ТОП 10:

Об изучении фотодокументов в литературе



Едва ли не с момента возникновения фотографии (даггеротипа) было обращено внимание на широкие возможности многократного воспроизведения изображений, объектов и предметов90. Морозов Фотограф определялся как «живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их свете и со всеми оттенками в несколько минут», т. е. был поставлен вопрос о фотографии как явлении искусства.

Тем не менее известный критик литературы и искусства В.В. Стасов во главу угла ставил вопрос о достоинствах фотографии как распространителя знаний. Он указывал на тесную связь фотографии и науки. Речь шла не просто о фиксации того или иного объекта, предмета или явления, а о стремлении способом фотографирования выделить те или иные существенные подробности, открывая тем самым путь к «миниатюрному анализированию, высматриванию нежнейших, сокровеннейших частиц, отчасти уже ускользающих от невооруженного взгляда...»91.

В.В. Стасов первым в нашей стране выдвинул широкую программу создания и сохранения для истории фотографических коллекций, особо отмечая при этом их научно-познавательную ценность. Писатель Ф.М. Достоевский много размышлял о фотографии как средстве познания человеческой натуры. Один из главных героев романа «Подросток» замечает, что «фотографические снимки чрезвычайно редко бывают похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль». Далее писатель конкретизирует эту достаточно общую формулировку, где делает уже более определенные акценты: «Фотография... застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным». Это весьма меткое замечание выпукло и образно характеризует одну из существенных особенностей процесса фотодокументирования, которую необходимо принимать во внимание историку.

XX век ознаменовался массовым распространением фотографии. Постепенно она становилась органической частью повседневной жизни людей. В советский период, начиная с 1920-х годов, особое внимание уделяется использованию ФД в агитационно-пропагандистских и научных целях со стороны ученых, политических и общественных деятелей, пропагандистских кадров. ФД находят отражение в периодической печати, причем не только в центральных газетах и журналах, но и в качестве наглядной агитации, в стенной печати различных организаций, учреждений и предприятий. Публикация ФД в периодической печати предполагала органическое сочетание помещенного в газете или журнале снимка и сопровождающего его в качестве обязательного компонента должным образом атрибутированного пояснительного текста.

Многое в оценке ФД связывается с деятельностью фоторепортеров, участников событий. Не меньшее значение представляет фотолюбительство. Практически каждая семья сегодня имеет фотоальбомы, важные для воссоздания истории семей. Способности фотографии точно воспроизводить и закреплять изображения предметов в том виде, каким они представляются обычному зрению, а также выявлять мелкие детали и незначительные цветовые оттенки, которые обычным зрением не воспринимаются, широко использовались в следственной и судебной фотографии.

В работах, посвященных фотографии, авторы обращали внимание на особенности процесса фотодокументирования истории информационными агентствами, редакциями газет и журналов92 на формирование уникальных архивных собраний ФД, подчеркивая их роль как важнейшего средства массовой коммуникации и современной культуры. Все больше места занимала проблема расширения использования фотографии как иллюстративного материала в книжной продукции, как новой формы образного творчества и его связи с другими видами изобразительных и других искусств. Такого рода материал, вмещающий в себя художественно-эстетические и информационные подходы к анализу фотографии, дает возможность применить на практике приемы искусствоведческой критики ФД с целью установления наиболее характерных природных свойств фотографии как продукта науки и техники и особенностей воспроизведения и восприятия отраженных в ней явлений и фактов действительности.

Вышеуказанные аспекты затрагиваются в сравнительно небольшой по объему литературе. Здесь можно выделить несколько исследований, характеризующих фотографию как искусство, и рассматривать самые различные ее виды и жанры (в первую очередь, документального характера — репортажные снимки, портреты и др.) не только с художественно-эстетической точки зрения, но и с познавательной стороны.

В этой связи первостепенное значение имеют работы, целью которых является исследование роли языка, его семиотического осмысления, фактора времени как специфического элемента представления о фотографии как произведении искусства и на содержание документа93. Самостоятельное значение имеют исследования философско-филологической направленности, разрабатывающие методы истолкования фотографического текста с учетом особенностей языка фотографии94.

Достаточно оригинальными и практически неиспользуемыми при анализе ФД являются приемы и методы восприятия реального пространства в фотоизображении, идентифицируемом обычно с реальным миром. Здесь историкам, изучающим непосредственно содержательную часть фотоизображения, необходимо учитывать развитие и эволюцию традиционных форм изобразительных искусств, позволяющих объективно и точно увидеть и оценить элементы уникальности и неповторимости информации, заключенной в фотографиях.

Широкие возможности открывает изучение содержания фотоизображения одновременно в двух качествах: документальном и художественном, ибо сугубо технические и эстетические их свойства проявляются практически одновременно в процессе создания документов. Вместе с тем проведение этой работы требует четкого разграничения внутри документальных и художественных видов исходя из того, что указанные выше свойства выступают с различной степенью интенсивности, а это накладывает определенный отпечаток на их оценку как исторических источников95.

С этой точки зрения историку полезен опыт искусствоведов, накопленный по атрибуции произведений изобразительного искусства, специалистов в области криминалистики и др96.

Киноведение

Работы киноведческого профиля довольно значительны в количественном отношении. Многие из них имеют непреходящий, постоянный и конкретный характер для определения значимости и особенностей КД для исторического познания.

Поразительно, но факт, что уже на заре кинематографа был поставлен вопрос о его значении для истории. В этом плане крайне интересными были труды Б. Матушевского, в 1896—1897 гг. официального фотографа и кинооператора при дворе императора Николая II, в частности опубликованная в 1898 г. в Париже его работа «Новый источник истории», в которой он обращался к общественности с призывом создать хранилище исторических кинодокументов97. Автор выражал уверенность в том, что кинематограф от создания сцен увеселительных или фантастических будет переносить свою любознательность на документальную фиксацию явлений общественной и национальной жизни и вместо простого препровождения времени «живая фотография» станет способом изучения прошлого. Более того, считал Матушевский, по некоторым важным областям она может натолкнуть на необходимость исторического исследования. Особое значение он придавал в этом смысле возможности через объектив аппарата схватить то, что заранее не предусмотрено и не организовано, проникнуть в то место, где еще только «зарождается история». История остается там, в пленке, но только как бы уснувшей, чтобы пробудиться вновь и зажить часами прошлой жизни. Можно лишь пожелать, отмечал Матушевский, чтобы другие исторические документы содержали такую же степень очевидности98.

В начале XX в. осмысление общественной и научной значимости кинематографа продолжалось99. В 1920-е годы хроникально-документальный кинематограф занимал ведущее положение в киноискусстве. Первые советские режиссеры-документалисты и киноведы всячески пытались доказать преимущество неигрового кино перед игровым. Более того, художественные фильмы того времени создавались «под документ», включая работы великого кинорежиссера С. Эйзенштейна («Броненосец «Потемкин»», «Октябрь»)100.

Примат кинохроники был обусловлен прежде всего ее сильным политическим воздействием на массы, а также ролью в пропаганде первых революционных преобразований. Партийные документы тех лет определяли кино как сугубо политическое явление. Нарком А.В. Луначарский подчеркивал, что новое социалистическое государство должно придать социалистический дух кинозрелищам, уделив особое внимание пропаганде кинохроники101.

Ответственный руководитель РОСТА П.М. Керженцев выделил одну из существенных особенностей кинохроники — ее публицистичность. «Надо помнить, — писал он, — что хроника — это, в сущности, киногазета, которая должна не только давать отклик на все происходящее, но освещать его с определенной точки зрения»102. Эта мысль, показывающая сходство кино с периодической печатью, постоянно подчеркивалась советскими источниковедами, а советские хроникально-документальные киноленты как наиболее достоверный, неопровержимый источник способны дать наглядное представление о происходящих в стране общественно- политических событиях.

Для кино, как и для фотографии, не менее и даже более важна его оценка как явления искусства. Исходя из этого, историку нужно иметь представление об истории киноискусства; основных тенденциях современного кинопроцесса; специфике выразительных средств, технических и технологических аспектах производства фильмов или кинолетописей. Специалисту, ориентированному на документальные ленты, необходимо четко представлять не только основные вехи развития документального кино в самые различные исторические периоды, но и те направления и школы, в рамках которых оно формировалось103.

Уже в 1920-е годы выходили работы, в которых раскрывались истоки возникновения кинематографа как явления науки и техники, культуры и просвещения, и ставился вопрос о популяризации знаний посредством применения кинематографических средств. В это время появились первые научные труды, освещающие деятельность первых дореволюционных кинофирм и советских киноорганизаций, операторов кинохроники по созданию кинолент, имеющих историческое значение. К этим вопросам относится данная в последующие годы оценка кинохроники периода Гражданской войны и первых советских пятилеток, и роль монтажа при интерпретации реальных событий и фактов, зафиксированных на кинопленке, использование сведений, заключенных в киносъемках, в исторических исследованиях и учебном процессе и создание необходимых условий для осуществления этой работы.

Есть немало работ и монографических исследований по истории изобретения кинематографа и телевидения, значительно расширивших наши представления о первооткрывателях — представителях различных стран Европы и Америки, значению этих средств связи как коммуникативных систем, их специфики и перспективы развития, возможности внедрения видеозаписи в практику кинематографии и телевидения. Бесспорный интерес представляют аналитические соображения историков, киноведов и других специалистов о достижениях отечественного кинематографа, о творчестве видных советских кинодокументалистов Дзиги Вертова, Э. Шуб, А. Медведкина и др., оценке их фильмов, сыгравших определенную роль в становлении советского неигрового кино как искусства, в выявлении образного языка документальных фильмов, авторском видении действительности, попавшей в поле зрения объектива, технических средствах в этом процессе.

Отличительной чертой советского кино было не только идеологическое воздействие кинохроники на зрителя, но и совершенствование этой составляющей кинопроизводства. Особое внимание уделялось умению кинохроникера «находить среди огромного количества событий, фактов, лиц такие, которые были бы типическими», что, в соответствии с принципами социалистического реализма, вернее было бы трактовать как нахождение такого «нового», которое следует рассматривать как «типическое».

Важное место занимала кинопропаганда посредством использования хроники в период Великой Отечественной войны. Уже в годы войны на основе этих съемок стала последовательно формироваться кинолетопись военных событий. Позднее был предпринят анализ фильмов военной тематики, внесших определенный вклад в победу на фронтах Великой Отечественной войны, а в 1970-е годы на их основе был создан многосерийный советско-американский фильм «Великая Отечественная война» (в американском прокате «Неизвестная война»).

В монографических исследованиях предпринимались попытки всестороннего исследования кино как феномена общественной жизни и определения его места в культуре. Причем в большинстве случаев исследователи привлекали для этой цели огромный фактический материал, свидетельствующий о практике игрового, документального и научного кино на протяжении всей истории XX в. На основе архивных документов было создано в эти годы несколько крупных телепередач и фильмов, повествующих о революции, истории становления и развития советского государства104.

Радио и телевидение

По мере радиофикации страны, начавшейся в советское время, все большее значение и популярность приобретала «говорящая газета» — радио. Оно оперативно информировало о наиболее насущных проблемах советского общества, но в действительности эта информация имела весьма ограниченный характер и отличалась крайней односторонностью в освещении происходящих событий.

В работах о роли радио как средства массовой информации основной акцент делался на анализе отдельных аспектов истории звукозаписи, деятельности радиовещания. Подчеркивая его особенности, авторы сосредоточивали свое внимание на том, как они проявляются в современных условиях при создании радио- и телепередач, выборе личности для участия в различного рода дискуссиях на актуальную тему, определении роли комментатора в освещении политических событий и фактов. Обращает на себя внимание большое количество, изданных в советское время учебных пособий, диссертационных исследований, научно-популярных изданий, касающихся оценки радио и телевидения в политико-воспитательной работе, их места в системе коммуникативных средств. Подавляющая часть этих работ носила тенденциозный характер и не содержала глубокого анализа проблемы, которая может быть объективно исследована с учетом изменений в общественном сознании, происходящих сегодня. Это можно проследить по многочисленным откликам радиослушателей и телезрителей, публикуемым в периодической печати, и опросам общественного мнения.

Историку, который обращает внимание на звуковой ряд, сопровождающий события XX в., приходится иметь дело с самыми разнообразными по жанру и назначению звукозаписями, созданными на неоднотипных носителях информации. Многообразие задач радиовещания и телевидения, широкое использование в своих программах архивных ФоД приводит к необходимости специального рассмотрения работ, касающихся проблем звукозаписи и радиовещания на разных этапах отечественной истории, эволюции советской радио- и тележурналистики, их места в средствах массовой информации и пропаганды, журналистике и др.105

Особое значение имеет анализ в литературе основных жанров радио- и тележурналистики (информационные, публицистические, документально-художественные и др.). Дифференцированный подход здесь вполне закономерен, ибо позволяет выработать общие и специфические приемы и методы всестороннего анализа различных разновидностей передач и их эффективного использования в научных и других исследованиях106.

Историки и КФФД

Вместе с тем нельзя не отметить вялое продвижение историков к огромному массиву аудиовизуальных документов, отложившихся в государственных и ведомственных архивах, а также в личных фондах и коллекциях. Это объясняется рядом причин, основные из которых сводятся к следующим. КФФД не обладали такими доступными, лежащими на поверхности фактологическими и информационными свойствами, как, например, письменные источники. Они требовали специальной технической и технологической подготовки при работе с ними. Имело место пренебрежительное отношение к ним как иллюстративному материалу, не обязательному для «высоких» научных трудов. Необходимо отметить и низкий уровень материально-технического оснащения учреждений, создающих и хранящих КФФД.

В дальнейшем картина их изучения становилась более пестрой. В определенной мере это было связано с тем, что цели авторов, относящихся к самым различным учреждениям и организациям (это работники архивных учреждений, научные работники, преподаватели вузов и школ, деятели искусства и т. п.) были различными107.

В целом же их исследование шло бессистемно, непоследовательно, затрагивая лишь отдельные аспекты проблемы, разрабатываемой, в основном, на материале КД периода Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

Важное значение для популяризации КФФД имели высказывания и суждения видных отечественных ученых Б.Д. Грекова, ИД. Ковальченко, Ю.А. Полякова, С.О. Шмидта, В.Л. Янина108. На значение кино для российских историков указывал французский ученый М. Ферро109. Однако в учебниках по источниковедению использованию КФФД в исторических исследованиях так и не отводилось места.

Архивоведение КФФД

Первые попытки создания коллекций и архивов КФФД относятся ко второй половине XIX в., однако целенаправленная деятельность в этой области в нашей стране началась во второй половине 20-х — начале 30-х годов XX в. с создания специализированных архивов (ЦГАКФД СССР, ЦГАЗ СССР). Это способствовало активизации работы по ознакомлению исследователей с составом и содержанием хранящихся в них документов.

В последующие годы это важнейшее направление деятельности архивов носило эпизодический характер, хотя еще в начале 30-х годов перед архивистами встала проблема разработки форм и методов научного использования КФФД, сосредоточенных в архивах, музеях, вузах, общественных организациях и других учреждениях и в личных фондах. Лишь позднее эта работа приобрела более целеустремленный характер, что позволило значительно расширить сферу их применения в работе средств массовой информации и пропаганды, музеев, в судебной практике, искусстве и архитектуре и в научных исследованиях.

С целью активизации систематического пополнения архивов документами авторы поднимали вопрос о необходимости преемственности работы ведомственных и государственных архивов с учреждениями, организациями, предприятиями — источниками комплектования архивов КФФД и др. В поле зрения архивистов попали вопросы экспертизы ценности документов и отбора их на государственное хранение, в том числе созданных на новых носителях информации, проблемы обеспечения их сохранности.

Архивоведение позволяет по-иному, значительно шире и глубже взглянуть на проблему КФФД как исторического источника. Тесное сближение интересов историка, занимающегося их изучением, и архивиста вполне закономерно и во многом обусловлено общностью научных взглядов на эти документы как на исторический источник, с одной стороны, и памятник истории и культуры — с другой, а также прагматическим подходом к сохранению как можно большего количества документов, представляющих историческую, научную и социально-культурную ценность.

Информационно-справочные издания

Переход к массовому использованию КФФД предусматривает создание системы информационно-справочных изданий, обеспечивающих исследователей различного рода информацией о составе и содержании архивов КФФД по определенной теме, библиографического и фильмографического характера.

Анализ информационно-справочных зданий свидетельствует о том, что литература такого рода выходка нерегулярно, бессистемно, многие справочники, получившие признание в 1920-е годы, впоследствии не нашли дальнейшего распространения. В целом, известные нам публикации не дают достаточно полного представления о созданных в различные годы КФ£Д. Практически отсутствуют тематические обзоры. Информационно-справочные издания значительно лучше разработаны применительно к кино.

Уже в 1920-е и начале 30-х годов распространение получили справочники самого широкого профиля и назначения110. В них раскрывалась общая картина развития кинематографии, фотодела и радио, причем особое внимание акцентировалось на статистических данных кинопроизводства, сообщались важные сведения о деятельности радиовещания, кино- и фотозаконодательстве, основах авторского права. Немалое место в изданиях этого типа занимала характеристика деятельности кинофотопредприятий с указанием различных данных о произведенных ими фильмах и фотографиях, работа кинопроката. Специальные разделы в некоторых из этих изданий были отведены анализу зарубежной киноиндустрии и работе издательств по подготовке литературы по проблемам кино и фотографии. Важно подчеркнуть, что эти издания затрагивали по сути дела весьма широкий спектр вопросов, имеющих не только познавательную, но и просветительскую направленность. В эти же годы широко практиковалось использование периодических и других изданий для информирования читателей о вышедших на экран кинолентах и киноведческой и фотографической литературе, а также по вопросам радио и телевидения. В дальнейшем эта работа была в значительной мере свернута.

Некоторое оживление в выпуске справочно-информациотшх изданий наблюдалось в 1960—80-е годы. Наряду с рядом удачных справочников, в которых в концентрированной форме предпринималась попытка расширить представление об истории становления и развития фотографии, кинематографа, радио и телевидения, архивных ФД, кинопродукции, вышедшей на экран за годы советской власти, ее авторах, появились аннотированные каталоги. Их ценность состоит в том, что в них на довольно широкой документальной основе с научных позиций были прокомментированы фильмы и киножурналы различных периодов истории советского общества111. Событием в научной и творческой жизни явилась подготовка двух изданий энциклопедических кинословарей112. Информация, заложенная в них, практически универсальна, и позволяет составить достаточно цельное представление не только о кинолентах различных школ и направлений, но и об авторах (киноорганизациях, сценаристах, режиссерах, операторах и др.).

Определенное значение для специалистов имеет такой тип информационно-справочных изданий как фильмографические описания работ деятелей документального кино, сыгравших существенную роль в становлении и развитии киноискусства113. В них, как правило, содержатся необходимые для ориентации, особенно на начальном этапе исследований, сведения о времени производства кинопроизведения, его объеме и метраже, учреждении- создателе и др.

Одним из важнейших архивных справочников, к которому постоянно обращаются специалисты, является путеводитель по архиву. Однако, применительно к КФФД, они получили пока недостаточно большое развитие. Это объясняется, в основном, методическими трудностями их составления, вызванными пестротой и разнообразием заключенной в этих документах информации. Среди путеводителей, вышедших в свет в последние 20—30 лет, следует назвать очерк-путеводитель о КФФД, хранящихся в РГАКФД114.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.183.113 (0.013 с.)