Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Украинское культурное возрождение XIX В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторические условия. Образование и наука. Особенности литературного процесса. Искусство. 4. Национальные культурные организации и движения в условиях 1. Исторические условия. Образование и наука. В конце XVIII в. территория Украины была разделена между Австрийской (вошло 20% площади) и Российской империями (80%). К этому времени завершилась ликвидация украинской государственности. В обеих империях разветвленный бюрократический аппарат полностью контролировал все стороны жизни общества. В России в XIX в. особую роль начинает играть полиция, 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, жандармерия. Широкими правами наделяется цензура. Употребление украинского языка сохраняется исключительно в народной среде. То есть на рубеже ХVШ-ХIХ вв. в развитии украинской культуры сложилась кризисная, критическая ситуация. По сути стоял вопрос о самом ее существовании. Здесь возможна историческая аналогия с положением украинской культуры в XVI веке, когда наиболее образованные высшие феодальные слои украинского общества отказались от национальной культуры, православия, ополячились. В тех условиях роль духовного лидера украинского общества взяло на себя казачество. Однако к концу XVIII в. казацкая старшина стала частью российского дворянства и утратила прежнюю роль. В XIX в. в Украине постепенно складывается новый социальный слой общества - национальная интеллигенция. Появление в ее лице культурной элиты и сохранение национальных культурных традиций в народной среде сделали реальным украинское культурное возрождение. Образование. Решающей предпосылкой формирования украинской национальной разночинской интеллигенции явилось развитие образования. В XIX в. новые потребности управления и экономического развития, особенно с появлением капиталистических отношений, заставили правительство специально заниматься вопросами образования. Что касается Украины, то на ее территории собственная традиция широкого школьного просвещения была прервана. Если в начале XVIII в. практически каждое украинское село имело начальную школу, то к его концу, после закрепощения крестьян уцелели лишь единичные школы, которые содержались на средства родителей. В XIX в. система образования начала развиваться в рамках общегосударственной российской политики. При Александре I создается система образования, состоящая из 4 ступеней, преемственно связанных между собой. Самой массовой формой были церковно-приходские школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Даже на эти школы приходился всего 1 учащийся из 200 жителей Украины. Второй ступенью были двухклассные, позже трехклассные уездные училища. Полновесное среднее образование давали гимназии, но они носили ярко выраженный сословный характер. В них обучались почти исключительно дети дворян и чиновников. В состоянии настоящего упадка пребывало образование в Западной Украине. Правительство Австро-Венгрии проводило колонизаторскую политику. В Закарпатье даже в начальных школах обучение велось на венгерском языке, в Галичине - на немецком и польском, на Буковине - немецком и румынском. Формально в 1869 г. здесь было введено обязательное обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет, однако подавляющая часть населения (от 55 до 75%) оставалась неграмотной. Буржуазные реформы 60-х годов в России затронули и сферу образования, реформа здесь была проведена в 1864 г. В соответствии с ней все типы школ, которые существовали раньше, провозглашались общесословными и получали название начальных народных училищ. Тяжелое материальное положение не позволяло большинству детей крестьян и рабочих получать образование, поэтому в конце 90-х годов в различных губерниях удельный вес грамотных колебался от 15 до 28%, к тому же все обучение шло на русском языке. Все-таки количество школ в Украине возросло с 1300 в начале века до 1700 во второй его половине. Очень медленно, но расширялся среди получавших образование круг людей, связанных с народной средой и украинской культурной традицией. Принципиальную роль в этом процессе сыграло открытие университетов. В 1805 г. в Харькове университет был открыт по инициативе местного культурного деятеля В.Каразина на собранные среди дворян и купцов средства. Обучение здесь шло на русском языке, однако университет стал превращаться в центр именно украинской культуры. Его ректором был П.Гулак-Артемовский - известный украинский поэт. Здесь издавались «Украинский вестник», «Украинский журнал». Отсюда вышло много выдающихся деятелей украинской культуры: Г.Квитка-Основьяненко - автор первых украинских повестей, Н.Костомаров - выдающийся историк, А.Павловский - автор первой украинской грамматики и многие другие. В 1834 г. был открыт Киевский университет, первым ректором которого стал известный ученый - М.Максимович. Он поощрял и лично принимал участие в собирании украинского фольклора, изучении памятников истории. В 1865 г. открылся университет в Одессе. В западноукраинских землях основными центрами науки являлись Львовский и Черновицкий университеты, занятия в которых велись на польском и немецком языках. Естественные науки. Развитие университетского образования способствовало прогрессу естественных наук, которые развивались в тесной взаимосвязи с российской наукой. Крупные открытия в области математического анализа и математической физики были сделаны М.Остроградским. Основателем современной физической химии стал М.Бекетов, возглавлявший кафедру химии Харьковского университета. Основатель школы российских доменщиков М.Курако многие годы проработал на металлургических заводах юга империи. В 1886 г. в Одессе зоолог И.Мечников и микробиолог М.Гамалея основали первую кРоссии бактериологическую станцию. Д.Заболотный и В.Высокович внесли весомый вклад в изучение и лечение тяжелых инфекционных заболеваний. С Украиной связан значительный период жизни основоположника военно-полевой хирургии И.И.Пирогова. Здесь он пытался сделать более демократичной систему образования, став попечителем учебного округа в Одессе, потом в Киеве. Гуманитарные науки. Во многих европейских странах в конце XVIII - начале XIX вв. начинает расти интерес к национальной истории. Можно вспомнить огромную популярность романов Вальтера Скотта в Британии, многотомной «Истории Государства Российского» Н.Карамзина в России. Начинается собирание фольклорных материалов, первые публикации появляются в Англии, затем в Германии (например, сказки братьев Гримм). Выходят и первые славянские сборники. Известно, какой интерес вызвали у А.Пушкина «Песни западнях славян». В Украине в уже сложившейся к этому времени среде разночинской интеллигенции эта тенденция нашла широкий отклик. Первый сборник украинских народных песен издал князь Н.Церетели в 1819 г. - «Опыт собирания старинных малороссийских песней». Три сборника подготовил и издал ректор Киевского университета М.Максимович. И.Срезневский был не только собирателем фольклора, но и начал активные публичные выступления с обоснованием самостоятельности, полноправности украинского языка. Он писал, что украинский язык не уступает чешскому своим богатством, польскому - живописностью, сербскому - милозвучием. Следующим шагом стало появление собственно филологических исследований. В 1818 г. в Петербурге вышла первая грамматика украинского языка - «Грамматика малороссийского наречия» - А.Павловского. Если иметь ввиду, что в Украине именно народ в условиях кризиса рубежа ХVШ-ХIХ вв. сберег и язык, и бытовые традиции, и историческую память, то станет ясно, почему этнографические, лингвистические исследования явились исходным пунктом украинского культурного возрождения. В это же время начинают появляться и исторические работы. Первые обобщающие труды по истории Украины были еще связаны с российской историографией. Так, Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский - автор «Истории Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства» - происходил из семьи, принадлежавшей к высшим чиновничьим слоям империи. Его отец управлял Московским архивом Коллегии иностранных дел. Сам Дмитрий Николаевич попал на службу в канцелярию малороссийского генерал-губернатора Н.Г.Репнина, известного своими либеральными взглядами и покровительством украинской культуре. Обстоятельства определили круг научных интересов Бантыш-Каменского. Он не только собирает материалы (после его смерти выйдут и станут хрестоматийными для специалистов «Источники малороссийской истории»), но и во многом проникается настроениями местной дворянской интеллигенции. «История Малой Руси» впервые увидела свет в 1822 г. и имела большой успех. Позже автор продолжил работу, расширил хронологические рамки, подготовил еще два издания. В то же время Бантыш-Каменский не оставлял службу, занимал высокие посты - Тобольского, Виленского генерал-губернаторов, др. Поэтому в «Истории Малой Руси» много противоречивого. С одной стороны, высоко оцениваются первые гетманы Запорожской Сечи, а с другой -само происхождение казачества связывается с выходцами с Северного Кавказа; с одной стороны - критикуется ликвидации строя гетманщины Екатериной II, а с другой - осуждается антимосковская политика казацкой старшины. Что безусловно, книги Д.Н.Бантыш-Каменского вызвали широкий общественный интерес к истории Украины. Исследователем, соединившим высокий профессиональный уровень, прогрессивные политические взгляды, понимание украинских национальных интересов, активную гражданскую позицию, стал историк Николай Иванович Костомаров. Его мировоззрение складывалось во время учебы в Харьковском университете. В 1845 г. Костомаров становится профессором кафедры русской истории Киевского университета. Тогда же он участвовал в создании и деятельности нелегального Кирилло-Мефодиевского братства - первой украинской политической национальной организации. После разгрома общества был арестован, год просидел в Петропавловской крепости, 9 лет провел в ссылке в Саратове. Здесь написал одну из основных работ - «Богдан Хмельницкий и возвращение южной Руси России». Позже заведовал кафедрой истории Петербургского университета. Костомаров писал стихи, исторические драмы, повести на украинском, а научные произведения - на русском языке. Итогом его исследования стали 16 томов «Исторических монографий» и 6-томная «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Н.Костомаров защищал принцип объективности в исторической науке: «Истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде». Выход украинской исторической науки и всего украиноведения на качественно новый уровень связан с именем профессора Киевского университета В.Б.Антоновича. Во-первых, он развернул небывалую источниковедческую деятельность: проводились этнографические экспедиции, публиковались фольклорные сборники, организовывались археологические раскопки, собирались статистические данные. Центром этой работы стало созданное в 1872 г. Юго-Западное отделение Русского географического общества. В 1874 г. в Киеве в большим успехом прошел Археологический съезд. Во-вторых, В.Антонович в собственных научных работах углубляет и усложняет проблематику исследований. Роль народных масс в истории (одно из исследований посвящено гайдамакам), проблемы церкви, становление городов - спектр его интересов очень широк. И, в-третьих, Антонович воспитал плеяду украиноведов, создал целую научную школу. Так, учеником Антоновича был М.С.Грушевский. Михаил Сергеевич Грушевский до сегодняшнего дня является крупнейшей фигурой в украинской историографии. Он родился в городе Холм в Западной Украине, гимназию заканчивал в Тифлисе, учиться в университете приехал в Киев. В 1894 г. по рекомендации В.Антоновича Грушевский получил кафедру всемирной истории во Львовском университете. Здесь он активно участвует не только в педагогической, научной (в 1897 г. он возглавил научное общество им.Шевченко), но и в общественной жизни. Грушевский - один из организаторов Национально-демократической партии Таличины, позже - «Товариства украшських поступовцев». Главные события политической судьбы Грушевского развернутся в XX веке: арест и ссылка в России во время Первой мировой войны, избрание председателем Центральной Рады в 1917г., эмиграция, возвращение в СССР, работа в академических исследовательских институтах. Богатейшее научное наследие М.С.Грушевского, с конца 30-х годов подвергшееся гонениям и ставшее практически недоступным, вернулось к читателям уже в наши дни и с конца 80-х годов оказало большое влияние на современную украинскую историческую науку. Его многотомная «История Украины-Руси» -фундаментальный обобщающий систематический курс истории Украины, основанный на собственной периодизации и концепции. На рубеже XIX-XX вв. в украинской историографии работают уже не одиночки, выдвигается целая плеяда талантливых ученых. Непревзойденным исследователем истории запорожского казачества является Дмитрий Иванович Яворницкий. Собиранием материалов о Войске Запорожском он занялся будучи студентом, а затем внештатным стипендиатом при кафедре российской истории Харьковского университета. За это его обвинили в сепаратизме и лишили государственной стипендии. Когда он попытался продолжить работу в Петербурге, то как политически неблагонадежный за «пристрастие к истории Малороссии» был выслан в Ташкент. Лишь спустя несколько лет смог защитить диссертацию, преподавал в Москве, а с 1902 г. стал заведовать краеведческим музеем в Екатеринославе (Днепропетровске). Он издал капитальную «Историю запорожских казаков», серию монографий о казацких предводителях, популярные очерки, художественные альбомы, собрал богатейшую коллекцию памятников материальной культуры казацкой эпохи. Научную деятельность Яворницкий продолжал и после революции. Он писал: «...казаки, которые боролись со множеством врагов, за православную веру, за украинскую народность,... казаки, которые создали высокохудожественные думы,... выступали носителями высокой гражданственности и поражали современников своей проницательностью, достойны того, чтобы все их деяния были представлены в подробной, живой и художественной истории». Первой женщиной-профессором истории не только в Украине, но и во всей Российской империи стала Александра Яковлевна Ефименко. Родилась она в Архангельской губернии. Здесь закончила гимназию, написала первые статьи. Она, выйдя замуж за политического ссыльного из Харькова П.С.Ефименко, вместе с ним переехала в Чернигов, затем в Полтаву, Харьков. Главной темой ее научного творчества становится история Украины. Очень много Ефименко сделала для общественного признания того факта, что история Украины является самостоятельной наукой. В первые годы XX в. приблизительно одновременно появляются «Очерк истории украинского народа» Грушевского и «История украинского народа» Ефименко - первые популярные учебники, излагавшие исторический путь украинского народа. Александра Яковлевна трагически погибла в 1918 г. во время бандитского налета на хутор под Харьковом, где она жила. Совершенно особое место и в украинской истории и в украинской историографии принадлежит Михаилу Петровичу Драгоманову. Крупный политический деятель, просветитель, философ, Драгоманов как историк главное внимание уделял вопросам новейшей истории. Многие годы он провел в политической эмиграции. С 1877 г. под его руководством типография «Громада» в Женеве была единственным центром издания литературы на украинском языке. На основе исторического анализа Драгоманов приходит к важнейшему выводу - национальные проблемы украинцы могут решить только вместе с социальными. Драгоманов многое сделал для привлечения к истории Украины внимания западноевропейских ученых. Он был членом Парижского этнографического общества, почетным членом Британского научного и многих других обществ. Последние годы жизни трудился в Болгарии. Подводя итоги, можно сказать, что за столетие отечественная историческая наука прошла путь от единичных исследований в рамках истории России до самостоятельной полнокровной научной дисциплины. Осмысление прошлого - обязательное условие и составляющая становления национального самосознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.016 с.) |