Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательные источники и актовые материалыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обязательным условием квалифицированного подхода к законодательным источникам является возможно более полное представление о нормативных актах как виде документов, их структуре и иерархии, об эволюции системы законодательства, а также о месте законодательных источников в кругу других документов эпохи. Здесь прежде всего надо принять во внимание, чтб в советский период система законодательства включала в себя законы и нормативные (подзаконные) акты. Из многочисленных определений можно вычленить следующие основные характеристики законодательного акта: правовой документ, направленный на регулирование общественных отношений, издаваемый органом права и устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. "Доставляя единую связку (систему), законы и подзаконные акты тесно взаимосвязаны: закон, каким бы обстоятельным он ни был, остается, как правило, декларацией принципов и намерений, а его практическое осуществление обеспечивается подзаконными актами. Непринятие последних может свести на нет реализацию любого закона. Отмеченное положение носит универсальный характер, хотя в советское время в силу выраженной управляемости нормотворчества такого рода случаи были редкими. В постсоветской России они стали довольно частым явлением. Так, несмотря на предусмотренную Конституцией 1993 г. возможность прохождения альтернативной военной службы, отсутствие долгое время соответствующего закона с системой подзаконных актов блокировало реализацию этой конституционной нормы, имеющей прямое юридическое действие. В системе законодательства присутствует качественная соподчиненность: юридическое верховенство одних правовых актов (Конституция здесь вне конкуренции) и вторичность других; отличия по функциям, источнику власти (законодательная, исполнительная, судебная). Другой характерной особенностью законодательства является высокая по сравнению с другими актами степень ее компетенции, находящая выражение в том, что оно направлено на регулирование государством и его контрагентами деятельности не столько конкретных лиц (исключения — персональные указы о награждении, присвоении воинских званий и др.), сколько общества в целом или значительных социальных гpyпп. Указанные выше признаки важно иметь в виду еще и потому, что в последнее время в литературе отчетливо проявились разные, порой диаметрально противоположные точки зрения на принципиальные аспекты изучения советского законодательства, в том челе конкретного наполнения самого понятия «законодательные источники». Это связано с неудовлетворенностью существующим уровнем исследований в данной области, с привлечением вниманий ранее неизученным категориям юридических документов. Сохраняется «традиционное» разграничение источников на собственно законы и нормативные акты. Причем акты порою отделяются и причисляются к категории делопроизводственной документации. Такой подход не может быть поддержан, поскольку о искусственно разрывает отмеченное выше юридическое единство законов и принятых во их исполнение подзаконных актов. Иная трактовка основана на выделении, наряду или вместо законодательных источников, более широкой категории «юридические акты». Сам по себе вопрос о включении в источниковедческую сферу действительно малоизученных актовых материалов советской эпохи, и особенно постсоветского периода, вполне назрел в связи с заметным увеличением с 1990-х годов, в условиях многообразия форм собственности, количества и значения актовой документации). Несомненно и то, что дипломатика XX в. — чрезвычайно перспективное исследовательское направление. К юридическим актам, по мнению признанного специалиста в этой области С.М. Каштанова, могут быть отнесены: «во-первых, документы законодательного вида (законы и так называемые подзаконные акты), во-вторых, документы протокольно-регистрационного и протокольно-учетного видов, фиксирующие факты правового освидетельствования какого-либо действия или состояния» («акты» освидетельствования или сдачи имущества, акты гражданского состояния, милицейские «акты») и т. п. Сюда можно добавить административный акт как один из видов государственного управления». Тем самым предлагается изучать законы и нормативные акты новейшего времени в рамках более общей категории «актовое источниковедение». Тенденция еще большего расширения круга документов, включаемых в актовые источники (при сохранении изучения советского законодательства как самостоятельного направления) присутствует в изданном в РГГУ в 1998 г. учебном пособии «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории». Здесь к актам отнесены разнообразные документы договорного характера, в которых субъектами права выступают как физические, так и юридические лица, в том числе профсоюзы, государственные, хозяйственные органы и др. К актовым источникам причисляются регистрационные документы ЗАГСов, паспортных столов и др., различные договоры и соглашения (трудовые — индивидуальные и коллективные, по соцсоревнованию и страхованию, МТС с колхозами и проч.), а также сделки, отложившиеся в делопроизводстве нотариальных контор. По логике вещей, сюда же стоит приплюсовать финансово-юридическую документацию, домовые книги, имеющие регистрационные функции, многочисленные акты правоохранительных органов, фиксирующих происшествия и преступления; хранящиеся в миллионах судебных и следственных дел акты арестов и обысков, акты об изъятии имущества, о принятии в отношении граждан административных мер и т. д. Как в количественном, так и в типологическом отношении акты советской эпохи существенно отличаются от постсоветского времени (например, ушли в прошлое договоры о соцсоревновании или постановления товарищеских судов, но появились брачные контракты и документы, устанавливающие право собственности). Нетрудно заметить, что методика источниковедческого анализа большинства актовых документов — совершенно непаханное поле. Таким образом, к категории «акты» можно причислить самые разнообразные документы, в том числе относящиеся к повседневно-бытовой сфере, многие из которых считались «неважными» и до сих пор по большому счету не востребованы исторической наукой. Их введение в научный оборот с одновременным специальным источниковедческим изучением — безусловно актуальная задача, способная придать новый импульс историческим исследованиям и существенно расширить их проблематику. Введение в источниковедение новейшего времени общей категории «акты» ломает некоторые устоявшиеся представления. Актовое источниковедение ставит вопрос, во-первых, об их месте в общем многовидовом корпусе источников по новейшей истории России. Во-вторых, — о критериях их систематизации. Разнородность документов, включаемых в формальную категорию «акты» (это особенно явно прослеживается с учетом их первичных — юридических, административных, регистрационных и иных функций, которые историк не вправе игнорировать), наводит на мысль о том, что у многих из них общих признаков существенно меньше, чем различий. Актовая документация «пронизывает поры», охватывая едва ли не все ключевые сферы жизни общества и государства снизу доверху, что делает системное исследование данной категории источников крайне заманчивым. По мнению специалистов, большие массивы и нараставшее в течение XX в. разнообразие актовых источников ставят под сомнение возможность автоматического перенесения методик классической дипломатики на их изучение. Выход может быть найден в подходе к актовой документации как массовому источнику. Одновременно требуется выработка более «тонких» и дифференцированных приемов их изучения, исходя из состава специфических разновидностей актовых документов новейшей истории России, а также из четкого представления об удельном весе и значении каждого из основных разновидностей актов в жизни общества. Признание значимости исследования актов как категории источников не означает, что понятие «законодательный источник» отжило свой век. Думается, было бы ошибкой «растворить» законодательство в общем термине «акт». По целому ряду рассмотренных выше признаков законы и подзаконные акты существенно выделяются из этой категории. Кроме того, в отличие от законов, большинство актов составляет существенную часть делопроизводства (нотариального, управленческого, судебно-следственного, милицейского, административно-хозяйственного и др.) учреждений и организаций. Поэтому с позиций принятой видовой классификации их можно назвать «пограничными» источниками и с не меньшим основанием отнести к категории делопроизводственных документов. Более того, на сегодняшний день с источниковедческой точки зрения они могут быть успешно изучены именно как неотъемлемая часть отложившегося делопроизводственного комплекса с использованием соответствующих приемов и методов анализа. Характерно и то, что, в отличие от актов, законы и подзаконные акты сложились и существуют как автономные документальные системы, не требующие искусственного вычленения в исследовательских целях из общего массива источников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.186 (0.01 с.) |