Особенности литературного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности литературного процесса.



В уже характеризовавшейся ситуации рубежа ХVШ-ХIХ вв., когда украинский язык сохранялся только в устной речи, и позже - в условиях правительственных запретов и преследований - процесс становления украинского литературного языка приобрел особую важность и особую сложность. М.Грушевский писал: «Язык решил судьбу украинского возрождения, восстановив разорванную связь между интеллигенцией и народом...» Отсюда - и особенности украинской литературы XIX в. - народные темы творчества, реализм и демократизм.

Первым произведением на народном языке, начавшим процесс его оформления в современный литературный язык, стала «Энеіда» И.Котляревского. Пародия на поэму Вергилия, где троянский герой Эней предстал казацким ватажком, была опубликована в Петербурге в 1798 г. без ведома автора. Уже после ее успеха, Котляревский допол­нил, расширил свою поэму, написал музыкальные комедии «Наталка-полтавка», Москаль-чарівник».

Юмористический и сатирический тон произведений Котляревского был подхвачен другими писателями, прежде всего кружка, центром которого был Харьковский университет. Его ректор П.Гулак-Артемовский писал стихи на украинском языке. Получили известность басни Е.Гребинки. Он брал классические сюжеты и придавал им выразитель­ный украинский колорит. Позже Е.Гребинка переехал в Петербург, писал повести на русском языке, был в числе друзей молодого Т.Шев­ченко.

К харьковскому кружку принадлежал и И.Квитка-Основьяненко -основоположник украинской художественной прозы. Его повести разнообразны: одни - написаны с юмором, другие - сентиментальны, третьи - дают реалистические картины (лучшая - «Сердешна Оксана»), иные проникнуты народными верованиями и преданиями («Конотопська Відьма»), Квитка-Основьяненко прервал традицию использования украинского языка только в комических жанрах.

Безусловно, перелом­ным в становлении укра­инского литературного языка и общественном признании украинской литературы стало твор­чество Тараса Григорье­вича Шевченко. «Его творчество, - писал М.Гру­шевский, - это творчество народа, достигающего сразу, без посредствующих степеней, высокого интеллектуального развития и индивидуального сознания и соединяющего в своих созданиях непосредственность народной поэзии с сознательностью литературного творчества». Широко известны основные вехи жизненного пути Шевченко: рождение в семье крепостных пана Энгельгарда, ранняя смерть родителей, работа «в наймах» и у пана казачком, переезд в Петербург, знакомство с земляком - художником И.Сошенко, выкуп из неволи на деньги, вырученные от продажи портрета В.Жуковского работы К.Брюллова, учеба в Академии художеств, участие в Кирилло-Мефодиевском обществе, арест и 10-летняя рекрутчина с запретом писать и рисовать, смерть вскоре после возвращения из ссылки. Первый «Кобзарь» выходит в 1840 г. в Петербурге, через год - «Гайдамаки». Гениальный поэт, Шевченко внес в украинскую литературу новое содержание: яростный протест против крепостного права, защита свободы и достоинства личности, восхищение народными движениями, призыв к общественной справедливости. Личность и творчество Шевченко - символ всей украинской культуры.

Противоречивость духовной жизни Украины того времени отразилась в творчестве писателя, лингвиста, историка, публициста П.Кулиша. Это имя, почти на полвека незаслуженно забытое, сейчас привлекает пристальный интерес. Сторонник культурно-национального возрожде­ния, Кулиш мучительно метался в поисках его путей: от нелегального Кирилло-Мефодиевского общества - к литературной деятельности в Петербургской «Основе», от союза с галицкой общественностью - к на­деждам на польскую помощь. Бесспорно значение его этнографического сборника «Записки о Южной Руси», исторического романа «Чорна рада».

Демократическое направление в украинской прозе развивала Марко Вовчок (М.Виленская). Ее сборник «Народні оповідання», повести «Інститутка», «Кармелюк» потрясают трагической правдивостью картин крепостнического гнета, трогают образами простых людей. На русский язык рассказы перевел И.Тургенев. Т.Шевченко в стихотворении «Марку Вовчку» обращается к ней как к продолжательнице дела своей жизни.

Произведения знаменитого украинского баснописца Л.И.Глебова в русле демократических настроений того времени в аллегорической форме изображали бесправие простых людей, своеволие помещиков, лицемерие, ханжество.

С.Руданский закончил медицинский факулътет Петербургского уни­верситета и работал врачом в Ялте в Крыму. Популярность ему прине­сли «співомовки» - сатирические небольшие стихи, диалоги. Только после его преждевременной смерти Елена Пчелка и другие писатели собрали и опубликовали его замечательные, в стиле народных песен, лирические стихи.

И.Нечуй-Левицкий создал в отечественной литературе жанр соци­ально-бытовой повести. Писатель, многие годы работавший учителем в школах и гимназиях практически по всей Украине, прекрасно знал все слои украинского общества: жизнь крестьян после ликвидации крепостного права, быт рабочих, проблемы взаимоотношений интел­лигенции и народа («Кайдашева сім'я», «Микола Джеря»).

На революционно-демократических принципах базировалось твор­чество Панаса Мирного (А.Я.Рудченко). Автор новаторских социаль­но-психологических романов и повестей о народной жизни, он поднял украинскую прозу до высокого уровня художественного совершенства. Романы «Хіба ревуть воли, як ясла повні?»(совместно с И.Билыком), повести «Лихі люди», «Лихо давне і сьогочасне», «Голодна воля», пьеса «Лимерівна» и другие его произведения - это огромная художественная эпопея, которая отражает жизнь украинского народа на протяжении почти всего XIX в., особенно в пореформенное время. Новым для украинской литературы в творчестве П.Мирного было то, что главное внимание уделялось внутреннему миру героев, их переживаниям, моти­вам поступков, эволюции взглядов.

Служению идеалам трудового народа посвятил творчество револю­ционер-демократ П.А.Грабовский, умерший в ссылке в Тобольске. Рассматривая литературу как «живую творческую силу общественного движения», он создал прекрасные революционные стихи (сборники «Пролісок», «3 піночі», «Кобза»).

В 70-е годы приходит в литературу И.Франко. Человек разносторон­не одаренный, он проявил себя в поэзии и прозе, драматургии и публицистике, новеллистике и литературной критике, истории и этнографии, философии и политике. Сын крестьянина-кузнеца из-под Дрогобыча, с трудом получивший возможность закончить школу и гимназию, И.Франко так формулировал свое кредо: «Как сын крестья­нина, вскормленный твердым мужицким хлебом, я чувствовал себя обязанным отдать свой труд этому простому народу». Своему принципу Франко следовал и в литературно-издательской деятель­ности (альманах «Друг» во Львове), и в политической борьбе (несколь­ко раз арестовывался за социалистические взгляды, участвовал в основании Украинской радикальной партии), но наиболее впечатля­юще и последовательно - в литературном творчестве: лирические сборники «3 вершин і низин», «Пів'яле листя», историческая повесть «Захар Беркут», остросоциальный «Борислав сміється», поэма «Моісей», психологическая драма «Украдене щастя». И.Франко многое сде­лал для сближения литературного процесса в Западной и Восточной Украине, расширения контактов с европейскими литературами (был избран членом многих научных обществ, переводил Байрона, Гейне, Гёте).

Ярчайшим явлением украинской литературы явилось творчество Леси Украинки (Л.Квитка-Косач). Она разорвала круг традиционной самобытной тематики, обогатила украинскую поэзию, драматургию образами мировой истории, глубокими художественными обобщения­ми, картинами столкновения философских, этических идей. В ее воспитании, образовании уже проявились сложившиеся к 70-м годам национальные традиции. Отец - участник движения «Громад», друг М.Драгоманова, мать - писательница Елена Пчелка. И.Франко писал, что после шевченковского «Поховайте та вставайте» Украина не слышалатакого сильного, горячего поэтического слова. С поразительным мужеством Л.Украинка противостояла личной трагедии - уже в детстве ее постигла тяжелая, неизлечимая тогда болезнь. Вынужденная подолгу жить на Кавказе, в Египте, Италии, она никогда не замыкалась на лечении, изучала историю, культуру, традиции стран, куда привела ее судьба. От лирики писательница идет к поэмам («Давня казка», «Самсон», «Роберт Брюс») и венчают ее творчество драматические поэмы («У катакомбах», «Касандра») и поэтические драмы («Лісова теня»).

В 90-х годах начинается творчество М.М.Коцюбинского. В этот период он постепенно освобождался от культурнических иллюзий и утверждался на революционно-демократических позициях. Он развил жанр психологической новеллы и продолжил традицию социальной повести. Уже в ранних своих произведениях показывает благородство простых тружеников, пробуждение в них чувства собственного достоинства, их стремление к свободе.

Таким образом можно выделить следующие этапы развития украинской литературы в XIX в.:

- рубеж ХVШ-ХIХ вв. и начало XIX в. - появление первых
произведений на народном языке (прежде всего «Энеїда»);

- 40-50-е годы XIX в. - творчество Шевченко и оформление
украинского литературного языка, главное место в тематике занимает
реалистическое изображение жизни народа;

- вторая половина XIX в. - широкая палитра литературных жанров,
углубление социального, появление психологического анализа,
обогащение проблематики, усложнение образного ряда, особенно в
творчестве И.Франко, Л.Украинки, объединение литературного про­
цесса в Западной и Восточной Украине.

Искусство

Театр. Становление украинского национального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура) несколько отставало от литературного развития. Так, театральное искусство в большей, чем литература, степени зависит от политического режима, финансовых возможностей, подготовленности аудитории. До 1861 г. продолжал существовать крепостной театр, и не только в усадьбах, но и в городах. В 1828 г. официально было запрещено покупать в театр крепостных, но и после этого крепостные актеры продолжали входить в состав некоторых театральных трупп. В 1789 г, театр был построен в Харькове, но в нем шли только русские пьесы.

Первыми украинскими постановками были «Наталка-Полтавка» в 1819 г. и позже «Москаль-чарівник» в Полтавском любительском театре. Они стали возможны благодаря счастливому стечению обстоя­тельств: поддержка генерал-губернатора Малороссии Н.Репнина, руководство труппой И.Котляревского, игра гениального актера М.Щепкина, тогда еще крепостного. Профессиональная же украинская труппа была создана только в начале 80-х годов. Организационными вопросами в ней занимался Михаил Старицкий, режиссурой - Марк Кропивницкий. Оба были и драматургами. Им удалось объединить талантливых актеров: братья Тобилевичи (псевдонимы: Ивана - Карпенко-Карый, Николая - Садовский, Панаса - Саксаганский), М.Заньковецкая, А.Затыркевич, др. Позже труппа несколько раз разделялась, но, что интересно, все четыре оформившихся коллектива продолжали ярко работать, имели большой успех в Украине, на юге России (все труппы были передвижными).

Большой знаток украинского языка, М.Старицкий писал комедии (не угасает популярность «За двома зайцями»), драмы («Не судилось», «Богдан Хмельницкий»). Они рисовали реалистические картины сель­ского, городского быта, передавали типичные национальные характеры. Но ни Старицкий, ни близкий ему Кропивницкий не выходили за рамки так называемой «этнографический драматургии». Создателем украинской социальной драмы стал И.Карпенко-Карый (Иван Тобилевич). В основе его пьес (драмы «Бурлака», «Безталанна», комедии «Сто тисяч», «Хазяїн») лежат глубокие психологические конфликты, острые социальные противоречия.

Музыка.Поэтическая и музыкальная одаренность украинского народа была основой высокого уровня развития музыкально-песенного творчества. В XIX в. продолжают бытовать земледельческие песни календарного цикла, а также колядки, веснянки, колыбельные, свадебные. Широкой популярностью пользовались песни-романсы «Їхав козак за Дунай», «Виоть впри», «Сонце низенько», а также созданные на стихи Шевченко «Думи мої, думи», «Заповіт». Из народной среды выдвигались талантливые певцы-кобзари (Андрей Шут, Остап Вересай).

Широкое распространение получило семейное музицирование, любительское молодежное развлекательное пение. Центрами развития музыкальной культуры были духовные учебные заведения, гимназии, частные пансионы, университеты, в которых изучалась нотная грамота и теория музыки. Многие получали профессиональную музыкальную подготовку в церковных хорах.

Музыка, пение прочно вошли в повседневную жизнь как городского, так и сельского населения. По жанрам песни были разнообразными: лирические, шуточные, романсы, исполнялись они соло, дуэтом, хором, под аккомпанемент бандуры, скрипки, гитары, фортепиано. Преимущественно это были авторские произведения, которые со временем распространялись и становились народными.

Концертную деятельность в городах Украины разворачивали самодеятельные коллективы. Традиционными среди интеллигенции крупных городов были литературно-музыкальные вечера. Устраива­лись благотворительные концерты, особенно во время проведения крупных контрактовых ярмарок. Однако часто такая деятельность наталкивалась на административные запреты. Например, в 1867 г. в Киеве был случай, когда власти разрешили концерт при условии, что тексты песен будут звучать на французском языке.

Высокого уровня достигло мастерство партесного (многоголосного) пения. В XIX в. хоровое пение постепенно выходит за рамки чисто культового. Общефилософское содержание канонических образов привлекало в храм немало светских слушателей. С большими концертными программами выступали хоры Киевской академии, Переяславской семинарии. Развитие своих национальных традиций тормозилось, так как предпочтение административно отдавалось иностранным авторам.

Наряду с народной и церковной традицией в XIX в. складывается светская профессиональная музыкальная культура. С.С.Гулак-Артемовский в начале 60-х годов создает первую украинскую оперу «Запо­рожец за Дунаем». Жемчужиной украинской вокальной классики ста­ли «Вечорниці» П.И.Нищинского. Они рисуют широкую музыкальную картину народной жизни, знаменит мужской хор «Закувала та сива зозуля», тема которого - страдания казаков в турецкой неволе, их стремление к свободе. Мелодическим богатством, певучестью, драматической напряженностью привлекла слушателей опера Н.М.Аркаса «Катерина» по одноименной поэме Шевченко. Композиторы широко использовали богатые традиции украинских народных песен, обрабатывали их. П.П.Сокальскому принадлежит глубокий теоретический труд «Русская народная песня, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом...».

Целую эпоху в музыкальной жизни Украины составляет творчество Н.В.Лысенко - великого украинского композитора, блестящего пианиста-виртуоза, талантливого хорового дирижера, педагога, музыковеда и активного общественного деятеля демократического направления. Он является основоположником украинской классической музыки.

Изобразительное искусство. Если в литературе, театре уже сам язык определял их национальный облик, то в таких сферах, как изобразительное искусство, архитектура, выработка национальных форм была более проблематична. Так, в восточно-украинских землях можно говорить о русско-украинском единстве в изобразительном искусстве. Дело в том, что в течение почти всего XIX в. в Российской империи главным центром образования была Академия художеств в Петербурге. Наибольшие возможности для выставок, заказов тоже были в столице. Можно привести множество примеров переплетения творчества, судеб русских и украинских художников.

В.Тропинин оставался крепостным даже уже будучи известным художником, многие годы он жил и работал в Подольском имении своих господ. Именно здесь происходит становление мастера, он детально знакомится с иконописной традицией. Тропинин говорил, что Украина заменила ему Академию. Он пишет множество портретов («Девушка с Подолья», «Украинец», «Портрет подольского крестьянина»), демократизм и реализм которых были новаторскими. После освобождения Тропинин жил в Москве. Знаменит портрет А.С.Пушкина его работы. Оставшийся после Академии в Петербурге, И.Сошенко в своем творчестве не забывал Украину (например, «Продажа сена на Днепре», «Река Рось возле Белой Церкви»). Счастливую роль сыграло знакомство с ним в судьбе Т.Шевченко.

В целом в живописи начала XIX в. преобладающим художествен­ным стилем был романтизм. Многих художников этого направления привлекала Украина - «новая Италия», как ее называли. Появились и художники, для которых поездки сюда не были просто данью моде. Украинской теме посвятил свое творчество В.Штернберг. Работал он и в портретном, и в бытовом, и в пейзажном жанрах. Его внимание привлекают и становятся сюжетами картин казалось бы прозаические сцены: переправа на пароме через Днепр, ярмарка, свадьба. Его картинам присуща описательность, что сближает их со стилистикой украинской литературы того времени. В.Штернберг дружил с Шевченко, ему принадлежит художественное оформление «Кобзаря». В Академии за семь картин, написанных на Киевщине и Полтавщине, он получил большую золотую медаль. В.Штернберг умер очень молодым во время поездки в Италию.

Внешние обстоятельства - ссылка, запрет рисовать - помешали раскрыться в полной мере живописному таланту Шевченко. Как считают специалисты, в романтических картинах «Селянська родина», «Циганка-ворожка», др. уже виден отход от чистого академизма. Особенно выделяется реализмом «Судня рада».

С Н.Гоголем, В.Штернбергом, Т.Шевченко близко общался великий художник-маринист И.Айвазовский, значительную часть жизни проведший в родной Феодосии (он и свою картинную галерею завещал городу). В его живописи звучала и украинская тема: «Камыши на Днепре близ местечка Алешки», уникальна для художника жанровая картина «Свадьба на Украине».

Новаторским для русского пейзажа стало творчество А.Куинджи, родившегося вблизи Мариуполя. Первая же выставленная им картина - «Ночь на Днепре» - вызвала в Петербурге сенсацию. Художник обладал тонким искусством передавать на полотне свет, воздух.

Главная тенденция изобразительного искусства второй половины XIX в. - движение к реализму - с наибольшей силой прозвучала в творчестве членов «Товарищества передвижных художественных выставок». Самый знаменитый живописный портрет Т.Шевченко написан основоположником передвижничества И.Крамским. Идея правдивого отражения жизни народа, критика несправедливости была созвучна украинскому искусству. Многие художники-передвижники были родом из Украины: Н.Ге, А.Литовченко, Н.Ярошенко. Николай Ге написал замечательный портрет своего друга - историка Н.Костомарова. Тематика произведений сближает с передвижниками художника К.Трутовского («Бандурист», «Украинская ярмарка», «Шевченко над Днепром»).

Родом из-под слободского Чугуева был великий русский художник-реалист И.Репин. Он часто приезжал на родину, не раз гостил в имении Качановка украинских меценатов Тарковских. В свое время здесь не раз бывал и Шевченко, в этой семье сохранилось множество рукописей поэта. В Качановке Репин создал первые этюды к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник воспользовался рядом советов украинского историка Д.Яворницкого, который передал ему некоторые вещи казацких времен, текст самого письма, позировал для фигуры писаря. Репин писал: «В истории народов и памятниках искусства... меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций; более всего в республиканском строе, конечно,... И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа».

Выдающимся мастером бытового жанра был М.Пимоненко. Боль­шинство его работ, написанных на темы крестьянской жизни, отли­чаются щедростью, эмоциональностью, высоким живописным ма­стерством: «Святочные гадания», «Свадьба в Киевской губернии», «Проводы рекрутов». Однако отношения Пимоненко с украинской национальной интеллигенцией складывались непросто. Ему ставили в вину отсутствие четкой национальной программы, иногда очень грубо критиковали мастера, основавшего в Киеве художественную школу.

Соединение искусства с осознанной национальной идеологией впервые происходит в творчестве С.Васильковского. Выпускник Петербургской Академии, он вернулся из длительной зарубежной поездки, обладая прекрасным профессиональным уровнем. Свое мастерство он полностью отдает Украине: пишет пейзажи Поднепровья, Подолья, Слобожанщины, архитектурные памятники, жан­ровые сценки, исторические полотна. Одновременно он изучает и собирает памятники старинного украинского искусства. В 1900 г. Васильковский совместно с художником-баталистом М.Самокишем создает альбом «Из украшської старовини», комментарии к акварелям Васильковского пишет историк Яворницкий. Признанием художественной, научной ценности альбома является его переиздание в наши дни. Свою историческую коллекцию и многие картины С.Васильковский оставил родному Харькову.

Архитектура. В архитектуре в XIX в. на смену пышности и раскованности украинского барокко пришел сдержанный, академический стиль классицизма. За строительством городов наблюдали специальные комиссии и комитеты. Гражданские сооружения строились с учетом их назначения - главной целью архитектора стало не создание внешней привлекательности, а внутренний комфорт (высокие потолки, вентиляция, освещение).

Переход от барокко к классицизму отразился и на планировании городов. Обязательно выделяется административный центр с пло­щадью, на которой размещались помпезные здания правительственных учреждений, кварталы были прямоугольными, композиции ансамблей, отдельных архитектурных комплексов, дворцово-парковых ландшафтов носили открытый характер.

В это время активно застраиваются новые города на юге Украины и в Крыму - Мариуполь, Александровск, Екатеринослав, Николаев, Одесса. В Одессе по проекту петербургского архитектора Тома де Томона в 1809 г. было сооружено здание оперного театра. Одновременно происходила реконструкция старых городов Слобожанщины и Приднепровья. Архитектурный стиль Киева определялся известным архитектором А.Меленским. По его проекту сооружены памятник в Честь возвращения Киеву Магдебургского права, церковь на Аскольдовой могиле, ансамбль Контрактовой площади на Подоле, сооружения которого пострадали от пожара 1812 г. В 1837-1843 гг. по проекту В.Беретти построено здание Киевского университета. Упорядочиваются такие города, как Харьков, Полтава. Сооружение в Полтаве монумента в честь Полтавской победы (архитектор - Тома де Томон) и Успенского собора в Харькове (В.Васильев, закончил А.Тон) увековечили память о совместной борьбе русского и украинского народа против иностранных захватчиков.

Во второй половине XIX в. стилевое единство классицизма разру­шается. Сложная эпоха утверждения капитализма отразилась и в архитектуре: появляются новые материалы, новые заказчики. Складывается направление, получившее название эклектика (смешение). В киевских фасадах того времени можно увидеть и готику, и Ренессанс, и романский стиль, много зданий в «кирпичном стиле» (главное украшение - неотштукатуренная кирпичная кладка). Поиск все большего разнообразия вызвал интерес к русско-византийским традициям. Они четко видны в облике крупнейшего в Киеве кафедрального Владимирского собора, строившегося больше 20 лет (1862-1886) по проектам И.Штрома, П.Спарро, А.Беретти. Участие в росписях собора В.Васнецова, М.Нестерова, М.Врубеля сделало собор выдающимся явлением в монументальном изобразительном искусстве.

Мастерство и талант украинского народа проявились в создании дворцово-парковых ансамблей. Их авторы как правило нам неизвестны. Народные мастера создавали выдающиеся произведения: дворец Разумовского в Батурине в живописной местности над Сеймом, дворец Галагана в Сокирницах на Черниговщине, к которому прилегает лесопарк площадью 600 десятин, парк «Александрия» на берегу Роси в Белой Церкви, знаменитая «Софиевка» в Умани, где руками крепостных, без использования какой-либо техники были насыпаны горы, выкопаны пруды. Первым проектом в собственно украинском стиле считают принятый в 1903 г. проект здания Полтавского земства архитектора В.Кричевского. Росписи этого здания выполнил художник Васильковский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.032 с.)