Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира. Обыденное мышление - первый исторически возникший тип мышления. Он опирается на практический реальный мир, и в процессе. "Существуют ли инопланетяне?" - встречный вопрос: "Повлияет ли наше знание о том существуют они или нет на наш образ жизни?". Если никак не повлияет, то такой вопрос изначально лишен смыла. Круглая ли земля? Вращается ли земля вокруг солнца или наоборот? Шерлок Холмс очень хорошо поиздевался на доктором Ватсоном, напирая именно на тот факт, как эти знания помогут ему в его работе. Между тем, для морского дела, эти вопросы тоже не стоят: если не будешь знать, что земля круглая, и что земля вращается вокруг солнца, то никуда и не доплывешь. Обыденному мышлению очень тяжело отрывать от практики: в этом его главная сила и в этом же его главная слабость. Научное мышление - возникает и развивается вместе с возникновением и развитием науки. Научное мышление — это сознательно осуществляемая познавательная деятельность, целенаправленный процесс. Познавательные задачи определяются целями мышления. Первостепенное значение имеют теоретические знания. В целом научное мышление характеризуется наличием специфического объекта и особого предмета исследования, использованием специфических научных методов исследований и специфическими результатами исследований в виде научных фактов, классификаций, законов, гипотез, теорий.
Различают два уровня научного мышления: эмпирико-теоретический и теоретический: Эмпиричное отображает действительность со стороны ее внешних связей и отношений. Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе все доступное созерцанию (все, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Теоретическое — выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.
Художественное мышление. Со времен В. Г. Белинского утвердилось положение, что художественное мышление — это мышление образами, опирающимися на конкретные представления. Важнейшая черта художественно-образного мышления - обобщенное отражение, в котором запечатлевается то, что наиболее глубоко воздействует на мысли и чувства людей, вызывая у них определенное субъективное отношение. Специфика художественно-образного обобщения состоит в том, что в нем особенно ярко проявляется связь с личностью человека, с его индивидуальностью. В то же время, в художественном обобщении окружающий мир передается богаче, многограннее, в нем заключается то, что не всегда может быть выражено словом, но что непосредственно чувствуется и переживается (настроение, тонкость эмоциональных чувств и т. д.). Основным продуктом художественно-образного мышления является образ, несущий на себе черты общественно-исторической эпохи, отраженной через представления, мысли, чувства художника, писателя, композитора. Своеобразие художественного мышления проявляется в образно чувственном постижении мира, в органическом синтезировании результатов действия рационального и эмоционального механизмов мышлени. (Выготский) Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске.
Гипербола - стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Г. является художественной условность; вводится в художественную ткань произведения для большей выразительности (пример: «реки крови», «море смеха»). Характерна для поэтики, эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры(Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Маяковский). Противоположная гиперболе стилистическая фигура – литота (во 2ом значении). Литота - 1) троп, близкий к иронии, усиление значения слова путем двойного отрицания (пример: «небезызвестный» вместо «пресловутый»). 2) троп, обратный гиперболе (более правильное название «мейосис»). Преуменьшение признака предмета (пример: «мужичок с ноготок», «мальчик с пальчик»). Гротеск - тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. (Гоголь "Нос", Салтыков-Щедрин), (абсурдисты (Ионеско, Беккет), М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца»). Гротеск создает особый гротескный мир - мир аномальный, неестественный, странный и именно таким его представляет себе автор. Эстетика Г. как бы не нуждается в логически-объективированной мотивировке. Гротеск - древний тип образности, присущий мифологии и архаике всех народов, с той только разницей, там он не был «художественным приемом»: изображение различных химер, чудищ, кентавров вначале выражало веру в абсолютную реальность их существования (примеры Г. присущи сочинениям Лукиана, комедиям Аристофана и Плавта). Пример гротеска: Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (В. Маяковский) Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства. Литература работает со словом - главное ее отличие от других искусств. Значение слова дано в Евангелие - божественное представление о сути слова. Слово - основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается как сумма тех значений, которое дала ему человеческая культура. Через слово осуществляется контакт с общим в мировой культуре. Визуальная культура - та, которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура - больше отвечает потребностям человека - слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы - пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. произведение обладает материалом.
1. Искусство временное - развивающееся во времени - театр, кино, музыка. Мы не можем пойти против времени (пропуск фрагмента).
2. Искусство пространственное - развивающееся в пространстве - пластическое искусство - живопись, скульптура. Не задано время восприятия. В картине заложены пространственные ориентиры - художник знает, на что зритель должен обратить внимание сначала.
На этом фоне литература - синтез временного и пространственного. Литература имеет определенные отрезки, фрагменты - это связано со словом. Каждый из элементов может быть представлен отдельно. Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе. В любой момент можно прервать временной ход произведения, автор не задает его. Автор не знает скорости чтения, и читатель может в любой момент чтения остановиться.
В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусстве слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания). (Лессинга лучше прочитать, в хрестоматии есть)
Место литературы в ряду других искусств (Лекция Богомолова)
Живопись Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре.
Энфрастические произведения - это произведения, воспроизводящие то, что мы видим глазами через подробное описание. Не может передать визуальную сторону предметов.
В иллюстрациях к книгам многое теряется. Иллюстрация - иллюзия, мы видим не своими глазами, а глазами художника, только часть образа. Поэту конкретика не важна, а художнику - да.
Свои преимущества имеет как живопись, так и литература. Искусства не совпадают и не являются взаимодополняемыми. Театр Живые люди в одежде того времени, но они, артисты, из современности, используют повседневные слова. Кажется, театр более заразителен, чем книга. Энергетика актера заражает зал. Во время спектакля мы ограничены во времени Читая книгу мы не ограничены в пространстве, в книге есть то, что нельзя передать на сцене. Максимально спектакль по Карамазовым шел 2 дня, но произведение книжное все равно обширней. На сцене можно передать лишь несколько художественных линий. Нельзя перенести описания Героиня (Татьяна) на сцене обретает черты той актрисы, которая ее играет. А вчера она, может, Бабу-Ягу играла. Это накладывается на наши впечатления.
Музыка Лишена рационального воздействия, только эмоционально воздействует как определенная волна. Нет слов - разум вне прямого действия - только анализ эмоций - опосредованное воздействие. Синкретического (передающего все) искусства не существует. Сущ-ет иск-во пространственное, временное. Движение - развитие событий
Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Твердая форма с собственным начертанием. Литература - развитие линии событий, жизни человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.007 с.) |