занимающим «подчиненное» по отношению к ним юридическое положение, но весьма действенным региональным и местным законодательством имела чисто теоретическое значение. Существенно усложняет жизнь правоведу и историку, задавшимся целью разобраться в соподчиненности действующих российских законов и нормативных актов, запутанная ситуация с законодательной и исполнительной ветвями власти в РФ, компетенция которых не совпадает формально-юридически (по Конституции 1993 г.) и по существу. Наиболее показательный пример — полномочия Президента РФ, а также его администрации, превратившейся, вопреки действующему законодательству, во влиятельное «министерство двора». Противоречия в правовой базе позволяют первому лицу в государстве фактически руководить исполнительной властью в стране, не неся за результаты этой работы формальной юридической ответственности. Понятно, что указанные проблемы накладывают существенный отпечаток на современное нормотворчество, во многом определяя специфику изучения постсоветского законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.125.107 (0.009 с.) |