Развитие культуры в дохристианский период Материальная культура и общественный уклад. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры в дохристианский период Материальная культура и общественный уклад.



Какизвестно, славяне вышли на историческую арену в первые века но­вой эры, а к V в. сформировалась группа восточнославянских пле­мен, которая стала называться Русь. Источниками информации о культуре восточных славян в древности являются данные археологии, этнографии, народные предания, а также первые письменные свидетельства.

В сочинениях древних авторов славяне часто изображаются как варвары, лишенные подлинной культуры. «Вместо городов у них леса и болота» - писал в VI в. готский историк Иордан. Это весьма субъективное утверждение связано с тем, что славянские поселения были небольшими, непохожими на античные города. Они строились на расстоянии 10-15 км друг от друга и насчитывали от 4 до 70 деревянных жилищ. Главным и по сути единственным строительным материалом была древесина, которая была доступна в изобилии, в отличие от камня, который пришлось бы завозить издалека. В центре сооружались «грады», т.е. укрепления, которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. «Гардарик», т.е. страна городов - так называли Древнюю Русь варят.

Большинство построек в славянских «градах» сооружалось из срубов - бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые избы, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основание крепостных валов. Жилые дома старались строить без применения гвоздей, т.к. ржавеющие гвозди приводили к быстрому разрушению постройки. Окна в домах вначале были волоковыми - заволакивались деревянной заслонкой, позднее стало использоваться стекло.

Археологические материалы свидетельствуют, что в славянском хозяйстве с самых древних времен преобладало земледелие, прежде всего подсечно-огневое в полесской зоне и устанавливалось пахотное - в лесостепи. Для обработки земли применяли плуг и соху, использовали тягловую силу быков и лошадей. Такие способы обработки земли долго сохранялись в крестьянском хозяйстве - вплоть до XX»,.у Для того, чтобы не менять расположение стационарных поселений, использовалось двухполье - одно поле обрабатывалось, другое находилось под паром.

Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством. Постепенно совершенствовались ре­месла. Металлообработкой - изготовлением изделий из железа и цветных металлов - занимались уже мастера-профессионалы. Кузнеч­ное ремесло считалось у славян занятием почетным и даже колдов­ским, что отражает предание о том, как кузнец запряг в плуг дракона и заставил пропахать борозды, которые сохранились в виде укреплений - «земляных валов». В то же время гончарное дело, ткачество, обработка кожи, камня и дерева в условиях натурального производства большей частью оставались в рамках рода.

Хотя славяне представляли собой наследников самой древней в Европе земледельческой традиции, приоритет создания плуга из железа принадлежит не им, а германцам (ХII-XIII вв.). Определенное отставание материальной культуры следует связывать с особенностями исторической судьбы восточных славян, которые должны были вести бесконечные войны с врагами. В этих условиях приходилось больше заботиться не о развитии науки, образования и ремесел, а о защите городов от внешней агрессии.

Обмен имел натуральный характер, кроме территории Черняховской археологической культуры (низовье Днепра и Днестра), где еще в середине I тысячелетия часто использовались римские серебряные монеты. Восточные славяне вели активную торговлю с различными регионами Европы, Ближнего Востока, Азии, причем торговые отношения также свидетельствуют об определенном отставании ремесленного производства. Покупая у Византии, Чехии, в Александрии, Багдаде, Булгаре ткани, оружие, доспехи, другие «фабрикаты» (по М. Грушевскому), восточные славяне продавали или обменивали их на традиционные плоды своей земли - воск, мед, меха, древесину, янтарь, а также невольников. Такой торговый баланс не был выгодным для славян, ведь тогда, как и в наше время, товары стоили гораздо дороже, чем сырье.

Постепенное и неуклонное развитие восточных славян на пути к цивилизации обусловило разложение первобытных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность сосед­ской общины на землю, все же малая семья ближайших родственников начинает играть все большую роль. Летопись «Повесть временных лет» свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, многоженство встречалось редко. Положение женщины в семье было подчиненным, она была полностью зависима от мужа и его родных. Ее приданное переходило в собственность семьи мужа. В VI в. византийский полководец Маврикий изумлялся преданности славянских жен. «Многие из них, - писал он, - кончину мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве».

Селом и городом управляли советы старейшин, решая все важней­шие вопросы жизни. Это нашло отражение в фольклорных произ­ведениях. Так, в сказке о Снегурочке повествуется, что девушка Купава обращается к старейшинам с просьбой рассудить конфликт, возникший у нее с женихом. Старейшины на основе традиций и обычаев (браки заключались, как правило, внутри племени или соседних племен, но не с «чужаками») выносят решение - запрещают нарушать данное невесте слово, осуждают измену.

Родоплеменная община называлась «мир» или «вервь» (веревкой отмеряли наделы земли общинникам). Члены общины были повязаны круговой порукой. «Вервь» платила штраф - виру, если на ее террито­рии произошло убийство чужака, а убийца не найден. Если же убийца был известен, действовал закон кровной мести. Племенные старей­шины прилагали немало усилий, чтобы прекратить распри, достичь согласия. Данная система правовых отношений была, очевидно, доста­точно действенной: по наблюдениям средневековых западных писателей кража и обман у славян были настолько редки, что они не запирали своих сундуков с добром. Позднее традиционное (обычное) право бы­ло нелегко заменить государственным. Этот процесс сопровождался многочисленными конфликтами, описанными летописью. Это обуслови­ло необходимость принятия первого писанного закона - «Русской правды».

Наряду с советами старейшин существовал и институт княжеской власти. Князя избирали или назначали в условиях повышения опасности внешней агрессии и в других экстремальных ситуациях. Систему племенной демократии с элементами военной демократии у славян описывали византийские император и ученый Константин Порфиро­родный и историк Прокопий Кесарийский.

Военные походы у восточных славян, как и у других народов, нахо­дящихся на этапе разложения первобытнообщинных отношений, сначала были делом добровольным, в них принимали участие все желающие. Позднее выделяется дружина, для которой война становится профессиональным занятием. Большинство воинов шло в поход пехотой, имея лук и стрелы, небольшие щиты и копья. Тяжелых доспехов, вотличие от средневековых рыцарей, у славянских воинов не было. В бою, как отмечает Прокопий Кесарийекий славяне были мужественны и бесстрашны. В IХ-Х вв. широко используются такие виды оружия и снаряжения, как тяжелые мечи, метательные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремне, боевые топоры, дротики. Появляется конница, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины умело устраивали засады, могли долго скрываться под водой дыша через тростинку. Иногда они нарочно бросали добычу, чтобы преследо­ватели занялись ее дележом: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. В X в. Константин Порфирородный наставлял своих наследников избегать 'больших столкновений с Русью и особен­но не допускать ее союза с кочевниками. Парусно-весельные корабли, достигавшие берегов Византии, русские князья имели уже в VI в.

Особенно активно формируется дружина в условиях усиления кня­жеской власти. Князь обязан был одевать, вооружать и кормить свою дружину. Наиболее достойных дружинников князь награждал большими земельными наделами. Так формировалось боярство, система прав и привилегий которого (иммунитет) на Руси была более ограниченной, чем у феодалов в Западной Европе. Характерно, что до монголо-татарского нашествия как племенная, так и княжеская дружина практически не выполняла функций принуждения и подавления. Сбор дани (полюдье), в котором принимала участие дружина, происходил, как правило, мирно (первый известный случай сопротивления полюдыо - восстание древлян в 945 г.). Дань была не слишком обременительной, собиралась «от дома», «от плуга» и никогда - от каждого члена семьи, «подушно». Относительно постоянный социальный мир - важная черта культуры Руси дохристианского периода.

Верования. Большую роль в формировании духовной культуры восточных славян играли религиозные представления. В их основе находилось язычество, т.е. обожествление сил природы. Вся жизнь славян была пронизана верой во вмешательство сверхъестественных сил, в зависимость людей от богов и духов. Больше других поражали славян явления природы, связанные с проявлением силы и мощи: гроза, сильный ветер, полыхание огня. Не случайно верховным божеством был Перун - бог молнии и грома, который, как и все боги, воплощал в себе и доброе и злое начало: он мог поразить молнией человека, его жилище, но в то же время он, согласно мифу, преследует Змея, который скрывается в любом предмете, догоняет и убивает его. После победы над Змеем идет дождь и очищает землю от нечистой силы. Не менее сильными и грозными были Сварог - бог огня; Стрибог - бог ветров, олицетворяющий стрелы и войну; Дажьбог - бог удачи, отождествлявшийся с солнцем; Хоре - бог солнца (иногда луны); Симаргл - бог подземного мира, как он чаще всего трактуется, представляли его в образе крылатого пса и др.

В пантеоне восточнославянских божеств, в отличие от древнегре­ческого и древнеримского, было мало богов, непосредственно олицетворяющих интересы и занятия человека. Можно назвать только Белеса (Волоса) - бога богатства, скота и торговли, Мокошь (Мокошу) - богиню дождя и воды, в то же время покровительствовавшую ткачеству. Отличительной чертой является и слабо выраженный антропоморфизм богов: они мало похожи на человека, напоминая большей частью фантастические существа. Скульптурные изображения божеств выполнялись чаще всего из дерева, редко из камня. Они устанавливались, как и в Древней Греции крито-микенского периода, не в храмах, а в рощах, на берегах рек и т.д., такие места назывались капища. Культы божеств оформлены достаточно нечетко: практически неизвестны установленные ритуалы жертвоприношений и обращений, священные атрибуты, слова молитв, которые могли бы отразиться в фольклоре. Характерной чертой является и практически полное отсутствие бо­жеств женского"рода, за исключением Мокоши и Рожаницы.

Вредоносные свойства древних богов воплощали в народных веро­ваниях злые духи: леший, бес, водяной, русалки, полудница - дух лет­него полуденного зноя, криксы - духи крика и плача и др. Злые духи считались неопасными для тех, кто соблюдал все обряды и запреты.

Мировоззрение восточных славян, хотя и имело свою специфику, формировалось в соответствии с общеевропейскими тенденциями раз­вития представлений о мире. Как и другие народы, славяне верили в преисподнюю, небесную твердь, центр мира («мировое дерево»). Жизнь человека подчинена судьбе - «суду божьему». Правда, судьба у славян не была, очевидно, столь же неотвратимой, как фатум у древних греков, но главные события человеческой жизни считались предопределенными. Недаром почти каждый календарный праздник включал обряды гаданий о будущей жизни человека.

Таким образом, культура восточных славян, развиваясь на протяжении столетий, выработала определенную систему ценностей, которая обусловливает ее уникальность и неповторимость. Отмечая закономерное отставание данной культуры, особенно материальной, следует подчеркнуть, что ее в то же время характеризуют многие достижения. Отсутствие рабства как системы обусловливало гораздо большую ценность человеческой жизни, чем это было принято у многих других народов. Здесь же отметим выраженную демократическую тенденцию развития общества у восточных славян, их приверженность к социальному миру. Как бы то ни было, но после принятия христианства действительно начинается следующий период развития культуры на Руси, в ней происходят качественно новые процессы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.186.146 (0.015 с.)