Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура,как объект фил рассмотрения

Поиск

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы...

Культура как объект философии

Понятие культуры. Культура как единство форм мышления и

экономической, политической, духовной, религиозной, практической,

художественной жизни.

Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как

процесс самопознания человека. Универсальность культуры в

жизнедеятельности человека и общества. Культура и цивилизация. Понятие

цивилизации. История как процесс взаимодействия различных типов

цивилизации.

Сущность, структура и основные функции культуры. Культура как

система. Культура в жизни человека. Смысл культурного творчества

человека. Человек как высшая ценность культуры. Человек в системе

социально-исторических и культурных связей. Эволюция представлений о

человеке в различных типах культуры.

Субъекты культуры. Личность и культура. Культура — духовное

измерение личности и общества. Роль культуры в социализации личности.

Культура и нравственность. Культура и субкультура.

Многообразие культур. Типологизация культур. Общая характеристика

западного и восточного типов культуры. Особенности становления и

развития русской культуры. Россия в диалоге культур. Понятие массовой

культуры. Необходимость усиления взаимодействия культур. Проблема

диалога культур в информационном обществе.

Фил антропология

Фил-я антропология - течение современной фил-й мысли в центре внимания -проблема человека, а основная идея - создание "синтетической" концепции человека. Его главные представители - М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер.
Принципиальной задачей фил-й антроп-гии явл-ся разработка проблемы сущности чел-ка. По мнен Шелера, фил-я антроп-я - базисная наука о сущ-ти и сущностном строении чел-ка: о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его физ-м и псих-м,дух-м начале в мире, о силах, к-рые движут им к-рые движет он, об основных направления его биолог-го, псих-го, духовно-исторического и соц-го развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действит-ти этих возможностей. Фил-я антроп-я - учение о чел-к с точки зр Бытия самого чел-ка.
Шелер полагал, что такой сущностной идеей чел-ка явл-ся антрополог-й дуализм духа и жини. Сущностное опр-е челка есть одновременно опр-е его особого положения в порядке бытия. Соотв-но, принцип атроп-го дуализма будет основан в качве сущностой хар-ки чел-ка, если буде доказао на основе этого принципа особое положение чел-ка в бытии И поскльку жизь явл-ся чем-то общим для чел-ка и остального орг-го мира, то чел-к может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни. В его работе "Положение челка в космосе" статус чел-го бытия выявл-ся в космолог-й перспективе через соотнесение чел-ка с др формами орг-го мира. Ш. Убежден, что чел-к - естестествнный чел-к - есть животное. Он не развился из жив-го царства, а был, есть и всегда останется жив-м. Однако между чел-м и др. жив-м миром есть сущностное различие - наличие у чел-ка духа. Наиб важной базисной хар-кой чел-го духа объявл-ся его "открытость миру". Жив-е ограничены средой обитания, а дух чка преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.Сущностная особенность чел-ка связывается Ш с го онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого чел-й дух предстает как объективность. Из этих базовых качеств чел-го духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру(любовь). Всякий дух носит личностный хар-р. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.
Специфику и сущность чел-ка Гелен связывает с особой исключительностью биолог-й организации чел-ка. По его мнению "чел-к - существо, открытое миру". Эта "открытость" опр-ся его биолог-м недоразвитием и недостатчностью, т.е. неприспособленностью, неспециализированностью, примитивизмом. Чел-к как биолог-ки "недостаточное", "неготовое", "не установившееся" существо долен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу этого чел-к явл-ся действующим существом. Действие - это форма чел-го владения природой в целях обеспечения его жизнедят-ти. "Открытость миру" и дйственность чел-ка обуславливают гл. принцип его существования - "принцип освобождения от бремни".Суть принципа - недостатки чел-й конструкции, к-рые в естественных, жив-х усл-ях предст собой тяжкое бремя для его жинеспособности, чел-к самостоят-но превращает в усл-я своего ущ-я. Результат процесса - становление чел-ка как культурного существа. С т. зр. Гелена, культура явл-ся опр-щей сущностью чел-ка. Не существует "естественного" чел-ка. Отсутствие готовых средств и ресурсов физ-й организации чел-ка восполнятся, компенсир-ся его "второй природой" - культурой. В основе культуры лежит духовное начало. Т.о. Гелен приходит к тому же выводу о дуалистической сущности чел-ка.
Плесснер понимает, что свободу чел-ка, его способность к культурному творчеству нельзя объяснить лишь специфической биолог-й структурой. Он обращается к отдельным отличительным способностям чел-го индивида, в частности к особенностям его психики. Чел-к отл-ся от жив-го так называемой Экс-центрической позицией. В силу этой позиции чел-к способен отделять свое "Я" от своего физ-го существования и след-но, осознавать свою собственную "самость", осознавать себя как личность. Экс-центрическая позиция задает не только структуру внутреннего мира чел-ка, но и способы реализации чел-го существования, отношения чел-ка к бытию. Основные формы этого отношения опр-ся тремя базовыми антропологическими законами. 1) Чел-к должен сам себя сделать тем, что он есть. Чел-к сам управляет своей жизнью с помощью культурного творчества. 2) Второй закон определяет способ, каким даны объекты чел-ку в познавательном и эмоциональном отношении к миру. 3) Закон утопического места. Хар-ет неукорененность чел-ка в бытии. Неукорененность означает сознание ничтожности своего бытия и тем самым ничтожности бытия всего мира. Собсвенное существование, как и существование всего сущего, осознается чел-ком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержна случайности, явл-ся абсолют-м бытием, Богом. В этом Плесснер видит ядро всякой религиозности.
Антропология - учение о природе и сущности человека. Центральная проблема - что есть человек. Термин "философская антропология" ввел Кант, как раздел философии и интерес который прикован к проблеме автономности человека. Занимается выработкой идеи человека на основе знаний, накопленных в разных науках о человеке. Современная западная фил. Антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеческой личности, ее творческих возможностей, смысл существования. Человек - особый род сущего. Философы, писатели, ученые сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая это мнение как аксиому. Бердяев: "Человек ест принцип новизны в природе...". Человек творит мир культуры. Человек сложен и неисчерпаем, в нем самом удивительное сплетение природы и социальных качеств.
Душа - главное в человеке, его сущность. По Аристотелю душа - это все. Понятие души древнее, чем дух. Для антропологии человек - сверхприродный субъект. По Фрейду человек - подвал низменных желаний. Юнг считал бессознательное человека - пещерой сокровищ. Человек -пересечение двух миров, мира горнего возвышенного и дольнего, природного. В этом специфика человека как особого рода сущего. Природа человека многообразна. Человеческое в человеке - это способность различать добро и зло.

Проблема чел-ка в фил. Античность. Природа превосходит человека. Человек как микрокосмос, полит., живот., разумное сущ-во. Средневековье. Чел-к сотворен и одухотворен богом, возвыш.над природой. Это творенье Божье, дуализм дух.(божетсв.)и телес.(грехов). Новое время. Превосх-во чел-ка над природой. Это мыслящая вещь(Декарт), машина(Ламетри), разум.животное. Нем. клас.фил-я: предмет.сущ-во; субъект произ-ва; нравст.природ.сущ-во(Кант). Марксизм: ансамбль всез общ.отнош-й; общ.-предметное, деят.сущ-во; творец мира и самого себя. Психоанализ: бессознат. Неоклассич.фил-я: воля к жизни(Шопенгауэр); воля к власти(Ницше); жизн.порыв энергии(Бергсон).

Чел-к заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеят-ти ч.), рац. (осознано познават. ориентация ч.), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Соц. связи и отнош-я складываются между людьми в процессе их совместной деят-ти. Чел-к – существо родовое. Индивид (атом) – неделимый, единый, - чел-к как часть коллектива, совокупности рода чел.. Индивид является началом, основанием для формир-я личности. Чел-к как индивид-ть обладает и специф. чертами, кот.позволяют отличить его от др. членов рода(психол.особ-ти, отношение к ср-вам произв-а, хар-р его деят-ти, полит- ориентацию, положение в обществе). Личность – индивид. выраж-е общ отнош-й и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обяз-тей, соц. норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результир.св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Важн. фил. проблема: соотношения прир. и соц. в его историч. и индивид. развитии.

Глав.двигателем общ. развития явл. борьба за сущ-е и естеств. отбор. Выживают только сильнейшие, погибают все слабые и неприспособленные к среде.

Человек – социобиолог. существо. Как личность он явл. социолог. Челов. природа являет нам сознат-ть, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоят-в. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойств-ть всегда заставляла философов искать сущность человека. Без соц. факторов, не м.б. человека. С др.стороны, человек – существо физ., телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы.

Под проблемой человека в фил. понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, души и тела, свободы, поиск места человека в окр. мире и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.236 (0.009 с.)