Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности нормативных актов трудового права .

Поиск

 

Основным видом источников трудового права Украины является безпереч но нормативно - правовые акты органов законодательной и исполнительной власти. Законы и подзаконные акты обеспечивают правовое регулирования ния значительной массы общественно - трудовых отношений, устанавливая при этом оптимальный уровень гарантий трудовых прав наемных ных работников в пределах всего государства.

Нормативно - правовые акты являются обязательным звеном в системе источников трудового права. Как и другие государства континентальной системы права Украины придерживается принципов централизованно го установления норм, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними отношения. И хотя существует в настоящее время тенденция к рас ние сферы децентрализованного правового регулирования в трудо ном праве, все же акты органов государственной власти определять и в дальнейшем приоритеты в сфере общественной организации труда.

Среди законов, являющихся источниками трудового права, главное мес это принадлежит Конституции Украины. Она определяет принципиальные позиции законодателя по важнейшим вопросам правового регулирования ния трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений. Соответствующие статьи Конституции закрепляют основные права граж дан как субъектов трудового права.

Конституция Украины запрещает использование принудительного пра сии, признает за гражданами право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом ном, а также право на отдых. Всем работающим Конститу ция гарантирует защиту от незаконного увольнения.

В соответствии со ст. 36 Конституции Украины граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально - экономических прав и интересов. Профессиональные союзы могут быть созданы на основе свободного выбора ра ков без разрешения. Конституция (ст. 44) га рантуе работникам право на забастовку для защиты своих экономических ных и социальных интересов.

Эти и другие нормы Конституции имеют очень важное значение для регулирования трудовых отношений и, как уже отмечалось, большинство из них считается правовыми принципами в сфере тру дового права.

Кроме Конституции, принципиально важными законодательными актами - источниками трудового права можно считать законы Украины «О государственной службе», «О занятости населения», «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» от 14 лю того 1992 г. № 2114- XII и многие другие. Этими актами законо торговец или определяет сферу действия трудового законодательства, или уста навливают некоторые особенности правового регулирования труда на пред приятиях различных форм собственности. В частности, в Законе Украины «О государственной службе» определено, что все другие вопросы регулирования ния трудовых отношений государственных служащих, кроме особо стей, установленных настоящим законом, осуществляется с помощью трудового законодательства, Закон Украины «О занятости насе ления» предусматривает дополнительные гарантии трудоустройства отдель ных категорий граждан и определяет общие правовые основы социальной защиты безработных в Украине и лиц, ищущих работу. Закон Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» устанавливает, что сфера применения трудового за конодательства в отношении работников этих формирований ограничивается самой манимы работниками, труд членов предприятия регулирует его устав и названный Закон.

 

Закон Украины «О фермерском хозяйстве» от 19 июня 2003 p. № 973- IV предусматривает, что в случае производственной необходимости фер мэрское хозяйство имеет право привлекать к работе в нем ин ших граждан по трудовому договору (контракту). При этом с такими лицами, которые привлекаются к работе в фермерском гос педерастов, трудовой договор заключается в письменной форми1.

Законом Украины «Об общих принципах создания и функцио рования специальных (свободных) экономических зон» определено, что заработная плата работников в таких зонах определяется контрактом том и ограничения не пидлягае2 ​​.

И таких законов, которые так или иначе затрагивают вопросы регулирования ния трудовых отношений, достаточно много.

Важнейшим среди законодательных актов как источников трудо вого права является, конечно, Кодекс законов о труде Украины. Он считается основным отраслевым источником трудового права.

КЗоТ был принят еще 10 декабря 1971 За свою более четвертьвековым существования он испытывал неоднократно изменений и допол ний. Наиболее принципиальные изменения в Кодекс были внесены, в част ма, 27 мая 1988 г. 3, 20 марта 1991 г. 4, 18 февраля 1992 г.5. В последнее время практикуется предварительное принятие специаль ных законов, которые в дальнейшем ложатся в основу самостоятельных разделов Кодекса законов о труде. Так, Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» послужил основой для новой редак ции главы II Кодекса «Коллективный договор». Так же было вне сено изменения в главу XI «Охрана труда» на основании Закона Украины ны «Об охране труда» от 14 октября 1992 г. № 2694- XII и главы VII «Оплата труда» на основании Закона Украины «О опла ту труда». Несмотря на эти и некоторые дальнейшие изменения, на сегодня КЗоТ все еще не отвечает тем требованиям, которые ставят в право вых норм, призванных регулировать труд в условиях рыночных отношений. Поэтому сейчас идет работа над выработкой концепции нового Трудового кодекса Украины.

Действующий теперь Кодекс законов о труде состоит из 18 -ти глав и 265 - ти статей. Главы III и XVI дополнены дополнительными главами Ш- А и XVI -A.

Хотя КЗоТ и является основным источником трудового права, он не в состоянии обеспечить полное регулирование трудовых и тесно связан ных с ними отношений. Во многих случаях статьи его должны от - ссылочной или бланкетный, характер, что, однако, не следует тракта вать как недостаток нормативного акта. Специфика трудовых отно сын в определенных отраслях народного хозяйства и другие объективные условия требуют конкретизации отдельных положений Кодекса от соответственно к этим условиям путем принятия нормативных актов при - законного характера.

К проведению новой кодификации трудового законодательства Украины в тех случаях, когда нет актов, регулирующих со щие трудовые отношения, свое юридическое значение сохраняют де нормативные акты бывшего СССР, которые в соответствии с Зако Украины «О правопреемстве Украины» от 12 сентября 1991 г. № 1543 -ХII не противоречат Конституции и законодательству Украины. К таким нормативным актам можно отнести, напри мер, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об условиях труда временных рабочих и служащих» от 24 сентября 1974 или «Положение об условиях труда надомников», которое было утвер Джене постановлением Госкомитета СССР по труда и социальных пи тай и Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 г. № 275/17-99.

Президент Украины в пределах предоставленных ему полномочий как глава государства издает указы по регулированию трудовых отношений сын, и их так же нужно причислять к источникам трудового права. Примером может быть Указ Президента Украины «Об производства на территории Украины региональных графиков нача ку дня» от 26 апреля 1995 г. № 334/ 951 или Указ «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат» от 12 мая 1996 г. № 333/ 962.

Указы Президента Украины в сфере трудового права направленных ные преимущественно во исполнение законов и обеспечения установленных ими гарантий трудовых прав работников. Однако нельзя не учитывать их при характеристике нормативных актов, от носятся к источникам трудового права.

В последнее время среди нормативных актов, являющихся источниками трудового права, заметное место занимают постановления Кабинета Министров Украины. Для примера можно привести постановление «О применении контрактной формы трудового договора с ке лей предприятия, находящегося в государственной собственности» от 19 принимает зня 1993 г. № двести третьего или постановление «Об упорядочении применения ния контрактной формы трудового договора» от 19 марта 1994 г. № 1702, которым утверждено «Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу пра ков».

Акты Кабинета Министров Украины регламентируют не только собственно трудовые отношения, но и те из них, которые связаны, например, с трудоустройством. Здесь показательным может быть постановление от 1 ноября 1999 p., Которым утвержден «Порядок оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройства ния в Украине» 3.

Ведомственные акты тоже признаются источниками трудового права Украины. К ним относятся приказы, распоряжения, инструкции отраслевых министерств, содержащие предписания по отдельным вопросам ре регулирования трудовых отношений на предприятиях определенной отрасли. Например, Министерством образования и науки Украины утверждены размеры должностных окладов (ставок заработной платы) работников учебных заведений, которым урегулированы оплату труда профессор ско- преподавательского состава высших учебных заведений.

Но особое место среди актов министерств занимают ин ции и разъяснения Министерства труда и социальной политики Украины. Правовые документы, выдает этот орган, обеспечивают правильное толкование и применение действующего законодательства по вопросам заработной платы, режима труда как в целом, так и в отдель ных отраслях народного хозяйства.

Минтруда утверждены «Типовая форма контракта с работника» 1, которая является образцом для разработки и заключения контрак тов при найме на работу, если законом предусмотрено применения ния контрактной формы трудового договора. А «Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников», также утверждения Джена этим министерством совместно с Министерством юстиции и Министерством социальной защиты населения Украины от 29 июля ния 1993 г. № 58, стала, по сути, основным актом, регулирующим такой важный вопрос, как ведение трудовых книжек. В настоящее время такие книги, как известно, признаются основным документом, подтверждающим трудовую деятельность каждого работника.

Нужно отметить, что акты Минтруда играют довольно значительную роль в системе под законных нормативных актов, призван них регулировать трудовые отношения.

Характеристика нормативных актов в сфере трудового права была бы не полной, если бы мы обошли довольно своеобразный вид источников этой отрасли, которые в целом не вписываются в систему норма тивно- правовых актов, так как принимаются негосударственными ор ганами.

Однако в трудовом праве и особенно в рамках института охране ны труда такие акты занимают соответствующее место. Речь идет об актах, одобрены высшими профсоюзными органами. Примером может быть «Положение об общественном инспекторе по охране пра ци», утвержденное постановлением Президиума Федерации профсоюзов Украины от 20 сентября 1994 Соблюдение его обязательно во всех случаях организации на предприятиях службы обще ких инспекторов по охране труда. Кроме этого акта, существуют еще де несколько правовых актов, принятых профсоюзными органами, которые можно отнести к источникам трудового права.

Наличие в системе трудового права актов профсоюзных ор - ганизаций, имеющих регулятивное значение, можно считать еще одной отличительной особенностью источников этой отрасли.

=========================

 

Законодательство Украины о труде состоит из таких законодательных и подзаконных норм:

1) Конституция Украины;

2) КЗоТ и другие законодательные акты, регулирующие трудовые отношения. Законы о предприятиях в Украине, о государственной службе (16/03/1993), о собственности (07/02/1191), о статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты, о занятости населения, об оплате труда (24/04/1995), об отпусках (15/11/1996), о пенсионном обеспечении (05/11/1991), об охране труда (1992) и другие.

3) Подзаконные акты, регулирующие трудовые отношения. КМУ, Мин труда и социальной политики, Мин образования и т.д.

4) Локальные правовые нормы, т.е. нормы, созданные при непосредственном участии участниками трудовых отношений (трудовой, коллективный договор)

5) Разъяснение Верховного Суда Украины для одинакового применения судами действующего законодательства о труде

6) Международные правовые акты о труде Акты Международной Организации Труда, Международный Кодекс Труда

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.100 (0.007 с.)