В чем особенности процесса воспитания в дошкольном возрасте? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем особенности процесса воспитания в дошкольном возрасте?



Дошкольное детство – уникальный этап в развитии, качественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным миром, миром, в самосознании. Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства.

Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:

– Самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности.

– Развитие личности ребенка как процесс «социального наследования», активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т.п

– Амплификации развития ребенка, как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей.

– Определяющая роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности, при ведущей роли игры

– Развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции.

– Обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов.

– Непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.

Цель воспитания – ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию способностей, психическому и физическому здоровью, индивидуальности. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Ведущей идей воспитания является содействие полноценному развитию индивидуальности, самобытности личности ребенка, его творческой активности и самореализации в доступных видах детской деятельности. В дошкольном учреждении необходимо создать каждому ребенку возможность для развития познавательных и художественных способностей, широкого взаимодействия с миром, активного участия в разных видах деятельности, в соответствии с интересами и склонностями.

Воспитание направлено на развитие целостное личности ребёнка (активность, самостоятельность, гуманистическая направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре.

Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитие в дошкольном детстве основ культурного отношения детей к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (Это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения). Обеспечить базис личностной культуры – значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми, и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, достигнутых результатов. Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.

Воспитание дошкольников имеет свои особенности, обусловленные своеобразием развития психики дошкольников и возможностями освоения ими социо-культурного опыта. Это: определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Педагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: позиция прямой передачи опыта «Делай как я», позиция партнерства «Давай сделаем это вместе», позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается», позиция выбора творческого решения «Кто придумает интересней» и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 7771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.006 с.)