Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческое развитие взглядов на культуру в науке.↑ Стр 1 из 27Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время ученые принципиально сходятся во мнении, что культура при всей сложности и противоречивости доступна изучению и осмыслению, что она вполне познаваема. Развитие культуры имеет свои закономерности, которые подчинены более общим законам. Такой взгляд на культуру, однако, сложился не сразу. На протяжении веков ученые по-разному трактовали суть этого явления. Начало изучения культуры относится к глубокой древности. Для раннеклассовых обществ (Древний Восток, античная Греция) было характерно не аналитическое отношение к культуре, а ее обожествление. Например, древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий и китайский философ Сыма Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. Подобно любому живому существу, культура рождается, живет и умирает, а этапы ее развития напоминают смену времен года. Подобное понимание культуры сохранилось у отдельных ученых и в средние века. Так, арабский историк и философ Ибн - Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит в течение 120 лет, после чего старая культура бывает «добита» иной, более сильной культурой (чаще всего - культурой кочевников). Данное направление в науке приобрело название «культурного натурализма». Для него характерны: перенесение черт природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, фаталистический взгляд на развитие культуры. Современные ученые отрицают цикличность развития культуры. Оно скорее напоминает спираль, а не круг (цикл). Культура и «смертна», и «бессмертна» одновременно. В средневековой Европе проблемы культуры освещались в трудах философов - богословов. Они, по сути, отождествляли духовную культуру и религию, а материальную культуру считали полезной, если она служит делу укрепления религии. Искусство, как правило, оценивалось негативно, так как считалось наиболее неустойчивым по отношению к соблазнам, мирской суете, искушениям и другим слабостям человеческой натуры. Образование в идеале должно было быть религиозным, служить укреплению веры в людях. Религиозный деятель и философ Августин Блаженный в своей «Исповеди» сравнивал обучение светским наукам с опьянением, к которому побуждают молодежь учителя, уже познавшие его. В эпоху Возрождения и затем за ним Просвещения многих ученых занимали проблемы нравственного содержания культуры, ее целей и направления развития. Например, магистерская диссертация Ж.-Ж. Руссо была посвящена выяснению того, что же несет культура обществу - прогресс или регресс? Великий немецкий философ И. Кант связывал культуру с человеческой душой, в которой содержится нравственный закон, данный от Бога. Но поскольку пути Господни неисповедимы, то культуру, как и душу человека, можно исследовать, но постичь до конца невозможно. Разум ученого бессилен перед мистикой культуры. Другие ученые верили в "познаваемость культуры, критически оценивали ее возможности, исследовали различные ее формы. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Т. Гоббс, Д, Локк вообще преклонялись перед человеческим разумом, считали, что знания и просвещение дают возможность правильно оценивать прошлое и настоящее, прогнозировать будущее. «Знание-сила», - утверждал Ф. Бэкон. Ко второй половине XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И. Гердера, который одним из первых заинтересовался изучением национальных культур как формы существования мировой. Он выделил этапы, через которые проходит национальное возрождение: I - изучение истории, этнографии, II - складывание национального литературного языка, III - возникновение национальных организаций. В первой половине XIX в. в науке о культуре событием стали работы русского ученого Н. Я. Данилевского. В книге «Россия и Европа» он выдвинул концепцию «замкнутого (локального) развития культур». Каждый народ, по Данилевскому, создает специфическую систему ценностей, особый менталитет. Выработанная им культура с трудом контактирует с другими культурами, сопротивляясь проникновению в ее «тело» инородных элементов. Данилевский создал «систему типов» человечества. Он писал, что есть народы, приверженные идее государственности, а есть такие, которым она„ по сути, чужда. Есть люди, исповедующие идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Есть народы - «бичи божьи» - гунны, монголо-татары, турки, которые «добивают» старые цивилизации. Данилевский писал, что народы Востока создали изысканную, но малоподвижную, созерцательную культуру, которая из поколения в поколение воспроизводит саму себя. На Западе была создана динамичная, утилитарно-практическая, направленная на преобразование природы и общества культура. Позднее эти идеи получили развитие в трудах украинских философов XX в. М. Хвылевого, Д. Донцова. Концепция «локального развития культур» уязвима в том, что без достаточной аргументации преувеличивает некоторые черты культуры (самобытность, устойчивость) и недооценивает другие (способность к контактам, заимствованию, динамизм). Значительный вклад в развитие научного взгляда на культуру внесли писатели, общественные деятели Украины -Т.Шевченко, Леся Украинка, И.Франко. Так, М.Драгоманова как ученого характеризуют применение сравнительно-исторического метода, научная толерантность, широта взгляда на проблемы культуры, обращение к общечеловеческим ценностям. Проблемы культуры занимают важное место в трудах крупного историка М. Грушевского. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных этноплемен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя русскую и украинскую культуры, он все же считал последнюю более близкой европейской культуре. Если на протяжении XIX в. изучение культуры осуществлялось преимущественно в рамках истории, философии, этнографии, археологии, то на рубеже XIX - XX вв. сформировалась культурология как наука, целью которой стало специальное исследование философской сути, теории культуры. Самыми известными исследователями культуры в XX в. считаются немецкий ученый Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби. В книге Шаенглера «Закат Европы» (1917 г.) на новую ступень подняты идеи культурного натурализма. Автор выдвинул и разработал идею культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм, родившись, проходит естественный круг, достигает расцвета и, истощившись, приходит к своему естественному концу. Культура Европы, по Шпенглеру, к 2000 г. достигнет заключительной стадии и прекратит свое существование, оставив после себя лишь форму - цивилизацию, которая отбросит идеалы демократии и превратится в жесткий монархизм. А. Тойнби в своем 12-томном труде «Исследование истории» собрал и систематизировал огромный фактический материал по истории культуры народов мира. На основе его анализа Тойнби отказался от идеи универсального для всех народов пути исторического развития, сделал вывод о многообразии форм организации человечества (цивилизационных типов). Он выступает и последователем, и критиком Шпенглера. Разделяя точку зрения о «закате» западного мира, Тойнби в то же время не считает гибель европейской культуры неизбежной. Если контролировать природопользование, установить справедливые отношения между богатыми и бедными странами и внутри самих западных стран, то культуру можно спасти. Тойнби верил в синтез культур, отвергал фатализм в развитии культур, по-новому ставил вопрос о роли личности и прогрессивных социальных структур в выживании культуры. В целом в XX в. часто стали высказываться скептические взгляды по вопросу о возможностях культуры совершенствовать духовную и моральную сферу жизни общества. Наряду с прежней уверенностью в облагораживающем воздействии культуры, имеет место и разочарование. Философ и психолог Э. Фромм писал, что человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей - все еще в каменном. Существует и мнение, что современная культура отрицает себя, превращаясь в антикультуру. Речь идет об использовании достижений культуры вразрез с принципами гуманизма: оружие массового уничтожения, бесконтрольное и стихийное развитие индустрии, враждебные природе технологии и т.д. Однако антикультура в различных ее проявлениях вызывается не чрезмерным уровнем развития культуры, а кризисными явлениями и процессами в общественной жизни. В свою очередь, устранить эти негативные процессы способна только прогрессивно развивающаяся материальная и духовная культура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.01 с.) |