Силлабо-тоническая система русского стиха. Классические размеры русского стиха. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Силлабо-тоническая система русского стиха. Классические размеры русского стиха.



В русской силлабо-тонике применяются следующие пять основных стоп («размеров»): две стопы двусложные—хорей (—) и ямб(—) и три трехсложные— дактиль (—), амфибрахий (—) и анапест (—).

Значит, хорей (по гр. «хоровой», «плясовой») состоит из первого ударного слога и второго неударного (буря, нёбо, кроет); ямб — из первого неударного и второго ударного (толпой, в шатрах, ночлег); дактиль (гр. daktulos — палец) — из первого ударного и двух следующих неударных (вечные, странники, сторону); амфибрахий (гр. amphi — с обеих сорон, brachos — краткий) — из ударного посередине и двух неударных по сторонам (Савраска, сугроби, бушует:); анапест (гр. anapaistos — отраженный назад) — из двух неударных и третьего ударного (на заре ты меня не буди).

В стихотворениях, написанных любым из этих размеров, все стихи могут складываться из одинакового количества метрически равных стоп — в основном от д в у х до шести (одностопные и более чем шестистопные стихи в русской силлаботонике встречаются редко).

 

По заданному «метру» стихи называются:

четырехстопно-ямбическими («Открылась бёзд|на, звёзд| полна; || Звёз- дам| числа| нет, бёзд|нё дна» — Ломоносов);

или двустопно-дактилическими («Парень хо|рош собой. || Можно ль лю|бить его?»|«Надо, кра|савйца». || «Так я и |сделала»— А. Островский);

или двустопно-анапестическими («Не скйжу /никому, || Отчего/я весной || По полям/и лугам|| Не сбйра|ю цветов» — Кольцов);

или трехстопно-амфибрахическими («Вечёрнё|е зимне|е солнце || И ветер]меж сосен | играют, || Алеют| снега, а|в светлице || Янтарны]ё пят- на | мелькают» — Бунин);

или четырехстопно-дактилическими («Тучки нё|бёсные, (вечные] странники!||Степью ла|зурною, |цёпью жём|чужною|| Мчитесь вы, |будто как] я же из | гнаннйкй || С милого | севера | в сторону | южную» — Лермонтов) и т. д.

 

В каждом из этих примеров все стопы сохраняют положенное им количество ударений и количество слогов. Иначе говоря, во всех этих стихах «метр» и «ритм» совпадают. Но так бывает не всегда, особенно редко в стихах, состоящих

из двусложных стоп, — из ямбов или хореев.

 

Ямбические и хореические стопы в русской силлабо-тонике очень часто теряют свои ударения. Происходит это по двум причинам: или потому, что на те места стиха, на которых по заданному «метру» должны были бы стоять стоповые акценты, попадают служебные слова, вообще не имеющие собственных ударений, или же потому, что на эти акцентные по «метру» места попадают неударные сло-ги длинных самостоятельных слов, состоящих из трех и более слогов (их в русском языке очень много). В обоих этих случаях соответствующие стопы хореических и ямбических стихов теряют свои ударения.

Например:

Мы, сам/друг, над/стёпью/в полночь/стали:

Не вё / рнуться, / не взгля / нуть на / зад.

За Нё/прядвой/лёбё/дй крй/чалй,

И о/пять, о/пять о/ни крй/чат...

Здесь только в первом стихе пятистопного хорея сохраняются все пять стиховых акцентов. Во втором стихе сохраняются только три, так как и в первой и в третьей стопах на акцентном месте стоит неударяемая частица «не»; в третьем стихе тоже только три, так как первая стопа начинается с неударного предлога «за», а четвер- тая — с последнего, неударного слога в слове «лебеди»; последний стих начинается с неударного союза «и», отчего и здесь первое ударение пропадает.

Таким образом, в тех местах стихов, где ударные (по «метру») слоги заменены неударными, вместо хореев (—) стоят двусложные, но неударные стопы (). Как их надо понимать? Их можно считать «облегченными», т. е. хореями, потерявшими свое нормальное ударение, или пиррихиями (гр. pyrriche — военная пляска).

 

В силлабо-тонических стихах «полуударные» слова (краткие личные, притяжательные, указательные, возвратные местоимения, односложные числительные, глаголы- связки) получают или теряют ударение в зависимости от своего места в метрической схеме стиха. Если они попадают под метрически заданный акцент, то они получают ударение, если же они оказываются в слоге, на который метрический акцент не падает, они остаются без ударения. Например, сравним у Пушкина:

 

Как он, она /была /одета

Всегда по моде и к лицу.

 

Он Оль/гу про/чйл за/меня,

Он говорил: Дождусь ли дня?

 

Но иногда в стихах двухсложных размеров возникает противоположное ритмическое явление. Ямбические и хореические стопы не теряют своего единственного ударения, превращаясь в пиррихии, а получают новое, добавочное ударение и превращаются в утяжеленную стопу, состоящую из двух ударных слогов () - спондей (гр. spondeios — стих жертвенных возлияний). Например:

 

В перёд/ней тол / котня, / тревога,

В_гости/ной встре/ча но/вых лиц,

Лай мо/сек, чмо/канье/девиц,

Шум, хо/хот, дав/ка у/поро/га. (А. Пушкин)

В третьем и четвертом стихах, при наличии у них пиррихиев в третьих стопах, первые стопы — спондеи. Произошло это потому, что на неударных местах этих стоп поставлены односложные самостоятельные по значению слова («лай», «шум»), не теряющие своих ударений.

 

В амфибрахии (—) и анапесте (—) появление неметрического акцента может привести к появлению такой стопы, в которой за первым неударным слогом следуют два ударных (). В древнегреческой метрике такую стопу называли бакхием (гр. bakchaios — вакхический). Например, в четырехстопном амфибрахии:

 

Привстать бы,/сорвать бы/оковы/железны/ё,

И кольца,/й цёпй!/Й вольны/мй вновь

Бежать в да /ли сйнй/ё, в сумра/кй звёздны/ё...

(В. Брюсов)

 

В дактиле () и амфибрахии () утяжеление может привести к возникновению стопы, в которой, наоборот, после первых двух ударных стоит один неударный слог (). Такую стопу древние греки назвали антибакхием. Например, в трехстопном амфибрахии:

 

Дед рано /ложится, /а внучке Неволя:/лежи и/не спи...

(И. Бунин)

 

Наконец, в дактиле и анапесте лишний акцент в корпусе стиха приводит к появлению такой стопы, в которой средний слог — неударный, а по его сторонам стоят ударные слоги (). Эта стопа в древнегреческой метрике получила название амфимакра (гр. amphi — вокруг и makros — долгий). Это самый распространенный вид утяжеления трехсложных стоп. Например, в трехстопном анапесте:

 

Заглуши/ла засу/ха засёв/ки,

Сохнет рожь, /и не всхо/дят овсы...

(С. Есенин)

 

Такой ритм создает энергичную и порывистую экспрессивную интонацию стихов, вполне соответствующую их романтико-трагическому пафосу, и представляет оригинальное творческое достижение поэта.

 

Но есть и традиционные приемы стихосложения, основанные на своеобразной ритмической заданности. Таков, например, знаменитый древнегреческий гекзаметр (шестистопие), которым написаны поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», но которым иногда пользовались и поэты нового времени. Стих этот состоит из шести дактилей, имеет обязательную «белую» женскую клаузулу, и некоторые дактилические стопы в его «корпусе» могут заменяться хореями или спондеями (у древних греков и у римлян — всегда спондеями). Например:

 

Чйстый/лоснйтся/пол: стёк/лянныё/чашй блй/стают;

Всё уж увенчаны гости; иной обоняет, зажмурясь,

Ладана сладостный дым, другой открывает амфору,

Запах веселый вина разливая далече; сосуды...

(А. Пушкин)

 

Двустишие, состоящее из стиха гекзаметра и стиха так называемого пентаметра (пятистопия), который, по существу, является тем же гекзаметром, только дважды усеченным в цезуре и с мужской клаузулой, у древних греков назывался элегическим двустишием. Оно иногда встречается в поэзии нового времени. Например:

 

Слышу у /молкнувший /звук бо/жёствённой/эллйнской речи.

Старца вё/лйкого/тёнь/чую сму/щённой ду/шой.

(А. Пушкин)

 

Другой традиционный прием стихосложения — так называемый александрийский стих. Это шести- стопный ямб, в котором попарно чередуются мужские и женские римфованные клаузулы. Например:

 

Зима./Что дё/лать нам/в дёрёв/нё?

Я/встрёчаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

(А. Пушкин)

Александрийским стихом писали в эпоху классицизма эпопеи, а также трагедии, что создавало большую монотонность драматургической речи. Пушкин преодолел ее, написав трагедию «Борис Годунов» в основном «белым» пятистопным ямбом.

 

ПРИМЕРЫ

ХОРЕЙ

«Горные вершины

Спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

ЯМБ

Капризен март с дождём и снегом,
озябших улиц кутерьма.
И с высоты осветит Вега
не убежавшие дома. (галина ольховик "АПРЕЛЬСКОЕ НЕБО")

ДАКТИЛЬ

ТУЧКИ НЕБЕСНЫЕ, ВЕЧНЫЕ СТРАННИКИ!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.16 (0.004 с.)