Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют пересмотра работы по трудовому воспитанию дошкольников в современном детском саду, ориентируют специалистов системы дошкольного образования на обновление ее содержания, интеграцию образовательной области «Труд» с другими образовательными областями и ее реализацию в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Особенности педагогической технологии трудового воспитания (М.В. Крулехт) связанысконструированием педагогического процесса, направленного на целостное развитие ребенка как субъекта деятельности, создание условий для проявления его потенциальных возможностей и способностей, осознания значимости ценности труда по мере вхождения в современный мир, реальные трудовые связи с близкими людьми. Конструирование педагогического процесса на основе методик взаимосвязи средств трудового воспитания определяет пошаговое приобщение воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности. Первый шаг в приобщении к современному миру – формирование знаний о предметах и труде взрослых (в младшей группе – наблюдение за изготовлением взрослым поделок, игрушек из бумаги, пришиванием пуговицы, шитьем шапочки для куклы и т.д.; в средней группе – знакомство с трудом сотрудников детского сада няни, прачки, повара; в старших группах – знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями дома (кулинария, рукоделие и др.)). Второй шаг связан с овладением трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки (в младшем возрасте – освоение процессов самообслуживания; в средней группе – освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда (сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды); в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке пылесосом, элементарной почине одежды (пришить пуговицу, вешалку), приготовлению простейших блюд (бутерброды, винегрет, салат, сок и пр.). Третий шаг связан с вхождением ребенка в реальные условия связи с близкими для него людьми (воспитатель, няня, родители). Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. Активность младших дошкольников к освоению самообслуживания стимулируют привлекательные дидактические пособия, помогающие освоить умения застегивать, зашнуровать, намылить и пр., играя. В старших группах создаются уголки детского творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов, конструктора, а девочки – шить, вышивать и пр. Взаимодействие с детьми младшем возрасте направлено на развитие любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании. Для этого необходимо эмоционально поддерживать ребенка, побуждая его самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания с удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч). В каждом отдельном случае подчеркивать детские достижения и успехи («Как хорошо, что ты это делаешь сам», «Какой молодец, что сам оделся (вымыл руки»), чтобы ребенок испытывал чувство радости от достигнутого результата, стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость. Необходимо поддерживать стремление малыша быть опрятным, обращаться к старшим с просьбой помочь устранить недостатки, учить пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи; благодарить словом, улыбкой, жестом. Использовать дидактические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания; создавать условия и побуждать детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику, когда ребенок в роли мамы учит «своих детей» умываться, кушать, причесываться, следить за своим внешним видом. В средней группе необходимо развивать познавательный интерес к миру взрослых, желание войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Взаимодействие и сотрудничество с ребенком ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде. Необходимо способствовать приобщению детей к самообслуживанию в процессе режимных моментов в повседневной жизни детского сада. Например, помочь застегнуть сзади пуговицы на одежде; напомнить, что влажные вещи надо отнести в сушильный шкаф и пр. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам и оборудованию, которое используется в процессе самообслуживания (аккуратно вешать и складывать одежду; класть мыло в мыльницу, тщательно выключать воду после умывания). Расширять объем самообслуживания за счет новых обязанностей, связанных с освоением процессов хозяйственно-бытового труда. Последовательно проектировать образовательные ситуации, формирующие умение детей переносить представления и умения в хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы: сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких детских вещей. Эффективно использование игровых персонажей, позволяющих учить детей ставить цель, выбирать предметы и инструменты, организовывать себе рабочее место; выполнять трудовые действия в верной последовательности; осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля качества выполнения. Важно эмоционально поддерживать проявления добросовестности, ответственности, активности и инициативности, стремление помочь взрослым, товарищам, включиться в трудовые дела; сопереживать трудовым успехам и неудачам ребенка, радоваться, давать почувствовать детям свою умелость. В старшей группе ребенку важно обеспечивать опыт вхождения в реальные связи со взрослыми и сверстниками в соответствии с возросшими физическими и психическими возможностями детей 6 года жизни. Включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится естественным содержанием повседневной жизни, позволяющим осознавать свое взросление. Поэтому необходимо расширять спектр детского самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры; совместное приготовление со взрослыми несложных блюд; уход за растениями и животными). Целесообразно включать детей как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений), так и целостные виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке природы). Проектировать включение всех воспитанников в повседневные трудовые дела в условиях детского сада. Развивать умения планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; договариваться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда. Создавать предметно-развивающую среду и проектировать образовательные ситуации, стимулирующие желание детей создавать разнообразные поделки для игр, подарков. Побуждать осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, природным материалом); развивать способность к преобразованию материалов: сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать. Приучать детей использовать выкройки, переводить рисунок на бумагу, дерево, ткань; скреплять детали с помощью пластилина, липкой ленты; вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку», пришивать пуговицы, нанизывать бисер. Дети осваивают обобщенные способы конструирования, ручного труда и рукоделия. Руководя сюжетно-ролевыми играми, создавать условия для включения трудовых процессов с настоящими инструментами в игровой сюжет (шитье одежды для кукол, поделки из бумаги, дерева и других материалов). При этом широко практиковать приемы, побуждающие к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, простейшие пооперационные карты) В подготовительной группе необходимо ориентировать детей на реальную помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде, последовательно расширяя круг поручений. Включать в детские обязанности протирать пыль на полках с игрушками, с подоконников, на мебели в спальной комнате; наводить порядок в хозяйственном шкафу и пр. Развивать у детей умения осознанно принять задачу от взрослого или поставить ее самостоятельно; способность выбрать лучший способ решения, попытаться самостоятельно отыскать варианты, получить совет, дополнительную информацию от взрослого, посоветоваться, реально оценить свои возможности, попросить при необходимости о помощи; контролировать себя, проявляя волевые усилия для достижения качественного результата трудовой деятельности. Включать в содержание хозяйственно-бытового труда обучение детей элементарному приготовлению пищи (нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой, «читать» схематические рецепты приготовления блюд и пр.). Вместе с детьми изготавливать простейшие пособия для организованной деятельности, атрибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, деталей костюмов и украшений для праздников. Совершенствовать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумага, дерево). Развивать умения старших дошкольников самостоятельно использовать простейшие инструменты - ножницы, иголки, тиски, пилу, молоток, прибор для выжигания, детскую швейную машину. Побуждать детей к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, использование пооперационных карт, обобщенные способы конструирования, ручного труда и рукоделия, «чтение» схем, простейших чертежей). Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности: плетение из бисера, вышивание крестиком, вязание крючком, шитье кукольной одежды и мягких игрушек, поделки из бумаги, дерева, конструкторов, «бросового» и природного материала. В этих целях приемлемо организовывать детские мини-мастерские, студии творчества, кружки по интересам [3]. В условиях поиска разных форм организации педагогического процесса актуальным является использование детского досуга. В педагогической технологии развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности (Крулехт М.В., Созинова М.В.) досуг определяется как интегративная деятельность, сочетающая в себе элементы отдыха, развлечения, игры и создания творческого продукта. Результаты исследования разрешают противоречие между декларированием значимости самостоятельной детской деятельности для развития личности и доминированием обучения в образовательном процессе. Предлагаемая технология содержательного досуга старших дошкольников базируется на индивидуально-дифференцированном подходе и становится возможной при использовании продуктивных видов деятельности, ориентированных на интересы и предпочтения мальчиков и девочек этого возраста. Педагогическая технология выстраивается как поэтапная. Этап 1 - «Путешествие в мир волшебников» направлен на освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Первый шаг – «Удивительный мир волшебников» включает в себя наблюдения творческих трудовых процессов взрослых, беседы об изготовлении материалов (ткани, древесины, пластмассы, бумаги), инструментах для приобретения детьми представлений о продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Второй шаг направлен на освоение базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа с деревом, вышивание, конструирование, рисование) и дает возможность ребенку реализовать свои творческие замыслы. Интересными формами работы являются сказочные путешествия по стране мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик, Веселый молоточек, Волшебная кисточка, Кирпичик), что позволяет включать детей в проблемные ситуации, предполагающие освоение базовых умений в продуктивных видах деятельности. Этап 2 – «Я-волшебник» направлен на развитие творческого потенциала в продуктивных видах деятельности (конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование) в пространстве мини-мастерских по 4-5 человек как «погружение» ребенка в творческую атмосферу интересной ему досуговой деятельности. Педагогическое руководство деятельностью детей, прежде всего, ориентировано на развитие общих творческих умений: способности к вариативности, переносу, гипотетичности, импровизации. Для создания комфортных условий, обеспечивающих снятие «дидактического синдрома», заорганизованности, излишней регламентации, целесообразно использование игры, в частности, игровых ролей, игровой презентации результатов детской деятельности. Это создает атмосферу доверия, сопереживания, творческого взаимодействия взрослых и детей во взаимно увлекательной деятельности, где интегрируется игра и труд. В исследованиях М.В. Крулехт, А.А. Крулехт разработана программа «Самоделкино» и педагогическая технология организации досуговой деятельности мальчиков 5-6 лет, связанная с конструированием из «бросового» материала. Авторы вслед за многими исследователями (И.Я. Базик, Р.С. Буре, Э.К. Гульянц, О.В. Дыбина, Т.А. Маркова, Ф.П. Филенко и др.) относят конструирование из «бросового» материала к ручному труду. Поэтому в предлагаемой технологии оно рассматривается в логике структуры трудового процесса: цель (создание поделки, реализация проекта), «бросовый» материал для труда, инструменты, трудовые действия по созданию поделки, сама поделка или проект как результата труда (В.И. Логинова). Если конструирование используется в организации досуга детей, то оно может быть организовано в рамках реализации творческих проектов. Темы проектов («Космическое путешествие», «Конструкторское бюро», «От кареты до ракеты», «Город будущего», «Рыцарский замок», «Подарок маме») представляются детям в форме конструкторской задачи: например, надо решить, что потребуется для космического путешествия, из чего можно сделать, кто будет делать и т.д. При разработке проектов реализуется идея ориентации досуга мальчиков на характерное для них стремление к приключениям, тайнам, мужским секретам. Стержневая игровая фабула строится на сюжете о роботе У-2 (Умелкин — 2), который прилетает со сказочной планеты С на космическом корабле. Организация деятельности в мини-мастерской «Планета С» строится пошагово: - знакомство с содержанием работы в мини-мастерской и игровым персонажем; - знакомство с разнообразием «бросового» материала, его качествами и свойствами в процессе экспериментирования; – знакомство с инструментами, правилами их использования; - знакомство с альбомами, технологическими картами, развитие умений «читать» чертежи, схемы. оставлять их самостоятельно; - деятельность в мини-мастерской по реализации творческих проектов. Предлагаемое содержание детской досуговой деятельности, позволяет учитывать своеобразие субкультуры современного старшего дошкольника, соответствие возрастным и половым интересам и склонностям мальчиков и девочек 5-6 лет. Использование предлагаемых технологий трудового воспитания дошкольников будет способствовать не только воспитанию трудолюбия ребенка, способности прикладывать интеллектуальные и физические усилия для достижения желаемого результата, но и укреплению детского сообщества, дружеских взаимоотношений, формированию специфической детской субкультуры.
Повышению эффективности педагогического процесса способствует тематическое объединение содержания, по близким детскому опыту «темам-сюжетам», подсказывающим основную идею будущих работ, экскурсий, игр, воспринимаемого визуального ряда («Детский мир», «В мире животных», «Лестные приключения», «Морские путешествия», «Краски и настроение осени», «Фруктовые сказки», «В семейном кругу»).
Педагогическая диагностика достижений детей дошкольного возраста и мониторинг образовательного процесса в детском саду.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.123.220 (0.009 с.) |