Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал и прием в литературе.

Поиск

Оглавление

1. Материал и прием в литературе.........................................................................................................2

2. Автор, повествователь, персонаж в литературном произведении...............................................6

3. Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.................................10

4. Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске.........................................12

5. Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства.................................................................................................13

6. Метонимия как вид образности и средство художественного мышления. Синекдоха..................................................................................................................................................17

7. Художественный образ. Образное мышление..............................................................................19

8. Предметный мир произведения........................................................................................................21

9. Художественное время и художественное пространство в произведении. Понятие о хронотопе...................................................................................................................................................24

10. Простое и развернутое сравнение...................................................................................................28

11. Понятие о литературном процессе...................................................................................................31

12. Силлабо-тоническая система русского стиха. Классические размеры русского стиха........32
13. Реалистичность и условность в литературе. «Первичная» и «вторичная» условность........35
14. Эпос как литературный род...............................................................................................................36

15. Метафора и ее разновидности. Метафорическое мышление в литературе...............................38

Содержание литературного произведения. Авторская и объективная идея в произведении..39

17. Основные принципы классификации рифмы......................................................................................42

18. Особенности драмы как литературного рода........................................................................................43

19. Строфика. Различные виды строф в русском стихосложении..........................................................44

20. Художественный мир и целостность художественного текста..............................................................45
21. Белый стих, вольный стих, свободный стих. Соотношение в употреблении терминов 46

22. Понятие о художественном мире. Художественный мир и текст - 48
23. Литературный язык и язык литературного произведения - 49
24. Лирика как литературный род. Понятие о лирическом герое - 50
25. Литература и мифология - 52
26. Художественная деталь, ее функции в тексте. Деталь и подробность (*) - 54
27. Понятие об интерпретации. «Закрытая» и «открытая» интерпретация - 55
28. Ирония, юмор, сатира в литературе (*) - 58
29. Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении - 61
30. Многозначность слова в художественном произведении, его иносказательное значение. А.А. Потебня о внешней и внутренней форме слова - 62
31. Литературные жанры, возможности их классификации. «Память жанра» - 63
32. Сравнение и метафора: сходство и различие - 65
33. Теории происхождения искусства. Искусство как способ познания и освоения мира (*) - 66
34. Неклассические размеры (логаэды, дольник, тактовик) в русском стихосложении - 68
35. Литература в системе культуры. Понятие о культурной и литературной традиции - 69
36. Функции мифа в культуре. Понятие архетипа - 72

37. Литературные роды. Принципы классификации литературных родов. (Аристотель, Гегель, современная наука) - 73
38. Ритмичность художественной речи. Проза и поэзия - 74
39. Пародия, ее сущность, ее роль в литературном процессе - 76
40. Олицетворение и образный параллелизм. Их место в системе литературы (*) - 79
41. Литература, беллетристика, массовая литература. Их соотношение в литературном процессе - 80
42. Основные особенности художественной речи (*) - 81
43. Литературные направления. Понятие о литературном манифесте - 82
44. Формы присутствия автора в произведении. Сказ и его функции - 87
45. Литературоведение и литературная критика - 88
46. Образы-символы и образы-аллегории. Различие между аллегорией и символом - 100

 

Материал и прием в литературе.

Материал - все, что автор взял готовым. Из материала художник конструирует свое произведение. В худ. мире материал преображается под воздействием приемов, которыми пользуется автор. Компонент преображения реальности в художественную реальность –соотношение материала и формы. Форма - то, как автор это расположил. Читатель в процессе чтения извлекает из формы материал, выстраивает жизненные линии героев – фабулу (события, выстроенные в хронологическом порядке). Переход от фабульного к сюжетному построению повествования - это преображение материала, которое дается художнику в естественном порядке. В худ. произведении время может быть перестроено. Приемы сюжетного выстраивания произведения - авторские приемы.

 

 

Формализм - решительный отказ от осмысления связей, существующих между литературой и социально-исторической жизнью народов мира, проявляют литературоведы, вставшие на позиции формализма. Это направление сложилось в литературоведении и искусствознании в начале XX в. Формалисты же совсем отбросили само понятие «содержание произведений». Они утверждали, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Для них жизнь, отразившаяся в произведении, — это «материал», необходимый писателю для его формальных построений — композиционных и словесных. С их точки зрения, художественное произведение представляет собой «систему» творческих «приемов», имеющую только эстетическое значение. А вся история той или иной национальной литературы заключается в том, что произведения, созданные посредством какой-то одной «системы приемов», сменяются произведениями, созданными с помощью какой-нибудь другой «системы», а затем с помощью какой-нибудь третьей и т. д. Причина же такой смены заключается будто бы только в том, что каждая эстетическая «система приемов» сначала очень нравится читателям, а потом постепенно им надоедает и поэтому должна быть заменена другой «системой».

Авторы формальной школы о сфере восприятия произведения – (Шкловский)

- автоматизация

- отстранение.

 

Автоматизация – когда мы перестаем обращать внимание на то, мимо чего мы проходим каждый день. Ландшафт выбивается из сферы нашего восприятия, автоматизируется.

Всякое явление искусства имеет свойство автоматизироваться, нам необходимо обращать на это особое внимание.

Этот прием художника – показать предмет с новой стороны – называется «остранением» - взгляд со стороны.

«Остранение» возможно разными способами в зависимости от материала.

Любое художественное произведение – попытка выведения его из автоматизирования.

По В. Шкловскому:

Материал - то, что существует вне художественного построения (мотивы, фабула, быт), то, что можно пересказать "своими словами".

Форма - вид материала в произведении, его конструкция.

Любой прием предполагает тот или иной материал, из чего следует их неразрывность.

 

Он считает, что " содержание художественного произведения исчерпывается суммой стилистических приемов ".

 

Материал и прием в произведении.

(Лекция Богомолова)

 

Материал – все то, что автор взял, как готовое, то, что может существовать до и после рассказа.

- события

- отношения между событиями.

 

Форма – связь и выражение материала, активное начало переработки и оформления материала.

- результат переработки

(с) Выготский

Художник пользуется набором приемов соотношения формы и материала.

Фабула – совокупность событий.

Сюжет – художественное распределение событий в хронологическом развитии, расстановка фабулы.

Композиция – построение фабулы; завязка; первоначальные события; развитие действия; кульминация, которая ведет к развязке -> эпилог.

Соотношение между фабулой и сюжетом – композиция произведения, позволяющая судить о содержании и динамике произведения.

ПРИМЕРЫ:

1) Лермонтов в «Герое нашего времени» показал следующее – хронологическое развитие одно, а построение событий – другое; с целью показать развитие характера Печорина и – в свое время и устройство современной действительности. Лермонтов добивается особой логики повествования, позволяющей взглянуть на героя с разных сторон.

2) Бунин – противоречие фабулы и сюжета для снятия внутреннего напряжения – «Легкое дыхание».

3) Совпадение фабулы и сюжета – у Гоголя в «Мертвых душах». Создание впечатления ухода вглубь и последовательного путешествия по кругам ада. Последовательное выстраивание развития событий – постоянное увеличение воздействия событий на читателя; раскачивающееся и усиливающееся повествование.

Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства.

Литература работает со словом - главное ее отличие от других искусств. Значение слова дано в Евангелие - божественное представление о сути слова. Слово - основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается как сумма тех значений, которое дала ему человеческая культура. Через слово осуществляется контакт с общим в мировой культуре.

Визуальная культура - та, которую можно воспринимать наглядно.

Вербальная культура - больше отвечает потребностям человека - слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей).

Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы - пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. произведение обладает материалом.

 

1. Искусство временное - развивающееся во времени - театр, кино, музыка. Мы не можем пойти против времени (пропуск фрагмента).

 

2. Искусство пространственное - развивающееся в пространстве - пластическое искусство - живопись, скульптура. Не задано время восприятия. В картине заложены пространственные ориентиры - художник знает, на что зритель должен обратить внимание сначала.

 

На этом фоне литература - синтез временного и пространственного. Литература имеет определенные отрезки, фрагменты - это связано со словом. Каждый из элементов может быть представлен отдельно. Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе. В любой момент можно прервать временной ход произведения, автор не задает его. Автор не знает скорости чтения, и читатель может в любой момент чтения остановиться.

 

В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусстве слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).

(Лессинга лучше прочитать, в хрестоматии есть)

 

Место литературы в ряду других искусств

(Лекция Богомолова)

 

Живопись

Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре.

 

Энфрастические произведения - это произведения, воспроизводящие то, что мы видим глазами через подробное описание. Не может передать визуальную сторону предметов.

 

В иллюстрациях к книгам многое теряется. Иллюстрация - иллюзия, мы видим не своими глазами, а глазами художника, только часть образа.

Поэту конкретика не важна, а художнику - да.

 

Свои преимущества имеет как живопись, так и литература.

Искусства не совпадают и не являются взаимодополняемыми.

Театр

Живые люди в одежде того времени, но они, артисты, из современности, используют повседневные слова. Кажется, театр более заразителен, чем книга. Энергетика актера заражает зал.

Во время спектакля мы ограничены во времени

Читая книгу мы не ограничены в пространстве, в книге есть то, что нельзя передать на сцене.

Максимально спектакль по Карамазовым шел 2 дня, но произведение книжное все равно обширней. На сцене можно передать лишь несколько художественных линий. Нельзя перенести описания

Героиня (Татьяна) на сцене обретает черты той актрисы, которая ее играет. А вчера она, может, Бабу-Ягу играла. Это накладывается на наши впечатления.

 

Музыка

Лишена рационального воздействия, только эмоционально воздействует как определенная волна. Нет слов - разум вне прямого действия - только анализ эмоций - опосредованное воздействие.

Синкретического (передающего все) искусства не существует. Сущ-ет иск-во пространственное, временное. Движение - развитие событий

 

Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Твердая форма с собственным начертанием.

Литература - развитие линии событий, жизни человека.

ПРИМЕРЫ

ХОРЕЙ

«Горные вершины

Спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

ЯМБ

Капризен март с дождём и снегом,
озябших улиц кутерьма.
И с высоты осветит Вега
не убежавшие дома. (галина ольховик "АПРЕЛЬСКОЕ НЕБО")

ДАКТИЛЬ

ТУЧКИ НЕБЕСНЫЕ, ВЕЧНЫЕ СТРАННИКИ!

АМФИБРАХИЙ

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.(Некрасов)

 

АНАПЕСТ

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.(Полонский)

Эпос как литературный род.

Эпос (от греческого "слово") - объектно-повествовательный (?) род литературы. Организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Фактически это рассказ о происшедшем ранее. Речь ведется от повествователя, который может становится рассказчиком (Гринев у Пушкина). При этом дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем составляет едва ли не самую существенную черту эпической формы.

Сначала возник эпос как жанр народно-героического сказания: саги, притчи, былины, эпич.песни, предания, богатырские сказки, нар.-героич. повести. Существовал до эпохи Возрождения. В последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности (примат личности над коллективом) начинает выделяться эпос как род литературы в нашем современном понимании.

Произведения эпического рода сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе, непринужденно и свободно осваивают реальность во времени и пространстве. При этом они не знают ограничений в объеме текста. Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (средневековая и возрожденческая новеллистика; юмористика О’Генри и раннего А.П. Чехова), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Таковы индийская «Махабхарата», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Унесенные ветром» М. Митчелл.

Характеризует не только героя, но и носителя речи (худ.речь складывают: авторское повествование, авт. описание, авт.рассуждение, монологи и диалоги действующих лиц). Эпос - единственный род лит-ры, показывающий не только то, что герой делает, но и как он думает. Внутр. монологи - сознание героя. Большое значение имеют портрет и пейзаж - детализация. Не настаивает на условности происшедшего. Со словом «эпос» прочно связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи, о масштабности и монументальности творческого акта. Не существует (ни в сфере словесного искусства, ни за его пределами) групп художественных произведений, которые бы так свободно проникали одновременно и в глубину человеческого сознания и в ширь бытия людей, как это делают повести, романы, эпопеи.

В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Это — весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Текст эпического произведения обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами, о том) когда, где и при каких обстоятельствах ведет он свой рассказ, об его мыслях и чувствах. А вместе с тем речь повествователя обладает не только изобразительностью, но и выразительной значимостью; она характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпическом произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления. В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя. Понятие это прочно вошло в обиход литературоведения благодаря Б. М. Эйхенбауму, В.В. Виноградову, М.М. Бахтину (работы 1920-х годов).

Эпическая форма, говоря иначе, воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а в конечном счете — склад ума и чувств повествователя. Облик повествователя обнаруживается не в действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Выразительные начала такого монолога, являясь его вторичной функцией, вместе с тем очень важны.

Содержание литературного произведения. Авторская и объективная идея в произведении

 

Содержание худ. произв-я заключает в себе разные стороны, для определения которых существует три термина - тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка.

Тематика - это те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании, в произведении, в частности художественной литературы. Основным предметом познания в художественной литературе являются социальные характеры людей как в их внешних проявлениях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни, в состоянии и развитии их мыслей и переживаний.

Тематика произведений является выражением особенностей национальной жизни определенной эпохи. Так, например, тематическая организация романов Бальзака обусловлена своеобразием жизни французского буржуазно-дворянского общества 20—40-х годов XIX в. В отличие от образов протестующих дворянских интеллигентов типа Онегина, Печорина, характерных для передовой русской литературы того же времени, главные герои Бальзака — люди из обедневшего дворянства, пытающиеся сохранить свои аристократические привычки и вернуть утраченное достоинство путем выгодных связей и карьеры, или же это буржуазные дельцы, банкиры, ростовщики, или преуспевающие плуты, строящие свою карьеру на овладении тайнами частной жизни, на шантаже, ловкости, обольщении женщин и т. п.

Таким образом, выбор характеров зависит от миросозерцания писателя, его общественных взглядов. А сущность самих характеров, составляющих тематику произведения, определяется состоянием общественной жизни той среды и эпохи, которая изображается в произведениях.

 

Проблематика - это идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те св-ва, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существ-ми.

Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миросозерцание. Горький и Куприн изображали в своих произведениях фабрично-заводскую рабочую среду. Однако в осознании ее жизни они далеки друг от друга. Горького в романе «Мать», в драме «Враги» интересуют в этой среде люди, политически мыслящие и нравственно сильные. Куприн же в повести «Молох» видит в рабочих безликую массу измученных, страдающих, достойных сочувствия людей, не способных противостоять капиталистическому Молоху, пожирающему их силу, ум, здоровье и вызывающих самые горькие размышления у гуманистически настроенной демократической интеллигенции.

В реалистических произведениях проблематика бывает особенно трудна для анализа, так как эти произведения часто заключают в себе очень широкое и. разностороннее изображение характеров; и в многогранности их изображения открываются те их существенные особенности, которые наиболее важны для писателя. Пример этого — изображение некоторых главных героев в «Войне и мире» Л. Толстого. Так, князь Андрей показан писателем в са- мых разных связях и взаимоотношениях со многими героями как в мирной жизни, так и на войне. В его личности проявляются самые разные качества — ум, образованность, способность к военной и государственной деятельности, критическое отношение к свету, искренняя симпатия к отцу и сестре, любовь к сыну и Наташе, дружеское отношение к Пьеру и т. д.

Идейно-эмоциональная оценка изображаемых характеров, как видно из этих примеров, заключает в себе две основные возможности. Писатель может выражать удовлетворение осознаваемой им жизнью, сочувствие к тем или иным ее свойствам, восхищение ими, оправдание их, короче говоря, свое идейное утверждение жизни. Или же он может выражать недовольство какими-то другими свойствами жизни, их осуждение, вызванный ими протест и негодование, короче говоря, свое идейное отрицание изображаемых характеров.

При анализе произведения нередко встречается термин «идея». При этом идея, понимаемая как эмоционально- обобщающая мысль, ассоциируется с осмыслением и оцен-кой характеров. Это мнение требует уточнения. Если говорить об идее, то надо иметь в виду, что сущность ее прежде всего зависит от того, какие социальные характеры выбирает автор в силу особенностей своего идейного миропонимания. Осмысление характеров в художественном творчестве — это выделение и усиление тех свойств и сторон их жизни, которые существуют в самих этих характерах. Эмоциональная оценка — отношение писателя к этим характерам, выраженное через их изображение. Значит, все стороны идейного содержания художественного произведения — тематика, проблематика и идейная оценка — находятся в органическом единстве.

 

Белый стих

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах
. (Пушкин, "Вновь я посетил")

Свободный стих (верлибр)

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
(Маяковский, "Послушайте")

Вольный стих (чаще - вольный ямб)

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(Пушкин, "Погасло дневное светило")

 

22. Понятие о художественном мире. Художественный мир и текст.

Худ. мир неисчерпаем, иначе бы искусство быстро устаревало. Мир худ. произведения и мир реальный не равны друг-другу. Произведение искусства есть преображение мира, попытка пересоздать его и подчинить новым законам, изменение реальной жизни. Св-во преображения ис-ва заключено в самой сущности ис-ва. Мир естественный и мир реальный - разные вещи. Все зависит от того, какую задачу поставил перед собой автор. Худ.мир может быть похожим на реальный во всех подробностях или непохожим вообще. Важная задача - определить реальность мира произведения. Законы, по которым живут герои, выдуманы автором. Сложно найти границу между миром худ. и реальным. Хар-ка худ. мира по Ю.М.Лотману: 1) выраженность - текст зафиксирован в знаках языка. Текст должен быть проявлен, должен существовать. Не должно быть смешений, перемещений (как опера и роман "Евгений Онегин"). 2) отграниченность текста - всегда есть очевидная граница (зрительный зал и сцена, актеры за рампой), ограничение предмета искусства от предмета бытового).3) структурность, внутренняя организация текста - в тексте действуют свои законы (в худ.мире может быть обратное развитие времени, возвращение во времени назад). Могут быть общие худ.миры, объединяющие крупные произведения. Мир группы произведений - циклы (циклы стихов Блока, романтический период в творчестве А.С.Пушкина). Внутри тв-ва отдельного художника существуют отдельные миры, группы миров. Худ.мир писателя складывается из худ.миров отдельных произведений

Художественный мир создает личность художника.

23. Литературный язык и язык литературного произведения

В литературном произведении средством создания художественных образов является язык. Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей, возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка. Понимание той колоссальной роли, которую играет в творениях литературы язык как средство создания художественных образов, проясняет истинный смысл определения его как первоэлемента и даёт нужное направление анализу словесных изобразительных средств.

Язык героев: язык того или иного человека характеризует особенности его жизненного опыта, культуры, склада ума, психологии. В речи няни Татьяны Лариной лишь выражение «Да, пришла худая череда. Зашибло» является просторечием, характеризующим Филипьевну как крестьянку. Очень осторожно писатели вводят в речь действующих лиц поговорки, словечки, составляющие индивидуальную особенность речи данного лица. У Гоголя каждый герой имеет свою речевую особенность. Сладкие речи Манилова, грубость, топорная прямота Собакевича, изворотливость Чичикова: с каждым он говорит, применяясь к его характеру.

Язык автора: Организующую роль в языковом оформлении играет авторская речь, часто - особая интонация. Которая так или иначе сказывается и в речи действующих лиц. Язык литературного произведения не состоит из какого-то набора поэтических слов, а использует всё богатство как литературного, так и «речевого» языка того или иного народа. (Синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, олицетворения - все средства изобразительно-выразительной речи).

ПРИМЕРЫ: ВСПОМИНАЕМ ЛЮБОЙ ОТРЫВОК ИЗ ЛЮБОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ГОДНОГО

Литература и мифология.

Мифология восходит к тем временам, о которых почти не сохранилось сведений. Легендарный характер мифических произведений. Часто миф приравнивают к сказке. "Сказка - ложь" - сущность мифа. Сказочное сознание - все воспринимается как заведомо фантастическое. Миф похож на сказку. Миф - нечто среднее между наукой и необъяснимым. Миф возник как объяснение того, что происходит в действительности. В основе произведения литературы лежат представления о том, как устроен мир, его явления. Мифология отражается в искусстве: представляется порождением мифологии, основывается на мифических произведениях, но в то же время - свидетельство мифа. Мифы характерны для античной, частично древнерусской литературы. В мифологии литературное и мироощущение практически совпадают или становятся очень близкими. Мифы можно подразделить на:

- древние мифы (о воскресении Лазаря и другие сюжеты из Евангелия) - воспринимается как данность, готовое понятие. В литературу попадают в готовом виде. Было актуально в Пушкинскую эпоху и практически умерло во второй половине 19 века. Пересказ новыми словами сюжетов из мифов. Введение мифологических имен, воспроизведение старого сюжета новыми словами или осмысление старого явления по-новому, соотнесение с действительностью. Представления о действительных героях, которые превратились в мифологические фигуры (Павлик Морозов). [Сюда же можно добавить, например, Гомера – первого рапсода, об этом читайте в других билетах]

- новая мифология, порожденная искусством. Попытка составить новое представление о жизни, о мире, о природе, которое будет приниматься как реальное объяснения мира в определенном кругу людей. Примера на сегодняшний момент не найдем. [Нам на консультации в качестве примера приводили Пелевина «Чапаев и пустота» – политический миф и переосмысление действий Чапаева, Анки и прочих. Для Скарлыгиной сойдет].

("Мифотворчество аргонавтов" Лавров, у аргонавтов миф – порождение действительности, наполняется новым содержанием). Неосознанные мифы также широко распространены - коллективная бессознательность.

Возможности мифологии:

· использование мифологии в произведениях;

· трансформация мифологических образов (соединение с реальностью, изменение ее);

· создание абсолютно новой мифологии (характерно для тоталитарных обществ - "миф" о Павлике Морозове);

· представление о мифологии как о пласте человеческого бессознательного.

(с) Богомолов

Сюда же каким-то образом вплетается архетип - элемент коллективного бессознательного, позволяющий увидеть преемственность, связь времен; "общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение " (с) Википедия

А все вместе это перекликается с каким-то билетом.

26. Художественная деталь, ее функции в тексте. Деталь и подробность (*).

Деталь (от франц. Detail - подробность, мелочь) - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, действия и речи.

Функции:

- средство изображения (описания) объёмности, конкретности предметного мира.

- эстетические функции

- уточняет, проясняет и обнажает замысел писателя

- может быть и лейтмотивом произведения (у А. П. Чехова)

 

Художественные детали могут быть выделенными, демонстрирующими собственную значимость в художественном единстве целого - у Н. В. Гоголя (описание усадьб), а также могут быть и структурно нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в подтекст (Чехов). Деталь иногда заметна в противоречии. Просто подробности - это те же детали, только менее экспрессивные и менее характерные, обычно они выступают как относительно нейтральные, одномоментные, «строительные» элементы художественного образа. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» широко представлены и художественные детали и не менее живописные подробности. Подробность просто менее значима для общего хода действия или для описания того или иного героя.

Условимся для начала под деталью подразумевать художественную подробность, способную возбудить представление о предмете в целом. Определение это не совсем точное и не совсем полное. Однако его достаточно, чтобы разобраться, что является подробностью, а что - деталью в художественном произведении.

Одна из особенностей детали и отличие ее от подробностей состоит в том, что она дает возможность охватить предмет сразу, быстро, как в действительности. Деталь - это единственная подробность.

Одна из тысячи подробностей перестает быть подробностью и волею искусства возводится в почетный ранг детали в том случае, если она соответствует общей мысли и помогает уяснить эту мысль. Каждый автор, невольно и даже, может быть, не желая этого, отбирает деталь, характеризующую не только предмет, но и самого автора. Поэтому-то истинная деталь оставляет ощущение свежести, оригинальности и неожиданности. Истинная деталь в отличие от подробности несет на себе печать авторской индивидуальности.

27. Понятие об интерпретации. «Закрытая» и «открытая» интерпретация

Интерпретацией называют истолкование художественного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания, т.е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение, основные жанры литературной критики), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (театр, кино, графика). Интерпретация имела место уже в античности. (Сократ толковал смысл песен Симонида).

Свойства интерпретации: в ней сохраняется смысл исходного произведения, в то же время появляется новый смысл в интерпретированном произведении. Автор всегда вносит новое, своё в интерпретированное произведение, как бы он не старался перевести оригинал. Всегда в содержание попадает восприятие интерпретатора. Причины изменения - интерпретатор должен объяснить вещи, которые ушли со временем из нашего обихода. В таких случаях необходимы комментарии автора. При интерпретации всегда остаётся смысловой остаток, который невозможно интерпретировать.

В этой связи оказывается насущным понятие интерпретации (от лат. interpretatio – объяснение, истолкование). Интерпретация в литературоведении – это совокупность суждений, направленных на постижение авторской концепции (идеи) словесно-художественного произведения и истолковывающих его содержание (смысл).

В отличие от интерпретаций литературных произведений режиссерами, актерами, чтецами, а также критиками-эссеистами, литературоведческая интерпретация основывается прежде всего на аналитическом рассмотрении словесно-художественной формы произведения. При этом, подобно любому другому научному высказыванию, она должна обладать достоверностью и объективностью. Иначе интерпретация окажется непричастной науке о литературе. Объективность суждений о сути творений искусства достигается нелегко, ибо каждый читатель (в том числе и специалист-литературовед воспринимает произведение искусства непосредственно, эмоционально, а потому субъективно, на свой «индивидуальный лад».

Бытовала и бытует поныне точка зрения, согласно которой объективно-достоверные суждения об идее произведения невозможны в принципе. Так, Шеллинг, яркий представитель романтической философии и эстетики, полагал, что произведение искусства «допускает бесконечное количество толкований, причем никогда нельзя сказать, вложена ли эта бесконечность самим художником или раскрывается в произведении как таковом». Подчеркивалось, что решающая роль в художественном смыслообразовании принадлежит не авторам, а читателям. Вместе с тем приведенные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 11323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.50 (0.013 с.)