Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема первоисточника и оригинала КФФД

Поиск

Особое значение имеет четкое представление о первоисточнике КФФД, его наличии или утрате. Эти вопросы пока недостаточно разработаны в литературе. Между тем отсутствие первоисточника ставит перед исследователем ряд проблем, одной из основных которой является восстановление или реконструкция первоисточника, а также текстовой сопроводительной документации к КФФД и установление их подлинности. В качестве первоисточника КФФД выступают такие документы, в которых хронологически впервые на пленочных или других носителях посредством кинофототехники или звукозаписи запечатлена первоначальная информация о действительных исторических событиях и фактах.

Органическое переплетение в КФФД самых различных съемок или записей, как созданных первоначально, так и прошедших путь эволюционного развития на стадии монтажа, химико-фотографической обработки и других операций, требует дополнительных разъяснений.

Первоисточник КФФД — неоднозначное понятие. Сюда следует отнести не только отснятый материал в оригинале (не подвергшийся монтажу), но и совокупность съемок, составивших основу того или иного кинопроизведения (фильмы, киножурналы, кинотелесюжеты). Несколько иначе трактуется понятие первоисточника применительно к ФД. Здесь первоисточником обычно служит авторская съемка, не подвергнутая никаким техническим, композиционным и другим изменениям. Первоисточник ФоД определяется как первая по времени звукозапись с учетом наличия трех систем записи звуковой информации (механической, оптико-фотографической и магнитной).

Понятие первоисточника КФФД непосредственно связано с выяснением подлинности этих документов. Часто подлинность КФФД идентифицируется с их оригинальностью, что, по существу, приводит к неверному толкованию того или иного понятия. Под подлинностью КФФД понимается действительное происхождение этого источника от определенного учреждения или лица — создателя документа.

Задача восстановления и реконструкции первоисточника КФФД решается путем привлечения для изучения всех доступных сведений, относящихся к происхождению, содержанию и внешним особенностям этих документов. Особое значение имеют документальные данные, характеризующие содержание КФФД. Это, как правило, монтажные листы, текстовки или аннотации к фотодокументам, микрофонные материалы радиотелепередач и др. Нередко на практике встречается несколько модификаций описаний КФФД. Принципы и методы изучения описаний КФФД, сохранявшихся в нескольких списках, строятся на использовании сравнительно-исторического и логически-смыслового анализа текстов с учетом времени их происхождения и авторства, а также в тесной связи с политической и идеологической обстановкой, в которой они создавались.

Исходя из представления о том, что одни и те же КФФД могут использоваться в кино-, фото- и радиожурналистике в разном объеме и интерпретации, необходимо осуществить еще один важный этап работы с КФФД, связанный с выявлением генетических связей между хранившимися и утраченными описаниями, определением их значимости в изучении конкретных КФФД, установлении реальных и потенциальных источников каждого описания и т. д.

Проведение исследования в данном аспекте может оказаться плодотворным и в другом отношении. На его основе можно составить представление об уровне изученности КФФД в последовательном развитии от первоисточника до самых различных редакций, уровне достоверности и возможности использования каждого документа как исторического источника, о реконструкций несохранившихся в оригинале и подлиннике КФФД и др.

Важным условием плодотворного изучения КФФД в качестве источника является знание особенностей носителей информации. При решении этой задачи особое внимание обращается на установление оригинальности источника, технических, химико-фотографических и других особенностей носителя и др.

Понятие об оригиналах и копиях — один из принципиальных вопросов, встающих при изучении внешних признаков КФФД. К числу основных признаков, определяющих оригинальность кинофотодокумента, относится установление факта авторской съемки и осуществление химико-фотографической обработки отснятого материала. Решающим признаком для определения оригинала ФоД является запись звуковой информации, поступившей от первоисточника (воскового валика, граммофонного оригинала, записи на магнитной ленте и др.).

Изучение носителей информации, используемых при кинофотофонодокументировании, дает достаточно обширный материал не только о генетических связях оригинала и копий, но и в совокупности позволяет получить необходимые сведения о происхождении носителя, особенностях процесса кинофотофонодокументирования и др.

Раскрытие содержания КФФД

Основной смысл КФФД раскрывается при интерпретации их содержательной стороны. Цель этой работы заключается в том, чтобы раскрыть, как, в какой форме отражены события или факты в КФФД, на какие моменты происходящих явлений действительности делаются автором акценты, какая дается их оценка, какая выбрана им форма выражения посредством кинофототехники или звукозаписи своего взгляда на отдельные факты реальной жизни. Истолкование КФФД с точки зрения достоверности и полноты представленных в них сведений, глубины их раскрытия и осмысления зафиксированных явлений действительности, а также художественной выразительности отснятого или записанного материала составляет одну из ответственных задач их научной критики.

При выполнении этой задачи необходима строго индивидуальная работа с каждым КФФД. Чрезвычайно важно кроме общих моментов, имеющих значение для характеристики и оценки содержания КФФД, не упускать из виду как существенные, так и менее важные, на первый взгляд, детали, позволяющие порой в конечном итоге определить истинную ценность документов. Детали, в том числе и мелкие, обычно сконцентрированы в киноскриптах — письменных источниках, зафиксированных на заднем плане или по бокам кинофотоизображения документальными кадрами.

Определяющим приемом при оценке содержания достоверности и полноты является сопоставление информации, заключенной в КФФД, с другими источниками. Интерпретация отдельных КФФД и их совокупности приводит к необходимости проведения сопоставимости в нескольких направлениях:

1) сопоставление по содержанию КФФД с письменными и другими источниками (в первую очередь, с периодической печатью);

2. сопоставление опубликованных и неопубликованных КФФД;

3. сопоставление КФФД, сосредоточенных в одном хранилище (архиве, музее и др.);

4. сопоставление КФФД одного содержания, находящихся в различных хранилищах;

5. сопоставление данных кино-, фото-, и фонодокументирования (изобразительных источников для фото- и кинодокументов периода немого кино; звуковых — фонодокументов, аудиовизуальных — кинодокументов периода звукового кино, видеофонограмм).

Сопоставление КФФД удобно и целесообразно осуществлять с учетом выделенных в ходе научной систематизации тематических групп. При таком подходе сопоставление будет носить более предметный характер и будет важным не только само по себе, сколько для уяснения ценности конкретных групп КФФД, а также их достоверности, т. е. установления соответствия действительных событий их отражению в этих источниках и степени полноты представленных в них сведений.

Вышеуказанные методы сопоставления, образуя диалектическое единство, используются практически одновременно в логической и смысловой последовательности. По мере введения в научный оборот новых источников, этот вопрос приобретает особую значимость. Работа в этом направлении разворачивается крайне медленно. До сих пор не вошли в исследовательскую практику давно разработанные приемы и методы использования КФФД в конкретно-исторических трудах, разработанные еще в начале 1970-х годов. Применительно к фонодокументам подобные вопросы в данном аспекте практически не ставились.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.149 (0.008 с.)