История становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.



 

В отечественной дошкольной педагогике проблема трудового воспитания волновала педагогов с момента возникновения первых детских садов в России. В 20-е ХХ века годы был организован детский сад по методу Е.И. Тихеевой, который стал своеобразной лабораторией, где отрабатывалась и технология трудового воспитания.

Е.И. Тихеева доказала, что игра и труд, широкое ознакомление с трудом взрослых являются важными средствами развития дошкольников. Е.И. Тихеева обогатила педагогический процесс оригинальными дидактическими пособиями (дидактическая кукла, рабочий швейный ящик и пр.), выдвинула идею организации трудовых уголков (уголок прачки, кухонный, портнихи и др.). Большое место в практике ее детского сада нашли труд в природе, хозяйственно-бытовой и ручной труд. Составной частью педагогического процесса по методу Е.И. Тихеевой были разнообразные трудовые поручения как средство воспитания самостоятельности, трудолюбия и других личностных качеств.

В течение ХХ века осуществлялись многочисленные исследования по разным аспектам проблемы трудового воспитания. Это способствовало тому, что к 90-м годам ХХ века в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные методики: ознакомления дошкольников с трудом взрослых (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Н.М. Крылова, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, Е.И. Радина, О.И. Соловьева, С.Ф. Сударчикова, З.А. Тидикиене), трудового обучения (Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, Г.В. Груба, М.В. Крулехт, Л.Я. Мусатова, Л. А. Порембская), руководства работой дежурных (З.Н. Борисова, Г.Н. Година, К.А. Климова), трудовых поручений и коллективного труда (Р.С. Буре, Н.Г. Лоран, А.Д. Шатова), совместного труда взрослого с ребенком (Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева).

При многообразии перечисленных методик выделяются два альтернативных направления.

Для первого – характерно отсутствие взаимосвязи между ознакомлением с трудом взрослых и воспитанием личности ребенка в процессе собственного труда. При отборе знаний о труде акцент делается на показ отношений (отношение к инструментам, технике, дружный характер труда и т.д.). Фиксация внимания детей на внешней стороне трудового процесса (наблюдение труда строителей, работников почты и др.), а не на его содержании и структуре не позволяет детям использовать полученные в ходе наблюдений знания и зрительные образы для освоения умений собственной трудовой деятельности. В большинстве случаев полученные знания подкреплялись игрой и редко – трудом самих детей. В традиционной методике повседневная трудовая деятельность рассматривалась как главное средство трудового воспитания, а трудовые поручения – как основное средство вовлечения ребенка в трудовую деятельность (В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова). В ключе данного направления Л.В. Куцаковой разработана программа «Я люблю трудиться» и методическое обеспечение к ней [14].

В основе методики трудового воспитания второго направления (научная школа В.И. Логиновой) лежит взаимосвязь средств трудового воспитания: формирования знаний о труде взрослых, освоение целостных трудовых процессов, самостоятельная трудовая деятельность детей в повседневной жизни [8, с.54-57].

Исследование М.В. Крулехт было посвящено изучению целостного развития ребенка как субъекта элементарной трудовой деятельности. Автором доказано, что возможности проявления ребенком индивидуальности в труде базируется на освоении позиции субъекта – такого личностного образования, которое обеспечивает способность применять свой социальный опыт для постепенного вхождения в социальный мир, приобщение к его ценностям через включение в реальные трудовые связи с близкими людьми. Автором были выявлены показатели позиции субъекта в трудовой деятельности: - способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда; - умение оперировать освоенными способами осуществления трудовых действий; - осуществление самостоятельного контроля и оценки труда; - выход за пределы заданной ситуации, самостоятельное разрешение элементарных проблем. Освоение ребенком позиции субъекта позволяет достичь дошкольнику творческих результатов, способствует удовлетворению потребности в активности.

Исходя из педагогической концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности (М.В. Крулехт), была предложена модель образовательного процесса в старших группах детского сада, в которой структурной единицей образо­вательного процесса выступают «занятия по интересам», органи­зуемые во время досуга (исследования А.А. Крулехт. М.В. Созиновой) и включающие в себя игру и детский труд. В последнее десятилетие на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена разрабатывались методики руководства детской игровой и трудовой деятельностью в русле концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.003 с.)