Приемы критического анализа кффд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы критического анализа кффд



Вполне очевидна многогранность критического анализа, предполагающего соблюдение этапности в работе с КФФД (от их выявления в архивных и личных фондах, музеях, библиотеках и других хранилищах до разработки методики их публикаций в исторической литературе) и решение целого ряда задач, необходимых для всестороннего и плодотворного осуществления критики КФФД как источника.

Первоочередным и наиболее трудоемким этапом в изучении КФФД как исторических источников является выявление всех сохранившихся изобразительных, звуковых и аудиовизуальных документов по теме исследования и письменной документации, имеющей непосредственное отношение к происхождению, содержанию и внешним особенностям КФФД. На данном этапе первостепенное значение имеет накопление знаний об исторической обстановке, создание исторического контекста.

Имея в своем распоряжении определенный массив КФФД, следует проводить целенаправленную работу по отбору части этих источников непосредственно для их использования в исследовании. Этой работе посвящен ее второй этап. В качестве критериев отбора источников выступают самые различные оценочные факторы: значимость запечатленных в КФФД событий или фактов, степень атрибутивности этих документов, их технического состояния, наличие и качество текстовой сопроводительной документации, повторяемость информации в документах и др. Не всякий КФФД содержит важные исторические сведения. Особенностью кинофотоизображения и звукозаписи, как известно, являются довольно узкие рамки раскрытия событий или фактов. Однако даже самые локальные, отрывочные сведения, зафиксированные в КФФД, помимо явной ценности для истории и искусства, могут дать исследователям неожиданные и порой значительные результаты, создать определенные ассоциации с ранее прочитанными или увиденными, или услышанными небезынтересными для исследователя сведениями.

На третьем этапе крайне важно обдуманно и обоснованно провести научную систематизацию КФФД. Исходя из предварительных результатов группировки КФФД следует распределить все отобранные для анализа документы по нескольким крупным темам, в рамках которых и будет проводиться дальнейшая работа по их источниковедческому анализу. Полезность и нужность этой работы очевидна: она дает возможность поставить вопрос о полноте сведений, которыми располагают КФФД, необходимости привлечения других источников.

Критика КФФД, проводимая на последнем этапе, занимает особое место в их оценке. Именно на этом этапе подвергаются синтезу все без исключения стороны этих документов совместно с текстовой сопроводительной документацией. Исследователь обязан в целях достижения плодотворности изучения этих процессов выстроить продуманную логическую цепь взаимосвязанных операций изучения КФФД. Вполне естественно, избранная методика не может быть универсальной и каждый раз она будет видоизменяться, уточняться с учетом специально исследуемого тематического комплекса, его объема и назначения.

Своего рода приоритет при изучении КФФД имеет авторский аспект, который в отличие от других типов и видов источников трактуется весьма широко. Исследования КФФД целесообразно начинать с изучения деятельности учреждения или лица — создателя документа, творческого пути автора КФФД, т. е. с анализа их происхождения.

При анализе места и времени КФФД обращает на себя внимание то, что эти характеристики имеют первостепенное значение при определении ценности этих документов.

Фальсификация КФФД

Фальсификация событий и фактов, отраженных в КФФД, довольно распространенное явление и находит свое отражение с различной степенью, интенсивностью и размахом с момента возникновения фотографии, кинематографии и звукозаписи. Практически для всех основных периодов отечественной истории, связанных по времени с этими техническими средствами фиксации различных явлений действительности, можно найти примеры искажений трактовки исторических событий путем использования методов и средств кинофотофонодокументирования.

В числе наиболее часто употребляемых из них можно назвать следующие:

1. монтаж различных съемок или записей, созданных в разное время и использующихся художниками в качестве иллюстраций и др. Довольно выразительно возможности монтажа в этом плане выражены Дзигой Вертовым, который приводил в качестве одного из приемов сочетание нескольких географически и хронологически несовместимых кинокадров;

2. ретушь, возможности которой выходят за рамки устранения технических или традиционных дефектов фотографического изображения. Посредством ретуши производится замена одной части изображения другой, усиливается или уменьшается изобразительный эффект необходимого элемента съемки, дополняются или устраняются неугодные детали или объекты и др. Существует в обиходе термин «пальмирование», обозначающий одну из процедур в кинематографической и фотографической практике, выполняемых с помощью ретуши. Согласно ей на фотографии, например президиума, устраняется нежелательное лицо или предмет и вместо него на это место устанавливается развесистая пальма. Особое развитие этот процесс получил в фотографии и кинематографии в 1930—1950-е годы;

3. внесение изменений в первоисточник КФФД (изъятие отдельных фрагментов или кусков изображения или фонограммы, замена надписей, дикторского или авторского текста и др.) и создание в результате этой работы несколько различных копий данного КФФД;

4. использование в документальных фильмах, теле- и радиопередачах инсценировок реальных событий;

5. воссоздание или восстановление исторических событий и фактов на основе документальных свидетельств, мемуарной литературы и других источников. Съемки такого рода обладают определенной ценностью, но они не могут использоваться как полноценный исторический документ, а тем более выступать в качестве первоисточника подлинных событий. Учитывая важность выявления всех без исключения случаев деформации с целью сохранения целостности первоисточника, особое внимание должно быть уделено работе, связанной с подтверждением подлинности копий документа, избранного для изучения, что можно было бы назвать верификацией. Цель источниковедческой верификации — установление полного соответствия оригинала и копии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.243.194 (0.006 с.)