ТОП 10:

Особенности КД как исторического источника



При трактовке кинодокументов используются практически как тождественные несколько различных по своему характеру и назначению понятий, каждое из которых имеет вполне определенную смысловую направленность. При этом не принимаются во внимание важные особенности КД, связанные с их происхождением, техническими свойствами и возможностями их дальнейшего использования в исторических исследованиях. Так, при определении КД принципиально важно учитывать, что они подразделяются на документы периода немого и звукового кино. Звуковое кино, объединив изображение и звук, стало фактически первым техническим средством распространения аудиовизуальной информации. Использование на телевидении с конца 1950-х годов видеомагнитофонной ленты дало толчок широкому распространению аудиовизуальных документов в виде видеофонограмм.

По сравнению с фотодокументами КД более сложный, точнее, комплексный исторический источник как в отношении специфики вообще, так и в отношении структуры в частности. КД способны отразить событие не только наглядно и образно (как и фотография и другие изобразительные источники), но и в движении, близком к естественному, происходящему в реальной жизни, что является спецификой только кино.

Определяя кино вообще как кинематографическое явление, ставящее перед собой задачу передать реальные сведения в строго определенной последовательности кинокадров и эпизодов. Важно четко сформулировать наиболее характерные для КД черты, которые основаны на данном фундаментальном, наиболее существенном их свойстве — динамике. Именно это свойство позволяет рассматривать КД в качестве оригинальных исторических источников и, в значительной части, произведений искусства.

КД, представляющие неигровое кино, непосредственно отражают события реальной жизни, причем в этом случае довольно часто можно говорить о бесстрастной регистрации отдельных фактов, имеющих историческую и социально-культурную значимость. В объектив кинокамеры фактически попадает жизнь в ее наименее контролируемых и наиболее неосознанных моментах, доступных только глазу камеры.

Изучение содержательной стороны КД предполагает четкое представление об их структуре. КД в этом отношении представляют собой непростую достаточно оригинальную композицию (своеобразную «пирамиду»), включающую в себя взаимосвязанные элементы: последовательность эпизодов или сюжетов, состоящих в свою очередь из кинематографических планов (монтажных кадров) и отдельных кинокадров. Кинематографические планы и кинокадры органически связаны между собой. В отличие от фотокадров кинокадры никогда не появляются изолированно. Ни один план практически немыслим без кинокадров. Отдельные же кинокадры могут существовать независимо от плана, являясь по аналогии с фотодокументами самостоятельным объектом для изучения.

При съемке окружающей действительности кинематографисту предоставляется возможность использовать (в отличие, например, от фотографии) значительно более широкий и, в известной мере, более разнообразный спектр выразительных средств. Это позволяет говорить о том, что кино в большей мере, чем другие изобразительные и аудиовизуальные документы, предназначено для более глубокого изучения исторических событий, явлений и фактов. Анализ этого процесса органически связан с наличием у КД таких уникальных, сугубо специфических элементов как монтаж и звуковое оформление.

Роль монтажа как творческого процесса очевидна. Он обычно состоит из нескольких этапов: выбора (в соответствии с заданием киноучреждения или авторским замыслом) объектов, точек, ракурсов съемки, просмотра отснятого материала на экране с целью отбора необходимых для фильма кинокадров; композиционного оформления отобранных кадров и планов. Таким образом, монтаж является главным атрибутом кино и служит преимущественно для установления осмысленной последовательности кадров. С появлением звукового кино органическим элементом кинопроизведений становится фонограмма, значительно расширившая информационной потенциал КД, придав ему аудиовизуальный характер.

Немаловажное значение для характеристики КД как исторических источников имеют технические приемы, используемые только в процессе кинодокументирования (наплыв, ускоренное или замедленное движение пленки на экране, способы освещения, некоторые специальные эффекты). Эти приемы не являются в принципе определяющими при анализе особенностей КД. Однако их недооценка ведет порой к утрате свойств КД, которые непосредственно связаны с природной сущностью кинематографа и придают им наряду с другими чертами ярко выраженный синтетический характер.

Посредством кинодокументирования, одного из немногих, а может быть единственного технического средства фиксации и отражения действительности, возможно увидеть движения людей и других реальных объектов, не воспринимаемых и не воспроизводимых в обычных, нормальных условиях (мимика человеческого лица, жеста, медленный рост растений и др.).

Отмечая, в целом, неисчерпаемые информационные возможности КД, следует обратить внимание на тот факт, что, по сравнению с ФД, в них имеется значительно больше содержательных элементов, что позволяет им служить уникальным источником сведений для различных областей знаний.

Исходя из вышесказанного и принимая во внимание специфические черты КД как исторических источников, под кинодокументом следует понимать изобразительное (немое кино) и аудиовизуальный (звуковое кино, видеозвукозапись) документ, фиксирующий посредством кинематографической и телевизионной техники события, явления и факты реальной действительности в виде последовательных их изображений, а также звуковую информацию о тех же событиях, явлениях и фактах в виде речи, музыки, шумов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.003 с.)